муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Реконструкторская средняя школа
городского округа город Михайловка Волгоградской области»
«Товаропроизводители Волгоградской области.
Слово о хлебе и его изготовителях»
Авторы работы:
Блинова Анна Владимировна,
учитель английского языка;
Егорова Любовь Михайловна,
учитель математики
октябрь 2017
Вам
и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный
всегда был в почёте.
Низкий поклон
мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в
закромах умножает,
И
хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас
радует хлебушком вкусным.
А.
Гришин
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята. Мы
рады приветствовать всех гостей и участников нашей пресс-конференции. Тема
нашей встречи: «Товаропроизводители волгоградской области. Слово о хлебе и его
изготовителях». Я, являясь председателем данной конференции, объявляю её
открытой.
На вопросы, интересующие корреспондентов,
которые сидят за первым столиком, ответят специалисты - «историки». Они сидят
за столиком №2.
Разрешите представить сидящих за столиком №3.
Это - аграрии.
Стол № 4- представители хлебобулочного и кондитерского производства.
Итак, начнем нашу работу.
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Что же такое хлеб? Откуда он взялся? Как люди научились его готовить? Об этом и многом другом нам расскажут историки.
Историки: Хлеб – это просто вода и мука? Если бы это было так, наши булочные выглядели бы довольно скромно. В мире существуют сотни и тысячи рецептов хлеба с различными плотностью, вкусом, формой и размерами. Хлеб едят во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растет - муку делают из других ингредиентов, например кукурузы, ржи или риса, и используют ее для изготовления простых питательных блюд эквивалентных хлебу.
Хлеб – посол мира и дружбы между народами. Недаром испокон веков в честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устанавливались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай – считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь.
Появление хлеба
По мнению
историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет
тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить
тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в
результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали
свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких
как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо
взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой
почве. При этом они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в
итоге, можно получить внушительный урожай.
Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время. Этот прообраз хлеба можно встретить среди народов Африки, а также во многих азиатских селениях.
Стоит отметить,
что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно
было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна,
чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что
подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше
над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали
вырывать ямы, размещая в них горячие камни. На этих камнях и происходило
подогревание зерен.
Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет назад в культуру народов
прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс
перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы
первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись
выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.
Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попала в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей.
Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.
Чуть позже египтяне научились готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие также носит совершенно случайный характер. По преданию, по воле случая замешенное рабом тесто было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же спек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.
Учитель: Предлагаю собравшимся задать вопросы нашим специалистам в этой области.
Журналист: Читателей нашего журнала интересует такой вопрос: а существуют ли где - нибудь в мире музей хлеба. Если да, расскажите об этом подробнее.
Историки: Конечно, существует и не один. Первый в мире Музей хлеба появился в 1955 году в
городе Ульм (Германия). В одном из бывших амбаров фабриканта Вилли Эйслена была
открыта для посетителей постоянная экспозиция, и с тех пор она постоянно
пополнялась и обновлялась.
В коллекции музея хлеба собрано больше 18 тысяч экспонатов, рассказывающих об
истории выращивания зерна, о совершенствовании орудий труда землепашцев,
мельников и пекарей, о значении хлеба в истории человечества. На двух этажах
музея находятся две постоянные экспозиции: «От зерна к хлебу» и «Человек и
хлеб». Представлена 6000-летняя история производства хлеба, от каменного
века до наших дней. Здесь выставлены орудия земледелия и формы для выпечки из
разных эпох. Немецкий музей хлеба имеет также богатую специализированную
библиотеку - это более 4000 книг на всех языках мира, посвященных хлебу и
зерну.
В 1988 году был открыт первый музей в Санкт – Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт и нрав наших предков, а главное, понять, как они относились к «хлебу насущному». В музее можно узнать много интересного о хлебопечении со времён царя Петра и до наших дней. В музее хранится кусочек хлеба весом 125 граммов (это примерно с мизинец). Такую крохотную пайку хлеба в Ленинграде в голодную блокадную пору человек получал на целый день. В музее хлеба хранится более 18.000 тысяч экспонатов хлеба! И дня не хватит, чтобы всё рассмотреть.
