Классный час по профилактике детского суицида
Профилактика детского суицида
«Сделай свой выбор»
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данной папке будет предложена модель суицидальной превенции на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде:
1. Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье школьников» («круглый стол»)
2. Родительское собрание «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей» (Диспут с элементами тренинга)
3. Родительское собрание «Возраст первой любви» (семинар-тренинг)
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. Поэтому, затрагивая проблему детского суицида на родительском собрании, невозможно информировать, просветить, обучить, проконсультировать родителей в рамках одного собрания. С этой целью был разработан цикл нетрадиционных родительских собраний, тематика которых разная, но все они направлены на проблему предупреждения суицида подростков.
Изменить ситуацию пассивности родителей, их низкой заинтересованности и равнодушного «отбывания» сможет разнообразие форм проведения родительских собраний, обязательное включение родителей в диалог, приглашение специалистов разных профилей. Применяются диагностические методики по выявлению различных признаков и их оценке, памятки и рекомендации для родителей.
Цель цикла родительских собраний «Как прекрасен этот мир…» — предупреждение случаев суицида подростков.
Задача: 1.«Погружение» участников собрания в проблему и деятельностная включенность в ситуации разрешения типичных трудностей в воспитании подростков.
2. Отработка алгоритмов и собственных моделей поведения.
3. .Информационная и эмоциональная поддержка родителей в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, здоровьем детей.
Все собрания проводятся не бoлее 1-1,5 часа (превышение указанных границ, скорее всего, будет приводить к нарастанию внутреннего беспокойства и напряжения участников, что вряд ли будет способствовать их продуктивности). В качестве логического итога родительского собрания служит вручение родителям рекомендаций, советы, памятки, алгоритмы действий, которые они обычно с благодарностью принимают. Обсуждается совместно следующая, удобная для всех участников, дата встречи.
1. Памятка по разрешению конфликтов
Уважаемые родители! Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче адекватно вести себя в конфликте.
Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?
Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?
Что он (она) пытается сказать?
Выслушал ли я его (ее) как следует?
Что я хочу изменить?
Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
Не злоупотребляю ли я властью?
Что я чувствую?
Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей)о том, что я чувствую?
Что я хочу изменить?
Избавился ли я, то желания наказать его (ее)?
Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами?(Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколоть матрац).
Хочу ли я разрешить конфликт?
Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность родителей выстроить позитивное общение с ребенком или, по крайней мере, выслушать его внимательно и сочувственно. Интересный пример приведен в книге В.П. Шейнова: молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнику бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» — «О, как тебе повезло дорогая!» — последовал ответ.
Слушать и слышать — это далеко не одно и то же. К тому же, процесс слушания требует значительных психических энергозатрат. Для восприятия звучания и смысла слова человеку нужно не более секунды. Если слово неизвестное — 3-5 секунд. Для полного понимания вопроса — не менее 14-15 секунд. При некотором навыке человек схватывает смысл речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Приемы эффективного слушания при общении с ребенком.
Памятка 2.
Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности (практическое руководство для родителей)
Правило первое. Если разговор заходит о сексуальных отношениях, слушайте ребенка внимательно, отключитесь от всех других дел. Если разговор возник в неподходящий момент , перенесите его, но так, чтобы не казалось, что вы уходите от темы. Важно показать свою заинтересованность — отложите газету, выключите телевизор, не зевайте, не смотрите на часы. Не надо торопить ребенка, «выжимать» из него больше, чем он хочет сказать.
Правило второе. Дайте понять ребенку, что слушаете его внимательно, время от времени что-то уточняя, переспрашивая, показывая, что вы не потеряли нить разговора, Такого рода «обратная связь» поощряет на продолжение разговора.
Правило третье. Обсуждая с детьми вопросы сексуальности, избегайте упреков и насмешек, используйте позитивные методы коммуникации, основанные на поощрении «обратной связи». Негативные методы общения могут закрепить в сознании подростка настороженное отношение к проблеме пола и тем самым закрепить в сознании подростка настороженное отношение к проблеме пола и тем самым повредить развитию его нормальной сексуальности. Не ждите, что подросток раскроет перед вами все карты. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если он поспешит уйти, как только вы начнете разговор «про это». Хорошо уже, что он увидел вашу готовность к разговору, возможно, он сам позднее вернется к нему.
Не начинайте с «от Адама». Если вы собираетесь говорить с ребенком о том, как избежать беременности, то сразу говорите о контрацептивных средствах, а не о птичках и о пчелках — иначе когда вы дойдете до презервативов, его уже не будет в комнате.
Правило четвертое. Стройте фразы так, чтобы они начинались со слов «я» или «мне». Высказывания, начинающееся со слова «ты», носят атакующий характер и вызывают желание оправдываться, возражать: это быстро разрушает контакт.
