Классный час "Отголоски войны"
Оценка 4.6

Классный час "Отголоски войны"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
администрации +1
10 кл—11 кл
10.02.2017
Классный час "Отголоски войны"
Данный материал предназначен для учащихся старших классов. Классный руководитель сможет использовать его при планировании патриотического воспитания подрастающего поколения. Особый акцент сделан на связь с военным периодом. При планировании классного часа использован региональный материал. В разработке указаны цели, задачи, основные средства и методы проведения занятия.
разработка урока по семейным ценностям.doc
Название разработки Отголоски войны (11 класс) Автор: Некрасова Светлана Марьяновна, учитель химии и физики МБОУ «СШ  имени Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина Материалы: разработка, презентация. День Победы  всегда был самым важным, самым торжественным    днем для  жителей нашей страны.  Казалось бы, так давно были события той жестокой войны,    65  лет назад! Очевидцев тех  страшных  событий остается   все меньше и меньше, но  память и гордость за подвиг,   который   совершили   наши   прадеды  передается  из   поколения   в   поколение. Благодарность  тем, кто ценой своей жизни подарил нам свободу, всегда будет жить в наших сердцах.   Литературно­музыкальная   композиция  «Герой   той   далекой   войны»  создана   на основе достоверных фактов, полученных учащимися класса (за 4 года) при личных встречах с ветеранами, их родственниками, работе с материалами   Онежского краеведческого музея, фактами из семейных родословных.   Предложенный   вашему   вниманию   сценарий   взят     из  программы  по   гражданско­ патриотическому воспитанию учащихся «Гражданин» (автор ­ Некрасова С. М.). Цель занятия: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств учащихся через связь поколений, их отношение к событиям Великой Отечественной войны. Задачи:  воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и   поражения,   интереса   и   уважения   к   ее   историческому   прошлому,   бережного отношения к традициям своих предков;   воспитание гуманистических качеств личности;   развитие   познавательной   деятельности   обучающихся   в   работе   с   первоисточниками, встречами с  ветеранами Великой Отечественной войны;   формирование   коммуникативной   культуры   общения   со   сверстниками   и   старшим поколением, развитие семейных ценностей Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:      раскрытие значимости Великой Победы;  создание  образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;  опора на местный материал,  включение в содержание мероприятия фактов участия в Великой Отечественной войне местных жителей; опора на семейные архивы (фотографии, письма с фронта и т.д.);  использование наглядного материала, фонозаписей. 2. Основная часть.   2 2.1 Оформление     доски. Патриотизм – это чувство сопричастности к судьбам своей Родины,  готовности служить ей, защищать ее интересы.                  (Д.С.Лихачев) Честь ­ Героизм ­  Патриотизм ­  Мужество ­  Любовь к родине ­ Порядочность ­ Память ­ Газета, оформленная учащимися класса после встречи с ветераном Великой Отечественной войны. Оборудование: компьютер, мультимедиа. 2.2 Сценарий литературно­музыкальной композиции «Герой той далекой войны». Голос Левитана (объявление войны). 1  слайд  презентации.    (Учащийся) читает стихотворение.   Солдат той далекой, жестокой войны, Ты горем спеши поделиться. И нам расскажи, как ты жил, что любил, Мы вправе тобою гордиться! Нам хочется знать, как ты выжил, солдат, Как шел с батальоном в атаку. Как сердце сжималось, когда узнавал О том, что погибли ребята. Пусть подвиг твой будет известен, солдат. Здесь скромность совсем неуместна. Ты выжил, ты должен потомкам сказать О том, что немногим известно. Герой той далекой, жестокой войны, Ты счастьем спеши поделиться. И нам расскажи, как Россию ты спас, 3 Мы вправе тобою гордиться!    (Некрасова Евгения, г. Онега)  (Учитель). Бывают события, которые на протяжении многих десятилетий не стираются из памяти людей. К таким событиям относится  Великая Отечественная война.  Все поднялись на борьбу: от мальчишек и девчонок до пожилых людей. Многие ушли на фронт, оставив свои семьи, к которым больше никогда не вернулись. Звучит куплет песни «Священная война» (фонограмма). 2  слайд  презентации.  Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев­Кумач (Учитель).   Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот­вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года. Многие  ли из Вас, уважаемые ребята, задумывались  над ценой той победы? Думали над тем, какой подвиг совершили Ваши деды и прадеды?  Ответы детей. Нет, мы мало знаем о своих прадедах, о том, как они воевали. Мало кто задумывается о том, что они сделали для будущего. 3, 4  слайды  презентации. Сегодня мы прикоснемся к альбому памяти,  проведем тонкую нить, связав между собой три поколения: дедов, отцов, внуков, услышим голос тех, кто защищал свою родину в   великой схватке с коричневой чумой. Многие из них были тогда вашими ровесниками. Они не успели узнать   любовь,   предательство.   Им   было   суждено   остаться   там,   на   полях   сражений   той страшной, жестокой войны. 5    слайд  презентации. Каждому   из   Вас   предлагаем     в   ходе   занятия   закончить   фразы,   осознав,   что   в   Вашем понимании: Честь ­ Героизм ­  Патриотизм ­  Мужество ­  Любовь к родине ­ Порядочность ­ Память ­ (Учащийся).  Альбом с пожелтевшими корочками  однажды  я в руки взяла, В нем старые фото героев, в нем горькое слово «война». 4 Улыбок  поморских не видно, лишь боль и усталость в глазах. Солдаты Великой Отчизны, в сердцах Вы и в душах у нас! Альбом  так любовно и бережно  хранят много лет сыновья, А значит,  никто не забудет, то страшное слово «война»… (Некрасова Евгения, г. Онега) 6  Слайд  ­  карта  Онежского   района.    Красными  звездами  на ней  отмечены   деревни, поселки, жители которых погибли на фронтах ВОВ. Всего за годы войны погибли, умерли от ран или пропали без вести около 5000 жителей города и района.[3] Онежане принимали участие во всех решающих битвах. Многие их них обороняли Москву,  Ленинград, Мурманск, Курскую дугу, сражались у стен Сталинграда; освобождали Варшаву, Прагу и брали штурмом Берлин. Среди погибших жители Онеги: В.С.Авдеев,   Е.Н.Дерягин,   В.Д.Карпухин,   А.И.Кулаков,   П.Г.Патракеев,   Г.Я.Петухов, В.И.Степанов; уроженцы деревень Карбатово – П.Ф.Антипин, Карамино – А.С.Богданов, Верховье – В.Г.Варламов, Каска – А.И.Денисов, Грибаниха – П.Г.Заборщиков, Чекуево – П.С.Иконников, Вонгуда – П.Е.Кедрин, Тамица – А.П.Кириллов, Лямца – А.А.Нестеров, Ворзогоры – И.А.Панчин, Унежма – А.П.Тюрдеев и другие. За мужество и отвагу в боях с немецко­фашистскими   захватчиками   свыше   3   тысяч   онежан   награждены   орденами   и медалями, шесть человек получили звание Героя Советского Союза, один ­ дважды герой Советского Союза. [4] 7 слайд  презентации. Наравне   с   мужчинами     онежанки   прошли   тяжёлый   путь   по   дорогам   войны,   были медработниками,   зенитчицами,   радистками,   связистками,   разведчицами.   На   охране   неба стояли зенитчицы А.В.Батюкова, Е.А.Афанасьева, М.Г.Глазова, К.В.Гутева, А.Ф.Дерягина,   К.А.Чишкала, Л.В.Калинина, А.Г.Шумилина.   Телефонную   и   радиосвязь   обеспечивали   Г.П.Лебедева,   Л.М.Гурьева,   А.К.Кожевникова,   М.Б.Логинова,   К.Н.Навагина,   П.М.Коваленко,   А.Е.Совершаева, А.И.Коряпина,   А.И.Артамонова, Н.Г.Григорьева,   А.И.Дубинина,   Ф.