Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
15.03.2018
Классный час, посвящённый снятию блокады Ленинграда подготовлен для учащихся начальной школы. Материал содержит стихи о войне, о блокаде, приведены факты из дневника Тани Савичевой, воспоминания людей, переживших блокаду. Ребятам был показан видеоролик о "Дороге жизни", звучала песня о Ладоге. Мероприятие патриотической, познавательной направленности.
блокада.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа р.п.Мухен , района имени Лазо
Классный час для учащихся начальных классов, посвящённый снятию
Хабаровского края
блокады Ленинграда
Учитель И.И.Муравьёва (высшая квалификационная категория)
Цель: 1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне
Ленинграда.
2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма,
уважения и любви к истории своей Родины.
3. Коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащения словарного
запаса в процессе беседы о блокадном Ленинграде.
Подготовительная работа:
чтение книг о блокаде Ленинграда;
выставка книг о блокаде Ленинграда;
конкурс рисунков «Война глазами детей».
27 января 2015 года вся страна отмечает годовщину снятия блокады
Ленинграда.
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе
отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы
празднуем вновь и вновь.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с
гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники:
голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были
бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество
людей.
Ученик:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:’’ Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
Ученик:
И может показаться:
Правы
И убедительны слова
Но даже если это правда,
Такая правда не права! Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ученик:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Ученик:
Город Петра
Гордость России и слава,
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастёрку твою.
Ученик:
В истории не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Ученик:
27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под
Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Ученик:
С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из
900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с
голодом, холодом и битвой за Ленинград свой город.
Ученик:
Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить
ленинградцев.
II. Чтение стихов Учащийся 1
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Всё перечеркнула
Фашистская громада,
Рано повзрослели
Дети Ленинграда.
Учащийся 2
Началась бомбёжка,
И они узнали,
Как заклеить стёкла,
Чтоб не вылетали.
И какой в убежище
Ведёт теперь маршрут
Сколько завтра хлеба
По карточкам дадут.
Учащийся 3
И уже от холода
Не спасают валенки…
Дети Ленинграда,
Мученики маленькие.
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки…
Ученик:
Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой.
С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали низкие:
Ведущий 1: голод был уже рядом, в городе. Ужесточались продуктовые
нормы. Пошли в ход “заменители” – на хлебозаводах, в столовых. И каждый
сам стал оглядываться, искать, что и где съедобного осталось, что можно
использовать.
Блокадники: 1. Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала
мужчины, потому что они мускулистые и у них мало жира. Люди
превращались в какихто стариков. Все мышцы были видны и сосуды тоже. И
все такие дряблые были. Кого настигал голод, корчились и мучились так же,
как тяжелораненые.
2. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать
хлеб. Иногда стоишьстоишь, а хлеба не было. Все мои лежали на кроватях в
одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. Рядом с буржуйкой
ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и
откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.
3. Ко мне както пришел мой школьный товарищ и спросил: “Не сохранился
ли ваш кот? Мы хотели бы его съесть, потому что мама и бабушка уже
умирают”. Кота уже не было, и он ушел. Через неделю я пошла к ним. В
комнате темно и они все трое лежат мертвые: бабушка, мать и он.
Ведущий 2: В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные
зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали
мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные
ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла,
использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, глицерин, всевозможные
отходы растительного сырья. Хлебный паек сократился до 125 граммов.
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это
было всё, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады
выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.
Блокадник:
4. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и
говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались
досытья поесть хлеба.
А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый
богатейший человек.
Вот с этого я начинаю утро, только с этого. Я не вру. Пью чай две чашки
крепкого, и это богатство. Когда умирал человек и ты к нему подходил, он
ничего не просил – ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только
говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!..
Ученик:
В городе были и другие тяжёлые испытания: не работал водопровод,
канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Ученик:
Истощённые голодом, обессиленные ленинградцы жили в холодных квартирах
с выбитыми стёклами, а зимой было 41, за водой ходили к Неве.
Ученик: Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали:
город жив! Сердце его бьётся!
Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали
то, что пережили. В них, где карандашом, бледными чернилами, аккуратно
или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.
Ведущий: Особенно страшно читать дневники детей.
Историк: Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе
как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
Ведущий: Давайте вслушаемся в эти скупые и страшные слова.
Чтец Таня Савичева:
(Под удар колокола.) Женя умерла 28 декабря 1250 часов1941 года.
Бабушка умерла 25 января 3 час дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Коля умер 13 апреля 2 час 1942 года.
Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
Умерли все.
Август 1941
Ученик:
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941
года. Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 67
тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.
Видеоролик «Дорога жизни
Звучит песня о Ладоге.
ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ
Слова П. Богданова
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти!
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнёт и песню с силой новой
Споёт о Ладоге родной.
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Ученик:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. Ученик:
По дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых
жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона
человек.
Но город не сдался, он жил и победа пришла. 27 января 1944 года, в честь
разгрома фашистских войск под Ленинградом, прозвучал торжественный
салют: 24 залпа из 324 орудий.
Звучит песня «В далёком тревожном военном году»
В далёком тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!
Ученик:
Бессмертен подвиг Ленинграда!
Но такова его цена, Что лучше детям знать не надо
Слова «блокада» и «война».
Но надо знать, что до салюта
Над Питером, над невским льдом
Пришлось всем круто, ох, как круто
Под страшным вражеским огнём.
Ученик:
Мы не слышали взрывов, грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осаждённому Ленинграду.
Учитель:
Звучит «Адажио соль минор» Альбинони.
Каждый год, в день рождения своей матери, наша соседка приходит на
Пискарёвское кладбище и кладет на её могилу сто граммов чёрного хлеба. Во время блокады Ленинграда эти бесценные граммы, означавшие для людей
жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку. И
вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический
паёк. Она приносила к могиле память о своём огромном человеческом долге,
свою ничем невосполнимую боль, низкий, до земли поклон, своё, быть может,
обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого
никогда не повторялись.
Ученик:
Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому.
Мы будем примером для всей страны в учебе и в работе.
Мы будем честны и справедливы.
Мы будем борцами за правду и счастье.
Мы сделаем всё, чтобы война не повторилась.
Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не
дожившими до наших дней. Вечная память! Объявляется минута молчания.
Ученик:
Помните!
Через века,
Через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны! Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, —
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, —
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года и жизнью
наполните.
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаю, —
помните!
Р. Рождественский
Ученик:
Стой, как стоял, Ленинград величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Классный час. посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.