ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ:
«Роскошь человеческого общения».
Цель: Расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий.
Эпиграф: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми».
А. Пьерон
Классный час
ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ:
«Роскошь человеческого общения».
Цель: Расширить знания учащихся об общении с людьми,
используя разные формы занятий.
Эпиграфы: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека,
но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в
общении с людьми».
А. Пьерон
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но
тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибаются еще
сильнее».
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей
Ф. де Ларошфуко
ставит в неловкое положение».
Дж. Свифт
«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно
слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше
сказать».
Предварительная подготовка
За один два дня до проведения классного часа раздать всем
И. Лафатер
ученикам анкету.
Действующие лица: ведущий – учитель, ученики.
Вступительное слово учителя
Известный философ Л. Фейербах определял значение
общения следующим образом: «Общение облагораживает и
возвышает, в обществе, человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли важно в наше
время общаться? И что мы вкладываем в понятие «общение»?Давайте проанализируем анкету, на вопросы которой вы отвечали
заранее (наиболее типичные ответы приводятся рядом с
вопросами анкеты).
АНКЕТА «Самооценка культуры общения»
1. Умеете ли вы общаться? – Да, конечно.
2. С кем вы общаетесь чаще всего? Со своими знакомыми.
3. С кем вы не общаетесь? – С незнакомыми.
4. Для чего вы общаетесь? Чтобы поговорить, узнать что
нибудь новое.
5. Что такое общение? – Беседа, разговор.
6. Сколько времени
(примерно, в среднем) вы общаетесь
ежедневно? – Часа дватри. Бывает больше.
7. Читали ли вы чтонибудь (в книге, статье) по поводу общения?
– Нет, не помню.
8. Считаете ли вы, что нужно учиться общению или это умение
приходит само? – Все общаются без специального обучения.
9. Не случалось ли, что вам было трудно наладить общение с
кемнибудь? – Случалось.
10. Не случалось ли, что вас не понимали или понимали неверно?
– Еще бы! Сколько угодно.
11. Кто был виноват в том, что общение не наладилось или
прервалось? Тот, кто не понял меня.
12. Считаете ли вы себя интересным собеседником? – Не мне
судить.
13. Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому? – Не
думал об этом. Вероятно.
14. Если вы встретились с незнакомым, кто обычно начинает
разговор – вы или он? – Когда как. Точно не помню.
215. Допускаете ли вы, что книга по проблемам общения могла бы
вас заинтересовать? – Допускаю, но не уверен(а).
В е д у щ и й. Обратите внимание, что в ответах на вопросы
анкеты уверенность в умении общаться сочетается с незнанием
многих вещей. На первый вопрос анкеты: «Умеете ли вы общаться?»
утвердительно ответили почти 80%. Остальные 20% ответили не
так уверенно («Думаю, что да» или «Не знаю»). Для вас «общение»
это прежде всего разговор, беседа и ничего больше. Между тем
«общение» понятие более глубокое.
Вступая во взаимоотношения с окружающими, мы обычно
обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило,
эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте
попробуем определить, какие качества в людях мы ценим,
принимаем. Задание будет выполняться письменно.
Возьмите лист бумаги, выберите одного человека, который по
своим личным качествам импонирует вам. Укажите пять
характеристик, которые особенно нравятся вам в этом человеке.
Итак, не указывая самого человека, укажите пять качеств,
которые вам в нем не нравятся.
Начали… Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди
прочитайте ваше характеристику, а мы все попробуем определить
человека, к которому она относится. Пожалуйста, кто начнет?
Можем начать слева направо. Пожалуйста, начали! А сейчас можно
подвести итоги. Кого из присутствующих мы узнали быстрее всего,
следовательно, кто оказался в числе популярных личностей.
В е д у щ и й. Несмотря на вымышленность и условность
комедийной ситуации, она отличается глубоким пониманием очень
важного психологического явления, которое специалисты называют
установкой. Установки всякого рода играют важную роль в
3процессах общении. Чтобы не попасть впросак самому и не
поставить в неловкое положение собеседника, надо знать, как
установку можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте
такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале,
смотрите интересный фильм, внимательно следя за происходящим
на экране. Неожиданно вы спрашиваете приятеля (шепотом,
конечно), но так чтобы вас было слышно: «Вспомни, пожалуйста,
как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?»
Если фильм тематически не связан с вашим утконосом и зоологией
вообще, можете не сомневаться, что вас вопрос не будет услышан.
Вас обязательно переспросят. Но ведь если вы спросите чтонибудь
уместное, касающееся сюжета фильма, вам объяснят, даже если
вы зададите этот вопрос тише, чем первый. Почему? Как вы
думаете?
(Ответ: Да, потому, что «уместно», «понятно» то, что
относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем
принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку»
данного фильма.
Все остальное оказывается за пределами
внимания, а поэтому не понимается). Значит, начиная разговор,
проверьте, уместно ли вообще начинать говорить то, что вам
захотелось, затрагивать интересующую вас тему. Одним словом
вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации
общения. Давайте поэкспериментируем и проведем психологическое
упражнение.