Правило пятое. По возможности формулируйте свои высказывания в форме утверждений, а не вопросов, поскольку вопросы часто воспринимаются как ловушки. Например, когда вы спрашиваете дочь: «Почему ты не встречаешься ни с кем кроме Сережи?», вас ведь совершенно не интересует, почему именно дочь выбрала этого парня. Этим вопросом вы выражаете свое недовольство, не интересуясь ее мнением. Вместо этого вопроса можно было бы заметить: «Мне кажется, девушки твоего возраста не ограничиваются одним поклонником».
Правило шестое. Если разговор принимает конфликтный характер, всеми силами избегайте «абсолютных» категорий типа «всегда», «никогда», «каждый раз». Эти понятия вообще надо употреблять осторожно, так- как они всегда выражают возражения у того, к кому обращены.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
Классный час по профилактике детского суицида
«Сделай свой выбор»
Цель - Предотвращение самоубийства
Необходимые принадлежности: 3 листа формата А 4, цветные карандаши или фломастеры.
На доске два листа со словами: «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ»
Учитель читает притчу:
Четыре свечки в комнате горели:
Из каждого угла одна светила.
Бежало к своему пределу время –
Создатель Сам вложил в него удила.
Бежало время, и горели свечи.
Но в комнате вдруг стало напряжённо.
И вот однажды: приближался вечер.
Одна свеча вздохнула сокрушённо:
Я – мир, но мой огонь чудесный
Никто уже поддерживать не хочет.
Враждуют люди всюду - неуместно
Светить для тех, кто жаждет вечной ночи.
И стало пламя гаснуть постепенно.
Свеча с названьем «Мир» погасла вскоре.
Остались три свечи средь зла и тленья
Дарить свой свет переживавшим скорби.
Но вот вторая молвила в печали:
- Ношу я имя «Вера», только больше
Никто во мне святой нужды не чает.
И, видно, смысла нет гореть мне дольше.
Тут лёгкий ветерок подул, и пламя
Свечи с названьем «Вера» задрожало.
Никто и не заметил за делами,
Как «Вера» в уголочке умирала.
Бежало время. И из двух горящих
Одна сказала, свет теряя славный:
-Нигде, ни в ком любви нет настоящей
Во мне не видят люди цели главной!
Меня – Любовь – бездумно отвергают,
Теряя в жизни истинное счастье.
Нет сил гореть для них! Я так страдаю,
Что не нашла в сердцах достойной части.
И третья свечка в комнате угасла...
Вдруг на пороге мальчик появился:
- Три свечки не горят! – в глазёнках ясных
Отчаяния ужас отразился.
И он заплакал, обращаясь к свечкам:
- Нельзя вам было гаснуть! С сотворенья
Вы призваны своим делиться светом,
Сгорая для других без сожаленья.
- Не плачь, дитя! – раздался голос нежный.
Покуда я горю, всё поправимо.
От моего огня - ведь я – Надежда-
Дай трём другим - на радость пилигримов.
Обрадовался мальчик и свечою
Надежды верной дал огонь погасшим.
И вновь зажглись, охваченные тьмою,
Любовь и Мир, и Вера – Свечи счастья!
Так в жизни верного христианина
Огню надежды гаснуть не пристало.
Пускай, покуда говорится «ныне»,
Мир, Вера и Любовь в большом и малом
Горят, как свечи, в сердце пилигрима
Во Имя вечное, в Христово имя!
Я прошу детей сказать: «Что вы знаете о жизни?»
«Что вы знаете о смерти?»
Я прошу детей нарисовать «Жизнь» и нарисовать «Смерть»
Готовые работы вывешиваем на доску и проводим сравнение: по цветовой гамме, по количеству деталей , по масштабу размещения, по размеру рисунка., по содержанию рисунка
Наблюдаем за собственными эмоциями и активностью класса во время обсуждения различных сторон вопроса.
Выразите свое мнение ,сделайте свой выбор. ( Допишите неоконченные предложения:)
или У меня нет целей на будущее…..
Далее они формируют девиз своей жизни Например
|Я живу и хочу жить под лозунгом: «Жить здорово!»
«Я люблю тебя жизнь!»
«Как не страшна старость, но каждый старается до нее добраться!» ,
«Жизнь сложная штука, но каждый старается прожить ее достойно!»
«Жизнь хороша и жить хорошо!»
«Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!» и т.д
Я хочу умереть .Мой девиз «Умирать совсем не страшно!», «Чем так жить, лучше умереть!»
В заключении дети могут по желанию поделиться своими планами на будущее, назвать вслух девизы.
Ролевая игра. Дети делятся на 2 команды, распределяют роли и свечи и показывают свой вариант выступления фрагмента притчи:
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...
Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я СПОКОЙСТВИЕ
к сожалению люди не умеют меня сохранить
Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я ВЕРА
к сожалению я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше"
Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ
у меня нет больше сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех которые их любят больше всего - своих близких."
