В материале представлена разработка классного часа по теме "Правильное питание". В начале занятия поговорим о витаминах, затем небольшая анкета расскажет нам о том, правильно ли мы питаемся. Затем - беседа с элементами эксперимента о вредных и полезных продуктах. Викторина расскажет о продуктах, которые могут стать лекарством для организма. Ив заключении делаем вывод о том, как правильно нужно питаться, чтобы не заболеть.
Классный час по теме
«Разговор о правильном питании»
Классный час в 5Б классе 20142015уч.г.Классный руководитель:Тарусова О.Т.
Цель: формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни.
Задачи: дать представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах,
углеводах и витаминах, функциях этих веществ в организме; Сформировать правила правильного
питания; Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска "classus"
Вводная часть.
1.Сначала хочу вас спросить – из чего состоит наша пища?
2.Знаете ли вы, что такое белки, жиры, углеводы?
3.Перед вами пищевая пирамида. Давайте посмотрим, из чего она состоит:
Два нижних уровня составляют УГЛЕВОДЫ это питательные вещества, которые составляют
большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма. Углеводы
бывают сложными и простыми. Сложные углеводы содержатся в хлебобулочных изделиях, злаках,
крупах, крахмале. Много простых углеводов в сахаре, фруктах, овощах. Ежедневный рацион человека
должен состоять примерно из 40% сложных углеводов и из 3035% овощей и фруктов.
Третий уровень составляют БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека
для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу
кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать
работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество
белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека. Белки бывают растительного
и животного происхождения.
Самый верхний уровень составляют ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и
являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии.
Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует витамины, которые растворяются и
усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной
системы.
Однако нужно понимать, что никакой продукт, не может состоять только из какого – то одного
питательного компонента. Такое деление лишь означает, что какого – то из питательных веществ в
продукте содержится больше.
Основная часть
1. А теперь выполним небольшое задание. На доске имеются картинки с изображением овощей и
фруктов. Ваша задача распределить их на две группы.
Овощи:морковь, лук, помидор, огурец, картофель, капуста, баклажан.
Фрукты:яблоко,апельсин,вишня,груша,лимон,персик,виноград Молодцы! Правильно распределили,
а теперь ответьте мне, что содержится в них?
2. Стихи Л. Зильберга (читают учащиеся) Никогда не унываю, и улыбка на лице, Потому что
принимаю витамины А, В, С. Учитель: Витамин А очень важен для зрения. Помни истину простую Лучше
видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет.Учитель: Витамин В способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам И не только по
утрам.
Учитель: Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, в рыбьем
жире.
Рыбий жир всего полезней, Хоть противный надо пить. Он спасает от болезней. Без болезней
лучше жить.
Учитель: Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.
От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.
Учитель: Ягоды, фрукты и овощи – это кладовая витаминов и других полезных веществ.
Учитель: Если кто – то простудился, Голова болит, живот. Значит, надо подлечиться, Значит, в путь
на огород. С грядки мы возьмём микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна
аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые
болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка,
закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Эта поговорка
кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ,
полученных с пищей. Если пища содержит все необходимые нашему организму вещества, то человек
всегда будет здоров. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только
овощи и фрукты.
3. Анкета.
Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше. А для этого мы провели с вами
анкетирование. Вопросы анкеты были такими:
1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту? А) всегда, круглый год – 5 баллов. Б)
Иногда, когда заставляют – 2 балла. В) Никогда – 0 баллов.
2.Сколько раз в день вы едите? А) 4 6 раз – 5 баллов. Б) 3 раза – 3 балла. В) 2 раза 0 баллов.
3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты? А) ежедневно, несколько раз 5 баллов. Б) 23 раза в
неделю – 3 балла. В) очень редко – 1 балл. Г) никогда – 0 баллов.
4.Когда и что вы едите на ночь? А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл. Б) Кашу молочную в 9 часов –
2 балла. В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов. Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов
– 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп? А) иногда петрушку и укроп в супе,
салате – 1 балл. Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов. В) всё это употребляю ежедневно в
небольшом количестве – 5 баллов. Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.
Ответы:
Если вы набрали 13 – 15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас
правильный режим питания.
Если вы набрали 9 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите,
когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто – то другой, так что вы достаточно
правильно питаетесь.
0 – 9 баллов. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме дня, так и о рационе. Чем
быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.
4. Беседа с элементами эксперимента.
Но есть продукты, которые очень вредны для нашего организма. Да они очень вкусные, потому что
посыпаны приправой – усилителем вкуса – ГЛЮТАМАТОМ НАТРИЯ, который вызывает аппетит и
заставляет нас переедать даже тогда, когда мы не голодны! И откладывать лишний запас энергии вЖИР! В газированной воде вместо сахара используют подсластитель АСПАРТАМ, который
соответствует 8 кускам сахара на 1 стакан! (детям наглядно можно показать – положить в стакан 8
кусочков сахара – рафинада для пущей убедительности, ведь невозможно выпить такой сладкий чай!)