Захват инициативы в диалоге.
Два ученика. Один начинает диалог с любой реплики на
любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом
переключить собеседника на свою тему. Делать это надо
ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Пример: У одного участника
4болит зуб, а другому надо, чтобы больной помог ему в решении его
проблемы, например, дал необходимую книгу, кассету и тому
подобное.
Как видите непросто добиться результата, нужна выдержка,
терпение, внимание, деликатность и находчивость, чтобы сломать
установку.
В е д у щ и й. «не понимает человек шутки – пиши пропало! И
знаете: это уже ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во
лбу!» это слова А.П.Чехова. Очень часто общению мешает то
обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит
шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не
обладает и поэтому обижается. Трудность обнаружения у самого
себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще
не существует людей, которые бы не смеялись. Но смех может
вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны, то
здесь уместна поговорка «Смех без причины – признак дурачины».
Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной
женщины, но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем
больше разных вещей выкатиться из ее сумки. Человек, способный
рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего
смешнее, как убрать стул изпод садящегося на него человека. Но
это не означает, что чувство юмора нельзя развивать. Для этого
читайте побольше рассказы М.Зощенко, раннего А.Чехова. Если
смех будет сопровождать ваше чтение часто, не беспокойтесь:
чувство юмора достаточно развито. Но чтобы узнать наверняка, что
с чувством юмора у вас все в порядке, ответьте на вопросы теста.
На каждый вопрос отвечайте лишь «да» и «нет».
5ТЕСТ
1. Смеетесь ли вы наедине с собой, когда читаете или
смотрите по телевизору чтонибудь смешное?
2. Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
3. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не
показать вида?
4. Часто ли вы смеетесь над шутками своих друзей?
5. Рассказывают ли вам ваши сверстники анекдоты, веселые
истории?
6. Если вы находитесь в компании, то являетесь ли вы
центром внимания?
7. Когда вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех
окружающих?
8. Из всех жанров вы предпочитаете … комедию?
Ключ к тесту.
Если вы ответили «да» на пять и более вопросов, то у вас с
чувством юмора все в порядке. И это помогает с достоинством
выйти из самых трудных ситуаций. Если же у вас четыре и менее
ответов «да», то с чувством юмора плоховато. Попытайтесь изменить
себя со смешной, веселой стороны.
В е д у щ и й. Да, чувство юмора очень ценное качество
человека. Но в повседневном общении нам очень часто не хватает
запаса слов и мы «корчимся», пытаясь найти его, это единственно
нужное правильное, точное слово. Речевое общение, пожалуй, самое
важное, оно закрепляет и сохраняет опыт человечества, ведь язык –
это орудие культуры. Но орудие может быть разным: дубиной
дикаря и современным компьютером. Но знаем ли мы свой родной
язык? «Конечно, ответят многие. – Ведь с детства им пользуемся.
Вот чужой, иностранный – другое дело». Но так ли это на самом
6деле? Давайте остановимся на таких простых словах обращения
друг к другу. Надо заметить, что любое обращение, употребляемое
нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями,
отношениями с собеседником. И если эти чувства добрые, то мы
ощущаем ответную доброжелательность и стремление к
сотрудничеству.
Такое простое слово, как «здравствуйте», можно произнести на
сорок ладов. Давайте попробуем, а сколькими владеете вы,
попросив послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете
в приветствие. (учащиеся говорят слово «здравствуйте» с различной
интонацией.)
Конкурс любезников.
Кто из вас больше назовет фразизвинений, то и будет
победителем этой игры.
Извинения: Прошу простить… Прошу извинить… Я очень
огорчен… Мне не приятно… Мне неловко… Пожалуйста,
извините… Простите, я не хотел… Боюсь, что я вас задел…
Извините… Виноват… Прошу простить… Прошу извинения…
Позвольте попросить прощения… Не сердитесь за то, что… Я не
хотел Вас обидеть… Я виноват перед Вами… Извинитесь за меня
перед…
А теперь назовите слова выражения сочувствия, утешения:
Я Вам сочувствую… Примите мои соболезнования… Мне
жалко (жаль) Вас… Мне жалко, что так случилось… Я Вас
понимаю… Успокойтесь… Не волнуйтесь… Не беспокойтесь… не
огорчайтесь… Не расстраивайтесь… Не горюйте… Потерпите…
Забудьте об этом… Возьмите себя в руки… Соберитесь с
7мыслями… Не надо думать об этом… Все пройдет… Всякое
бывает… Ничего не поделаешь… Вы не виноваты…
В е д у щ и й. Расширение словарного запаса, обогащение
своего речевого «репертуара «позволит» вам «выразить себя»,
проявить свои лучшие человеческие качества в общении.
И в заключении я вас попрошу написать коротенький
самоотчет, в ходе которого вы ответите на несколько вопросов.
Вопросы:
1. Что нового я узнал о себе?
2. Что нового я узнал о других?
3. Нужно ли учиться общению?
4. Что мне мешает быть более искренним и откровенным?
5. Кто или что мне помогает в работе над собой?
8