Классный час "Основа сплочённости классного коллектива" к недели психологии для обучающихся 8 класса. На этом классном часе ребята проявляют взаимоуважение друг к другу, симпатию. Задача классного часа определить есть ли связь между такими понятиями как коллектив, самоуважение, взаимоуважение; понять от чего зависит взаимоуважение в классе.
Классный час
«ОСНОВА СПЛОЧЁННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»Пояснительная записка
В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплочённостью. Вопрос
этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплочённости
коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт
каждого ее члена.
Класс для школьника это не только место, где есть возможность общаться, но и модель
поведения, авторитет. Группа задаёт нормы для своих членов от стиля в одежде до
поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для
подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так,
групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке,
невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто
ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие
сплочённости, улучшение социальнопсихологического климата, формирование
позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной
учебной деятельности.
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности»
Курт Левин
Цель: повышение сплочённости учебного класса, развитие взаимоуважения.
Задачи:
1. Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения
друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику.
2. Развивать умение сотрудничать и действовать сообща.
3. Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
4. Разрешать конфликтные ситуации.
5. Формировать позитивное отношение к каждому человеку.
Ход классного часа:
Добрый день, ребята! Наш сегодняшний классный час называется “Взаимоуважение”. Мы
будем учиться проявлять чувство уважения друг к другу, симпатию. Наши задачи: 1)
определить есть ли связь между такими понятиями как КОЛЛЕКТИВ, САМОУВАЖЕНИЕ
и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ! 2) понять от чего зависит взаимоуважение в классе и что
поспособствует росту взаимоуважения в нашем коллективе.
На доске записана цитата:
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя.
Федор Достоевский
1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят
своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем,что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники
внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас
разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники
внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура
повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с
каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
2 упражнение – «Паутинка»
А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «паутинка». Я беру за один конец
клубка, зажимаю его в руке и бросаю клубок ниток другому со словами: «Я – Елена
Викторовна, бросаю клубок Плужник Алексею, я могу научить его сажать цветы».
Иван, держась за нить, бросает клубок дальше и называет свое имя и имя следующего
игрока, и чему он может его научить.
Вот видите ребята, вы все связаны друг с другом, и даже если мы отпустим нашу паутину
все равно от поступков каждого зависит жизнь В ВАШЕМ КЛАССЕ. Мы коллектив! На
доске пишется слово коллектив ребятам необходимо предложить ассоциации на это слово.
КОЛЛЕКТИВ
Класс
Общее дело
Группа людей
Законы
Правила
Интерес
Общие цели
Коллектив – это люди, объединенные общими идеями, интересами, делами. Хорошие
дружеские отношения в коллективе зависят от уважения в коллективе.
Мы все разные у каждого свой характер и нрав, но каждый из вас заслуживает уважение ,
и в каждом из нас есть то , за что можно нас уважать. И прежде чем мы перейдём к
следующему заданию прослушайте стихотворение:
Есть в каждом то, за что он может,
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.Ум, почву мысли, уваженьем,
Всегда стремитесь удобрять.
3. упражнение – «Сердце»
Перед вами сердце сердце вашего класса, я раздаю вам стикеры, на которых записаны
имена ваших одноклассников, задача быстро написать за что можно уважать его или
какие либо добрые слова и приклеить нашу запись на стикер ( дети выполняют задание
приклеивают свои записи и озвучивают их ). Посмотрите, ребята, какое доброе
получилось сердце . Вот видите, каждого из вас за что то уважают когото за доброту,
кого то за честность, и взаимоуважение не зависит от получаемых нами оценок.
4. упражнение – «Идеальный ученик »
Перед вами рисунок ученика, давайте наделим его идеальными качествами, а качества
возьмём из вашего сердца ( дети выходят и выписывают качества, которые записаны в
сердце вокруг ученика). Ребята, у нас получился идеальный ученик!!! А состоит этот
ученик из ВАШИХ качеств. И пусть некоторые из вас нельзя назвать идеальным учеником,
но можно твёрдо сказать ,что в каждом из вас есть хоть одно качество идеального ученика.
Скажите мне, ребята, Что же такое взаимоуважение? (ребята отвечают), Как связаны
между собой коллектив, самоуважение и взаимоуважение? первой задачей мы справились
определили, что эти три понятия тесно связаны между собой!
Теперь нам предстоит выполнить вторую задачу: понять от чего зависит взаимоуважение в
классе и что поспособствует росту взаимоуважения в нашем коллективе
5.Групповое задание «Солнце и тучи »
Участников случайным образом делят на две команды. Каждой команде выдается лист ,на
котором написаны разные действия учеников,. Первой команде необходимо выбрать те,
которые поспособствуют росту взаимоуважения в классе и вписать их в лучики солнца.
Второй команде нужно вписать в капли дождя с плохими поступками и плохими
качествами, которые угнетают взаимоуважение. Вписанное необходимо прикрепить к
солнцу и дождю.
6. Ромашка. Дети пишут по цепочке спасибо своему соседу и передают ромашку друг
другу.
Итоги: мы справились с поставленными задачами! И завершая классный час, я
предлагаю вам определить на какой ступени находится наш классный коллектив. Детям
предоставляется таблица в виде ступеней, на которой записаны названия классных
коллективов. ( песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алые паруса и др. ) Идёт
обсуждение.
В конце: Ребята, в конце нашего урока мне хотелось бы вам подарить
«Мысли мудреца» и если вы хотя бы раз в день будете выполнять один из пунктов, то я
думаю что коллектив вашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают,
будут получать позитив от общения с вами.Уважай собеседника! Будь тактичен! Не унижай! Будь внимателен к собеседнику! Умей
слушать и слышать собеседника! НЕ перебивай! Стремись к взаимопониманию! Не
принижай достоинств собеседника!