Долго не ждав и эта свеча угасла.
Вдруг...
в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!
ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ -
Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ!
ПОКА Я ГОРЮ,
ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ:
Я - НАДЕЖДА!
Я думаю это вызовет у детей массу положительных эмоций.
Предлагаю после классного часа организовать поход или веселые игры.
Совершенствование содержания и форм профилактики:
Развитие детского движения, ученического самоуправления:
Обеспечение организации работы по месту жительства:
3. Организация помощи детям «группы риска»
Организация педагогической помощи:
Организация медицинской помощи:
Организация психологической помощи:
Организация занятости и творческого досуга:
2.3. Диагностика суицидального риска у несовершеннолетних
Диагностические признаки суицидального поведения
Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы
нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные
«жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали
или подавлены.
- «Я решил покончить с собой».
- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»
- «Лучше умереть»
- «Пожил и хватит»
- «Ненавижу всех и всё!»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход умереть!»
- «Больше не могу!»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»
- «Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!»
- «Выхожу из игры, надоело!»
ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности
суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения
(исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения.
Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен
проявить максимум внимания и сочувствия.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов
ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с
утверждением "-".
Текст опросника
Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому концепту
подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл.
Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов
переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных
намерений и конкретных факторах суицидального риска.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание субшкальных диагностических концептов
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА
(И.А. Погодин)
Предлагаемая методика призвана способствовать психологам, социологам, врачам в
установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых
жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут использовать педагоги, работники
социальных и правоохранительных органов для подтверждения своих выводов о
людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях
жизненного кризиса или в пресуицидальном состоянии.
Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска
суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо
установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется
традиционными методами, которые широко используются психологами: наблюдение,
индивидуальные беседы, изучение и анализ документов. Лучше узнать человека
помогает обобщение мнений о нем знакомых с ним людей, сопоставление результатов
наблюдений и выводов, сделанных из бесед с его окружением.
Достоверность методики повышается с расширением источников информации и
способов изучения личности.
На основании материала, предшествующего изучению личности исследуемого, а также
по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие
выраженности у него перечисленных в карте факторов. При этом напротив каждого
фактора поставьте его условный «вес» в соответствии с таблицей. Так, например,
при наличии факторов 8, 9, 11—31 напротив них ставится «вес» +1; если они слабо
выражены — +0,5; если не выявлены — 0; если фактор отсутствует, ставится -0,5.
«Вес» факторов 5—7 оценивается баллами от -0,5 до +2, а факторов 1—4, 10 от
-0,5 до +3.
Нулем оцениваются также характеристики факторов 7—10 у лиц, не достигших
среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак (21 год).
Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина
меньше, чем 8,8, риск суицида незначителен. Если эта величина колеблется от 8,8
до 15,4, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма
«весов» превышает 15, 4, риск суицида исследуемого лица велик, а в случае
наличия в анамнезе попытки самоубийства значителен риск ее повтора. При наличии
цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно
обратиться к врачам и провести клинико-психологическое обследование этого
индивида.
Карта риска суицидальности
Изучаемые факторы:
I. Данные анамнеза
1. Возраст первой суицидальной попытки — до 18 лет.
2. Ранее имела место суицидальная попытка.
3. Суицидальные попытки у родственников.
4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).
5. Недостаток тепла в семье в детстве или юношестве.
6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.
7. Начало половой жизни — 16 лет и ранее.
8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям.
9. Производственная сфера не играет важной роли в системе ценностей.
10. В анамнезе имел место развод.
II. Актуальная конфликтная ситуация
11. Ситуация неопределенности, ожидания.
12. Конфликт в области любовных или супружеских отношений.
13. Продолжительный служебный конфликт.
14. Подобный конфликт имел место ранее.
15. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни.
16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.
17. Чувство обиды, жалости к себе.
18. Чувство усталости, бессилия.
19. Высказывания с угрозой суицида.
III. Характеристика личности
20. Эмоциональная неустойчивость.
21. Импульсивность.
22. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов.
23. Доверчивость.
24. Эмоциональная вязкость, неподвижность.
25. Болезненное самолюбие.
26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений.
27. Напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели,
высокая интенсивность данной потребности).
28. Настойчивость.
29. Решительность.
30. Бескомпромиссность.
31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению
фрустрирующих факторов.
Рекомендации
круглого стола «Профилактика суицидальных проявлений
среди учащихся колледжей»
14 февраля 2013 года г. Павлодар
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в
обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является
рост самоубийства среди детей и подростков. Причинами отклонений в их поведении
являются неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения,
увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей
жизни и наметить пути ее достижения.
Обсудив вопрос состояния суицидальных проявлений среди учащихся колледжей
Павлодарской области участники круглого стола принимают следующие рекомендации:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.