Н.Телова.   Многие   женщины   Прионежья   за   героизм   и отвагу награждены боевыми наградами. [5] Все они сражались для того, чтобы сегодня мы с вами смеялись, грустили, влюблялись, то есть… жили.    А.А.Цыварева, Почтим   память   героев,   павших   на   полях   сражений     Великой   Отечественной   войны минутой молчания.  7  слайд  презентации.  МИНУТА МОЛЧАНИЯ (фонограмма). 5 (Учитель).  Прошу садиться.  Все меньше остается   ветеранов, участников той страшной войны.   Вы   еще   имеете   возможность   узнать   о   событиях   ВОВ   из   уст   ее   очевидцев, воспользуйтесь ей, чтобы рассказать потом своим детям о той страшной войне. (Учащийся). 8 и 9 слайды. Мне  выпала честь лично пообщаться с онежанином,  участником  событий под Курском. Хочется рассказать об этом скромном, мужественном человеке. Елфимов Александр Васильевич родился 6 марта 1923 года. Родители занимались сельским хозяйством,   имели   свой   добротный   дом.   Александр   Васильевич   помнит,   что   была   и собственная ветряная мельница, на которой он играл, будучи еще мальчишкой. После школы (1940 год) юный Саша пошел работать на судостроительный комбинат (г. Северодвинск, «Звездочка»). Он строил военные корабли, помнит, что строили даже крейсер «Советская Беларусь», два миноносца. В 19 лет (1942 год) юного помора Северодвинским военкоматом призвали в армию. Ветеран вспоминает: «Вечером позвали в военкомат, утром велели   явиться с вещами. Не успели даже получить расчет, трудовые книжки. Все нужно было делать быстро, мы нужны были Родине.  Я попал в Резервную армию. Восемь месяцев мы ездили в грузовых вагонах, курсируя   между   Москвой   и   Курском.   Лишь   в   январе   1943   года   нас   направили   в действующую армию». Первое сражение ­ под Сталинградом. После Сталинграда отправили на формирование в Воронежскую область. Одели, обули, накормили. Начались тренировки, учебные стрельбы. Попал он на 1 Воронежский фронт.  Александр   Васильевич   вспоминает:   «Тяжелейшие   бои   под   Поныри   Орловской   области. Солдат из своего окопа мало что видит. Но огромное количество техники и наземной, и в воздухе   помню   хорошо.   Нам   была   поставлена   задача   ­   незаметно   для   противника передвигаться из Воронежа к фронту. Чтобы быть незамеченными, передвигались только ночами. Конечно, было очень тяжело. Имея на себе гранату, автомат, противогаз, вещевой мешок, провизию, мы должны  были  проходить за ночь по 30 ­ 40 км. Было  жарко, нас ограничивали   в   питье,   иначе   опухали   ноги.   Утром,   после   завтрака,   мы   прислонялись   к деревьям, и засыпали мертвым сном. Затем просыпались обедать, и снова спать. А поздно вечером, когда стемнеет, снова отправлялись в путь. Шли мы напрямик, не по дорогам. По дорогам шла техника.   Ее было так много, что за ночь в котелке оседало по 2 см пыли и грязи. Так мы через семь дней дошли до Кочетовки. Я воевал в составе 38 армии. Помню жесточайшие бои под Воронежем, про которые умалчивает история. В бою под Кочетовкой я был ранен, меня отправили в госпиталь, который был подчинен 38 армии. Через 3 месяца я 6 вернулся в ту же армию, догнал однополчан под Киевом. Житомир брали несколько раз, потом Винницу, Черновцы, вышли в Румынию. Побыли там 2 дня, нас вернули обратно, в Россию. Затем нас направили помогать чехам, у них началось восстание. Для того   чтобы помочь Чехословакии, был организован 4 Украинский фронт. Мы двинулись к Праге, без боя взяли Львов. У реки Сан задержались, были сильные дожди, речка вышла из берегов. Поляки встречали нас как освободителей, подкармливали. Тяжело было вести бои в горах (Карпаты),   мы   были   не   готовы   к   таким   сражениям,   погибло   очень   много   солдат   и офицеров…»   В   боях   за   освобождение   Праги   Александр   Васильевич   был   снова   ранен. Ветеран вспоминает: «Помню, как не поверил, когда услышал. Победа! На фронт я уже не вернулся.  