Исследовав упаковки различных продуктов, мы установили, что в составе газированных напитков,
майонезах содержатся Е211, Е330, являющиеся канцерогенами. В леденцах «БОН ПАРИ» находятся
Е102, Е110, Е124. Все они опасны для здоровья. В мороженом и шоколадной плитке содержится Е407,
который нарушает пищеварение. В чипсах со вкусом бекона содержится Е627, вызывающий рак. В
жевательной резинке содержит Е320, повышающий холестерин
Ну, а теперь перейдем к практической части. Вам было предложено дома провести пару
экспериментов с газированной водой, что у вас получилось? Расскажите! Наши эксперименты
доказывают, что в этих продуктах содержится большое количество кислоты. Опустив лакмусовую
бумажку в кетчуп это можно доказать. А как вы знаете, любая кислота имеет свойство при
долговременном контакте с желудком – разъедать ткани! (педагог капает на кусочек свежего мяса
уксусную кислоту и показывает, что мясо белеет, что доказывает – кислота приводит к умерщвлению и
разъеданию тканей). Сначала это грозит гастритом, потом язвой желудка, затем может перейти в рак
и привести человека к смерти… Если конечно он не начнет ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ! «Прежде чем за
стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
5. Викторина.
1.Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять чернику, морковь?
(морковь содержит витамин А, а черника – органические кислоты, влияющие на улучшение зрения)
2.Очень вкусные плоды И полезны они: Много жира, витаминов, Как питательны они! Ядра ели в
шоколадке, Скорлупа – краситель яркий. Угадай – ка поскорей: Что за плод мы рвём с ветвей? (орех)
3.Каким лекарственным действием обладают плоды ореха? (В орехе витамина С в 50 раз больше,
чем в цитрусовых – лимоне, апельсине. Листья и кора отвариваются и используются для заживления
ран.)
4.Овощ этот очень крут? Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить
простуду Им тоже сможем мы (лук)
5.От каких болезней вы лечитесь соком лука? (от насморка – сок с сахаром и маслом, от кашля – сок
с мёдом и сахаром)
6.Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из
лука и чеснока? (фитонциды (запах) лука и чеснока убивают бактерии)
7.Эти резвые листочки Лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (петрушка)
8.В бордовых корнеплодах Лекарство от запоров. Давление понижает, И кровь оздоровляет. Салат
– от ожиренья. А сок – от воспаленья. (свекла)
9.Этот плод – аптека наша, Из него полезна каша. Семечки – деликатес, И глистам – противовес.
Диетическое блюдо – От болезней всех, как чудо! (тыква)
10.Листья – будто кружева, Украшенье для стола. Повышает аппетит, Придают здоровый вид.
Круглый год лечение, И всё от воспаления. (укроп)
11.Форма семян – будто органы тела. Издавна знахари знали всё это. Это – источник белка для
спортсмена. Это – лекарство для органов тела. Лечат и печень, и почки. Гладкими будут и щёчки. От
диабета спасенье, И для толстушек леченье. (фасоль)
12.Эти листья и плоды Содержат фитонциды. Для кулинара и врача Они незаменимы. Источник
витамина С От кашля избавленье. Те разноцветные плоды – Леченье с наслажденьем. (смородина)
13.Эти вкусные плоды Всем знакомы с древности. Все, кто ели, не болели, Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение Побеждают без сомнения. Есть варенье, сок, пюре И аптека во дворе. (Плоды
яблони)
14.Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (валериана, сердечные болезни)
15.У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник,
рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)16.Почему в бане парятся березовым веником? (листья берёзы убивают болезнетворные микробы)
17.Листья этого растения обжигают нас, Сок из листьев этого растения спасает нас. Весной его
используют на суп. Голову мыть его отваром – волосы растут. (крапива – кровоостанавливающее,
витаминное средство, ускоряет рост волос)
18.Необычныелистья этого дерева выделят фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги,
используются для успокаивающих ванн. Назовите его … (сосна)
Заключительная часть
И так мы с вами знаем, что человеку необходимы белки, жиры, углеводы и витамины, а также вода
и минеральные вещества. Для того, чтобы еда пошла в прок, необходимо соблюдать правила питания:
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему
питательные вещества.
Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище
много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной,
но не очень полезной и даже вредной.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей или очень холодной.
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму,
и тогда пища лучше усваивается.
Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что
вместо завтрака проглатывают что то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них
болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
Еще Гиппократ говорил: "Пусть пища будет вашим главным лекарством". А чтобы пища стала
лекарством, она должна быть естественной, природной, то есть наиболее приспособленной для
усвоения еще одним созданием Природы человеческим организмом.
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.