Классный час: «Права и обязанности детей».
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия:
Учитель:
(3 слайд). 20 ноября – Всемирный день прав детей и на эту тему я бы хотела с вами сегодня поговорить.
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Учитель:
Давайте сначала проведем игру «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
Учитель: беседа «Право на имя»
· Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
· А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? (Да, у вас есть ваш первый документ - свидетельство о рождении, где написано как вас зовут).
· А что там еще записано, кто знает? (Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права).
Учитель:
(4- 5 слайды). Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
(6 – 15 слайды)
· Право на жизнь
· Право на имя при рождении
· Право на медицинскую помощь
· Право на образование
· Право на отдых и досуг
· Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
· Право свободно выражать свое мнение
· Право на достаточное питание и достаточное количество воды
· Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон Ирк. Обла. ст. 2.5 о комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в присутствии родителей или законных представителей
· Право на заботу и воспитание родителями.
Учитель:
(16 слайд) Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
(17 слайд) Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Обязанности у вас есть перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом, перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
(18 слайд)А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
1) уважать права, честь и достоинство всех окружающих вас людей,
2) прилежно учиться,
3) иметь аккуратный вид,
4) соблюдать правила техники безопасности,
5) беречь школьное здание, оборудование, мебель,
6) придерживаться общепринятых правил поведения,
7) умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
Учитель:
Зная права, не надо забывать об обязанностях (прочитать со слайда)
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций (19 слайд) и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(20 слайд) Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
· Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ответ: Мама права, идет ущемление прав других людей.
(21 слайд) Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
· Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ответ: Дима не прав, это не насилие, а его обязанность, как дежурного по классу.
(22 слайд) Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
· Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ответ: Иванов не прав, нельзя портить имущество.
(23 слайд) Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
· Правильно ли рассуждает Петров?
Ответ: Неправильно, обратимся к уставу школы, нарушение учебного процесса. И мешаешь другим учиться.
Учитель:
(25 слайд). Давайте выведем простые правила взаимообщения:
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях
6. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.