По приказу меня комиссовали. Так закончилась для меня Великая Отечественная война».   Сейчас   Александр   Васильевич   живет   один,   сам   справляется   с   заботами   по хозяйству. Нас он встретил радушно: напоил кофе, рассказал много историй о жизни своих однополчан. Долго не хотел он рассказывать о себе.   Говоря лишь: «Да что я,   обычный рядовой. Что я знаю?!» Тепло и уютно в доме ветерана, аккуратно поставлены фотографии, бережно   хранятся   памятные   медали.   Так   получилось,   что   его   командиры   погибали   в сражениях,   в   которых   сам   ветеран   был   ранен.   Представлять   его   к   боевым   наградам, воинским званиям было не кому. Так и остался простой солдат рядовым солдатом Великой Отечественной войны. Да разве в наградах дело? Ведь именно рядовые той Великой войны решили ее исход ­ победу. После разговора с Александром Васильевичем я поняла, что именно такие люди как он: скромные, трудолюбивые, честные и есть гордость России. Они честно выполняли свой долг ­ сражались за свою страну, своих жен, детей. Они не просили за это   материальных   благ,   не   требовали   орденов   и   медалей.   На   их   груди   лишь   следы   от ранений,   но   именно   они   «ковали»   ту   Великую   победу.   В   заключение   нашей   беседы Александр Васильевич попросил записать, что: 10 слайд.  Честь ­ то, что нельзя отнять у человека.   Мужество ­ уметь признать свою слабость.  Патриотизм ­ любовь к своей родине.  Любовь к родине ­ без этого нельзя жить на земле.  Героизм ­ мы не думали об этом во время войны. Порядочность ­ сейчас редкость. Память ­ дань уважения тем, кто остался в земле. (Учитель).  Мы ­ дети и внуки тех, кто сражался  в годы Великой  отечественной войны. Казалось, так давно это было. Но трудно найти семьи, которые война обошла бы стороной. Не 7 оказалась  исключением   и  моя  семья.   Семья    отца   жила   в  пригороде   Самбора   Львовской области (на Украине). Война пришла к нам в далеком 1941 году. Фашисты убивали детей, женщин, сжигали хаты. Кроме фашистов орудовала банда Бандеры. Бандеровцы расстреляли старшую   сестру   моего   отца,   было   ей   всего   16   лет,   как   Вам   сейчас.   За   что   расстреляли, спросите Вы? За то, что была комсомолкой, носила на груди, у самого сердца  комсомольский значок. За то, что не отказалась от своих убеждений. За то, что горячо любила свою Родину, гордилась своей страной! Они привязали ее к дереву, и целились в значок, при этом громко смеясь. Мария уже была мертва, а они все стреляли.   Бандера был объявлен на Украине национальным героем, и это страшно! Хорошо, что после последних  президентских выборов на Украине этот вопрос был пересмотрен.  Для того чтобы больше не допустить передела истории Великой отечественной войны, мы с Вами должны знать  о ней, помнить ее  героев.  В моем понимании: 11 слайд. Честь ­ это совесть, ее нельзя менять на почести. Героизм ­ помощь другим, не думая о себе.  Патриотизм ­ служение народу без наград и званий. Мужество ­ не бояться сказать то, что ты думаешь. Любовь к родине ­ без этого нельзя жить на земле. Память ­ подвиг павших жив до тех пор, пока есть живые, чтобы помнить о нем.  Слово правнукам героев войны. 12слайд. (Учащийся). Мой прадед Некрасов Василий Николаевич воевал сначала  в финской, а потом в  Великой отечественной войне.  В одном из боев под Ленинградом, его контузило,  засыпало землей в окопе. Лишь случайно его подобрали санитары, увидев торчащую из земли руку, отправили в госпиталь. Прадед почти месяц ничего не помнил.   