Вы знаете, что в следующем году наша страна отмечает 75-летие победы советских войск под Сталинградом, которая внесла коренной перелом в ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Она положила начало освобождению СССР от фашистских захватчиков. Поэтому хотелось бы отдельно упомянуть о хлебе того времени. В годы ВОВ выпекали 2 вида хлеба: «военный» и «гражданский». Первый предназначался для фронтовиков, а второй для жителей тыла. «Военный» хлеб изготовлялся только из ржаной муки, в то время как в состав «гражданского» помимо муки добавляли мерзлые овощи, отруби, трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору, мякину и т. д. Фашисты не случайно напал на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Помимо этого, в годы оккупации немцы с полицаями ходили по дворам и отбирали весь хлеб, даже утаенную пригоршню зерна. Во всех точках нашей страны в то время хлеб готовили по разным рецептам. В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе? Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями.
Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей. Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными. Часто случалось, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах сами солдаты выпекали хлеб в печах, сделанных из подручных материалов.
Учитель: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием вкусной тёплой булочки! Давайте, предоставим слово тем, кто знает все тонкости этой работы.
Аграрии: Древние люди рыхлили землю простой палкой. Потом появилась мотыга, затем лопата. А ещё позже появилась соха. Соху делали из липы и тянула её лошадь. Железный плуг появился гораздо позже. Позднее человек изобрёл трактор и шестикорпусной плуг. Прежде чем начать сев, необходимо обработать почву трактором. Её вспахивают, боронуют, культивируют. И только после такой обработки почвы можно начинать сев.
На поле три человека важны это – пахарь, агроном, комбайнёр.
Пахарь – это который пашет, засевает и подкармливает семена удобрением. Комбайнёр – убирает хлеб с полей. А ещё один человек, для которого поле как дом родной. Это агроном. Его главная задача – обеспечить высокий и качественный урожай. Поэтому он определяет поле для каждой культуры. Агроном ходит по полям и наблюдает за всходами пшеницы. Он организует борьбу с сорняками. Ещё следит за тем, чтобы растения не болели, и своевременно был убран урожай. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона белого хлеба требуется 10 тысяч зёрен. Да, действительно пшеница является хлебной царицей, потому что именно из пшеничной муки пекут самый лучший хлеб: ноздреватый вкусный и удивительно белый.
Учитель: Возможно, у журналистов есть вопросы к аграриям.
Журналист: А можно поподробнее узнать путь хлеба от зёрнышка до буханки?
Аграрии: Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса. Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия, которые затем мы покупаем в магазинах.
Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У нас есть видеоролик о работе фермерского хозяйства на территории нашего поселения под управлением Корчажинской Т.И. Предлагаем его вашему вниманию.
Видеофильм про комбайнёров ООО «Старт» п. Реконструкция.
Учитель: Большое спасибо аграриям за интереснейший видеопредставление о своей работе. А теперь слово предоставляется именно тем, кто завершает путь зёрнышка до нашего стола.
Представители хлебобулочного производства: Мы расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он
делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о
хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и
названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории,
связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше
повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами
взглянуть на хлеб наш насущный.
Чем больше мы узнаем о хлебе, тем
сильнее убеждаемся, что ничто так не роднит человека с природой, как этот
продукт. И как бы ни менялась наша жизнь, она по – прежнему немыслима без хлеба
и хлебобулочных изделий: в праздники и в будни они всегда с нами, как наша
главная поддержка и опора.
Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa, шотландская овсяная лепёшка, североамериканская кукурузная лепёшка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепёшки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепёшки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепёшки, которые назывались та. Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (протеин), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать более легкий хлеб, чем делали другие народы. В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.
В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски чёрствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
В настоящее время, чаще всего, в структуру хлеба входят: злаковая мука; вода; дрожжи; соль; масло; различные специи.
Благодаря варьированию этих компонентов, хлеб имеет различный вкус и текстуру.
Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до порошкообразного состояния. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузная и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука, размолотая по специальной технологии. В составе муки в хлеб попадают крахмал и белки.
Вода или какая-либо другая жидкость используется для формирования из муки теста. Объём необходимой жидкости различается в зависимости от рецепта, но общепринятым для дрожжевого хлеба является примерное отношение 1 объёмная часть жидкости к 3 частям муки. В дополнение к воде могут использоваться другие жидкости, среди которых молочные продукты, фруктовые соки и пиво. В составе каждой из этих жидкостей в хлеб, как и с водой, попадают дополнительные подсластители, жиры и компоненты закваски.
Дрожжи – традиционная закваска для теста. Для приготовления теста и брожения алкогольных напитков используется один и тот же штамм дрожжей.
