Классный час по теме «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних» 8 класс

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности; углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних; создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Развивающие: научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий); формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся; проводить поиск нужной информации в источниках разного типа; формулировать собственную позицию. Воспитательные: продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание; воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов; способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим; акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.классный час
Иконка файла материала кл.ч..docx
Классный час по теме «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних» Цель урока: профилактика преступлений и правонарушений среди  несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и  административной ответственности несовершеннолетних. Задачи урока: Образовательные:            познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и  административной ответственности; углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании  несовершеннолетних; создать у учащихся представление об особенностях уголовной и  административной ответственности несовершеннолетних. Развивающие: научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях  (выполнение практических заданий); формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся; проводить поиск нужной информации в источниках разного типа; формулировать собственную позицию. Воспитательные: продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои  поступки, уважение к закону, законопослушание; воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного  соблюдения законов; способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к  окружающим; акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в  результате преступного поведения. «Незнание закона не освобождает от ответственности» Ход урока Слайд №1. В современном мире  у молодого поколения есть множество  возможностей для своего духовного и физического развития ­ музыкальные и  художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и  современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток  не всегда проводит  свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому  себе.  Ребята, часто можно  услышать, что подростковый возраст (14­16 лет) сложный.  Почему? Помогите ответить на этот  вопрос? (Ответы детей:подростковый  возраст – чуть ли не самый активный период  жизни человека. Взрослеющему  человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все.Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а часто и просто  неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.) В нашем государстве в последнее время большое внимание уделяется  правонарушениям, совершённым несовершеннолетними. Нынешние  несовершеннолетние – это наше будущее, и от того, какая роль будет уделена этой  проблеме в государстве, напрямую зависит качество нашей будущей жизни. На  законодательном уровне предусмотрена административная ответственность за  правонарушения, совершённые несовершеннолетними и уголовная ответственность – за преступления. Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности и наказание для  несовершеннолетних существуют согласно УК РБ и КоАП РБ. (Выступления детей. Слайд № 2) Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,  предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до  шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за: убийство  (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144);  умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);  умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);  изнасилование (статья 166); насильственные действия сексуального характера  (статья 167); похищение человека (статья 182); кражу (статья 205); грабеж  (статья 206); разбой (статья 207); вымогательство (статья 208); угон  транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);  умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и  третья статьи 218); захват заложника (статья 291); хищение огнестрельного  оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294); умышленное  приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения  (статья 309); хищение наркотических средств, психотропных веществ и их  прекурсоров (статья 327); хулиганство (статья 339); заведомо ложное  сообщение об опасности (статья 340); осквернение сооружений и порчу  имущества (статья 341); побег из исправительного учреждения, исполняющего  наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из­под стражи  (статья 413). Наказание:  общественные работы; штраф; лишение права заниматься  определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение  свободы; лишение свободы. Административная ответственность применяется за нарушения,  предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.Физическое  лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от  четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной  ответственности за: умышленное причинение телесного повреждения  (статья 9.1); мелкое хищение (статья 10.5); умышленные уничтожение либо  повреждение имущества (статья 10.9); нарушение требований пожарнойбезопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29); жестокое обращение с  животными (статья 15.45); разжигание костров в запрещенных местах  (статья 15.58); мелкое хулиганство (статья 17.1); за нарушение правил,  обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском  электрическом транспорте (части первая ­ третья, пятая статьи 18.3);  нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта  (статья 18.4); нарушение правил пользования транспортным средством  (статья 18.9); нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);  нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте  (статья 18.34);уничтожение, повреждение либо утрату историко­культурных  ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко­культурной ценности (статья 19.4); нарушение порядка вскрытия  воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7); незаконные  действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия  (статья 23.46); незаконные действия в отношении холодного оружия (статья  23.47). За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16  лет.   Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. Работа с классом фронтально. Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической  ответственности в  различных нарушениях (слайд № 3): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А) Избиение одноклассника. (У) Совершение кражи мобильного телефона. (У) Переход дороги в неположенном месте.  (А) Подрисовка усов на памятнике В.И. Ленину.  (А) Нецензурное выражение в автобусе.  (А) Вымогательство у первоклашки карманных денег. (У) Сообщение о том, что здание школы заминировано. (У) Работа с раздаточным материалом в группах (слайд № 4). У вас на столе лежат примеры из жизни.  Вы должны определить наказание исходя из классификации и характера правонарушения. №1 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно  выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое  правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно  ожидать? (административное, предупреждение, исправительные работы) №2 Подросток Коля, 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое  вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела,  химический ожёг тела. Является ли это административным  преступлением? (изготовление самодельных взрывных устройствадминистративная ответственность, возложен штраф на родителей  (ненадлежащее воспитание ребёнка))  №3 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы.  Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных  правил в лесах наложение административного штрафа)  №4 Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге  зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили.  Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? (распитие  несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на  родителей)  № 5 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили  лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к административной  ответственности? (да, порча имущества, штраф) № 6 Вася не подготовился к контрольной работе по математике, поэтому позвонил в  школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают  Васю? (штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы) Ребята, давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к  правонарушениям? Дети называют причины, которые приводят к правонарушениям, и обосновывают  их. (Примерные ответы: пренебрежительное отношение к учебе, резкое падение  уровня жизни большей части населения, жадность,социальная незащищенность, низкий материальный уровень жизни населения, низкий уровень правовой  культуры граждан, алкоголизм и наркомания, неуверенность в завтрашнем дне) Работа с классом фронтально. Слайд № 5 . Наши поступки следуют за нами. Поль Бурже Как вы понимаете смысл этой цитаты? (Слушаются ответы учащихся. Учитель  подводит учащихся к последствиям за совершенные деяния).Ребята, давайте  подумаем, какие последствия совершения преступления несовершеннолетним  влекут за собой? (Примерный ответ: сложности в последующем устройстве на;  сложности в поступлении в определённые учебные заведения; лишение  возможности построения карьеры; сложности в получении работы и  построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за  действия их несовершеннолетних детей) Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для  личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень  непросто в наше время.  И поэтому возникает вопрос: как же не допустить  правонарушение? На доске учащиеся совместно с классным руководителем  заполняют памятку «Как не допустить правонарушение?» своими  высказываниями. Примерная памятка  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.2. 3. 4. 5. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций,  занятие любимым делом) Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими  компаниями и почему) Если что­то произошло обязательно рассказать об этом взрослым Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность Наш классный час  подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли  полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы видите «древо мнений». На  этом древе каждый  из вас   поместит либо красное яблоко, что значит ­ я выбираю  законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит  ­ я задумаюсь, либо  голубой цветок ­ я останусь при своем мнении. Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете,  сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот  жизненный опыт нельзя передать другому.  К сожалению, каждый подросток  начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя  причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы  научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье ­  невыносимой, но все­таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам  подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.  Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете  совершать только хорошие поступки. Удачи вам.