А жене, моей прабабушке отправили похоронку. Но не верила она, что муж оставил ее с грудным ребенком одну, ждала до   последнего,   и   дождалась.     Вместе   воспитали   троих   детей,   младшим   из   них   был   мой дедушка Некрасов Сергей Васильевич, застали внуков, правнуков.  О мужестве моего прадеда говорит   тот   факт,   что   когда   у   него   отнялись   ноги,   он,   передвигаясь   по   земле   ползком, продолжал ухаживать за клубникой, посаженной им специально для внуков и правнуков. Он никогда не жаловался на боль, гордился своей страной, своей судьбой. Прадед умер, когда меня   еще   не   было   на   этом   свете,   но     в   альбоме   бережно   хранятся   его   фотографии, воспоминания о нем. В моей семье ­ День Победы ­ праздник со слезами на глазах. В войне погибли многие родственники, многих  угнали в Германию, оттуда никто не вернулся живым. 8 В моем понимании: 13 слайд. Честь  ­ совесть. Героизм – способность совершать подвиги, не думая о себе.  Патриотизм ­ верность своей стране. Мужество – отвага. Любовь к родине ­ гордость за свою страну. Порядочность ­ честность по отношению к себе и другим. Память ­ то, что мы не вправе забывать. (Учитель). А как закончили фразы Вы, уважаемые ребята? (Ребята рассказывают о том, как они закончили фразы на предложенных им листочках.) Честь  ­ это порядочность. Героизм – способность совершать подвиги.  Патриотизм – любовь к Родине. Мужество – смелость. Любовь к родине – вера в нее. Порядочность – честность. Память ­ то, что мы не вправе забывать. Так   почему   же   в     демократической   России   появились     коричневорубашечники,   которые убивают ни в чем не повинных людей? Ответы   детей.   Безразличие,   непонимание   стали   часто   встречаться   в   нашей   жизни, причин много. По телевизору показывают фильмы, содержащие элементы насилия. 14 слайд. На слайде представлены лишь некоторые примеры их террора. Скинхеды в России действительно есть. Их много – уже больше 40 тысяч. Они действительно опасны. Все это правда, горькая, страшная, но, правда. Кто­то пытается следовать моде, кто­то просто не знает чем себя занять, кто­то насмотрелся фильмов и передач, пропагандирующих жестокость и насилие. Многие ветераны говорят, что сожалеют о том, что дожили до таких времен, когда идет   переписывание   страниц   истории   Великой   отечественной   войны,   когда   меняются нравственные   идеалы.   Что   можем   сделать   мы   с   вами?   Казалось,   три   совершенно   разных поколения.  Но как показало наше занятие,  во многом схожи наши мысли, а если мы будем вместе ­ победа будет за нами! Будем любить свою Родину, а  значит гордиться ее достижениями, ее людьми, будем полезными  своему народу. 9 От того, как мы участвуем в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, как неравнодушны к беде другого,  зависит, что будет происходить с нашей историей.  Память   ­   тонкая   нить,   связывающая   между   собой   поколения.  Мы   не   имеем   права забывать то, что сделали для нас наши прабабушки и прадедушки, им мы обязаны своими жизнями. Слишком велика цена той далекой победы! 15 слайд. Заключение.  (Учащиеся исполняют песню «Динь Дон»).  Автор – музыка и  слова  В. Шемтюк Список литературы. 1. Борьба   за   торжество   Советской   власти   на   севере.   Архангельск,   изд­во   «Правда Севера», 1967. 2. Великая Отечественная война Советского Союза. Москва, изд­во «Просвещение»,   1985. 3. Золотые Звезды северян.  Архангельск, изд­во «Правда Севера», 1970. 4. Калинин А. Онега. Архангельск, изд­во «Правда Севера», 1980. 5. Ульянов А. Генерал из села Ворзогоры. Онега, изд­во «Онега», 2005. 6. Шубин В. Тема и слово. Онега, изд­во «Онега», 1980. 10

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"

Классный час "Отголоски войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017