Существует два наиболее распространённых метода создания «легкого» хлеба. Во-первых, можно использовать разрыхлитель или муку для быстроподнимающегося теста, в состав которой входит разрыхлитель. Во-вторых, можно использовать кислотный ингредиент, такой как пахта, и добавить пищевую соду. Результатом реакции кислоты и соды будет газообразное вещество.
Любой метод выпекания хлеба следуют одинаковому шаблону. Вода смешивается с мукой, солью и разрыхлителем. Затем добавляются добавки: специи, травы, жиры, зёрна, фрукты и т. д. Смешанному тесту дают подняться, затем придают форму и выпекают в духовке. (презентация «Как попадает хлеб на стол»)
Журналист: А сколько видов хлеба существует в наше время?
Представители хлебобулочного производства: Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями. Мы ожидали этот вопрос, поэтому подготовили небольшую презентацию об этом.
Презентация о разновидностях хлеба Михайловского хлебокомбината.
Журналист: Скажите, а есть ли в вашем посёлке пекарня?
Представители хлебобулочного производства: Да. У нас в гостях рабочая пекарни. Можно задать ей несколько вопросов.
Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Я работаю на пекарне уже третий год. На нашем предприятии мы выпекаем несколько видов хлеба и хлебобулочных изделий. Посмотрите вот наша продукция.
Журналист: Какую должность вы занимаете и что входит в ваши обязанности?
Гость: Старшая смены. График работы два через два. В мои обязанности входит организация подготовки процесса рабочего места, осмотр рабочих – их надлежащий вид, вычисление рецептуры, работа с документацией, выписывание накладных и путеводительных листов. Также я контролирую процесс подъёма теста и произвожу осмотр готовой продукции.
Журналист: Есть ли сложности в работе?
Гость: На каждой работе есть свои положительные стороны и отрицательные. Сложность работы заключается в том, что у меня только ночные смены и большой объём работы. За ночь мы выпекаем около 3000 единиц хлеба и хлебобулочных изделий. Положительные стороны - рядом дом и хорошая зарплата.
Журналист: Зависит ли от настроения пекаря качество производимой продукции?
Гость: Есть поверье у старых людей - если нет настроения, к тесту лучше не подходить. На самом деле так и есть. Было замечено, что у пекаря с плохим настроением тесто подходит очень медленно. Поэтому на работу надо ходить с позитивом и оставлять все отрицательные эмоции за пределами предприятия.
Журналист: Скажите, сколько человек в вашем коллективе?
Гость: На производстве работает: дневная смена пекарей - 6 человек и ночная смена – тоже 6, 4 водителя, 2 уборщицы, 2 диспетчера, 1 грузчик, 1 фасовщица и 2 начальника.
Журналист: Как вы реализуете вашу продукцию?
Гость: У нас есть договорённости с магазинами Михайловского и Новоаннинского района. Утром в 5 часов первая машина отправляется с готовой продукцией. Через полчаса отправляется вторая и т. д.
Представители хлебобулочного производства: Спасибо за интересный рассказ.
Заключительное слово учителя: Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства. Ув. гости, журналисты, корреспонденты! Наша конференция подошла к концу. «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость. Он - главный на столе. И поэтому к нему нужно относиться бережно! Хлеб – драгоценность, им не сори! Спасибо всем за внимание.
Литература.
А.Н. Романов – человек-эпоха: (1902 – 1999 гг.) // Хлебопечение России. – 2007.
Чирков, Ю.Д. Хлеб для Победы / Ю.Д. Чирков // Хлебопечение России. – 2007.
Гаевая, Р.А. Хлеб на вашем столе / Р.А. Гаевая, М.А. Ященко. – 2-е изд..
Его величество хлеб / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 126 с.: ил. – (Праздник в школе).
Зеленцов, В.С. Хлеб на нашем столе / В.С. Зеленцов, Т.Н. Иванова. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1990.
Хлеб на любой вкус / [сост. Л.В. Шабыкина]. – Алма-Ата: Кайнар, 1987.
Статьи из журнала «Воспитание школьников»
· К. Барыкин. «Хлеб Блокадного Ленинграда». (№3 84г. Стр.26-28)
· С. Трофимов. «Бережно относиться к хлебу». (№5. 85г. Стр.64-66)
Интернет ресурсы: https://horoshieprivychki.ru/facts/naibolee-interesnye-fakty-pro
https://kvn201.com.ua/hleb_fact.htm
http://bears.ucoz.ru/news/frontovye_recepty/2011
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.