Классный час "Семья. Мои семейные традиции"

  • Работа в классе
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час в рамках творческого проекта во 2 классе "Семейные традиции". Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребенка. У детей не четкие, неясные, несформированные представления о семьи, об уровнях ценности семьи. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Иконка файла материала Кл. час СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.docx
ГБОУ «Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Классный час: «Семейные традиции»                                         Шайхулова Е. М. Классный руководительЗаинск 2017 г. Тема классного часа: Семейные традиции. Класс: 2 Цель:  углубление   представлений   учеников  о   ценности   семьи   и   соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи: познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются традиции  и культура народа; раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства,   заботы   к   близким,   проведения   праздников   и   организации совместного отдыха; развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей семьи, семейным традициям и традициям класса; показать необходимость уважительного отношения к родным и близким; создавать  благоприятную  среду  для  осознания  учащимися  и их  родителями уникальности, неповторимости каждой семьи; нашего класса; развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для   творческого   самовыражения   учащихся,   проявления   их   активности, эстетический вкус; воспитывать  чувство   сплочённости   учащихся   и   их   родителей,   бабушек   и дедушек на основе общего интереса к истории семьи; класса; воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Ход классного часа I. Организация класса. Вступление.  Приветствие  детей. Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. II. Создание  проблемной ситуации.    1. Постановка проблемы ­ А начать урок мне бы хотелось с интересного задания на смекалку. ­ Как называются такие задания? (Ребус) ­ Разгадайте ребус. (Слайд 1)­ Послушайте стихотворение.  ­ А что же такое семья? 1. Семья – словечко странное,  Хотя не иностранное.  – Как слово получилось,  Не ясно нам совсем.  Ну, «Я» – мы понимаем,  А почему их семь?  2. Не надо думать и гадать,  А надо просто сосчитать:  Два дедушки,  Две бабушки,  Плюс папа, мама, я.  Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! СЕМЬЯ (Слайд 2) ­Давайте проверим, знаете ли вы, что такое семья с помощью игры.   2. Игра.  ­ На столах  в белых конвертах  карточки со словами     и словосочетаниями. Выберите те, которые относятся к теме: Семья  взрослые и дети,  живут вместе,  дом,  папа и мама, дедушка и бабушка,  дружба и любовь,  забота друг о друге,  радость и печаль, традиции,любимые дети,  уважение и радость,  хорошая погода,  брошенный щенок,  разорённые гнёзда,  сорванный цветок,  светит солнце. Все согласны с подобранными словами? Повторим хором     СЕМЬЯ – это… (Соберем лепестки) III. Определение  темы урока. А слово  ТРАДИЦИИ тоже подходит к теме СЕМЬЯ? Значит какие традиции … (Учитель прикрепляет табличку СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.) СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ Хором читают с доски. Да тема классного часа: СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ (Слайд 3) IV. Работа по теме. Основная часть. 1. Понятие «семья». ­ Что же такое «семья»? Обратимся к толковому словарю С. Ожегова. Семья­ 1.Группа живущих вместе близких родственников.            2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.              Дружная школьная семья. ­ В этом слове семь «Я».  Что это значит? Как вы думаете? ­ Это значит: «Я повторён в детях моих 7 раз». Считалось,  что   в  каждой   семье   должно   быть  7  человек.     Издавна   цифра  7 считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.­ Меняются времена, нравы, семимильными шагами движется вперёд научно­ технический   прогресс.   Но   во   все   времена   непреложной   ценностью   остаётся семья. Почему?  (Учащиеся высказывают своё мнение) Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.  ­   Семья   бывает   маленькой   и   большой.   В   семье   могут   жить   несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение ­ это родственники близкого возраста,   например,   старшее   поколение   ­   бабушки   и   дедушки,   среднее поколение ­ родители, младшее поколение ­ дети, внуки бабушек и дедушек). ­ А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? ­   Почти   у   каждого   человека   есть   и   другие   родственники.   Кто   это?   (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).  2. Пословицы о семье. ­ Вспомните пословицы о семье, и соберем их из разных частей. На столах в  синих конвертах карточки с разрезными пословицами. Как вы их понимаете? Вся семья вместе, так и душа на месте. За общим семейным столом еда вкуснее. Добрая семья прибавит разума­ума. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Коли в семье лад, так не нужен и клад. Семья в куче ­ не страшна и туча. В хорошей семье хорошие дети растут. Человек без семьи, что дерево без плодов.  (Слайд 4)     ­   Мудрые   русские   пословицы   о   семье   отличаются   житейской проницательностью и   пониманием важности сохранения крепкой и дружной семьи. 3. Разминка: ­   Вы   все   любите   отдыхать.  А   я   вам   предлагаю   отдохнуть   сейчас   во   время разминки.  Встаньте. Слушайте задание и выполняйте.­ Те, у кого есть старший брат или младший братишка,  приседайте. ­ У кого есть сестра или сестрёнка помашите над головой рукой. ­ Кто помогает близким, попрыгайте. ­ Хлопните те, кто очень любит свою семью. 4. День семьи в России. Среди множества торжественных дат особое место занимает День семьи. Этот праздник акцентирует внимание на традиционных человеческих ценностях и исторической преемственности поколений. ­ Когда отмечается День семьи?  (8 июля)  (Слайд 5)                               Решение о было принято в 2008 году. появлении данного праздника  5. Уточнение значения слова «Традиция».   Знакомство с традициями семей      . Игра «Назови традицию». На столе лежат  карточки с изображением семейных традиций. Каждая группа вытягивает  две  карточки. После обсуждения   называет  традицию и кратко о ней рассказывает. (Слайд 6) ­ Поднимите руки ребята, у которых в семье соблюдается такая традиция.  ­ Какие ещё  семейные традиции есть  в ваших семьях?  ­ Нужны ли семейные традиции? Зачем? ­   Когда   вы   будете   взрослыми,  какие   традиции   будут   в  ваших   собственных семьях?        Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом,   обычаями,   атмосферой,   традициями.   Традициями,   которыепередаются   из   поколения   в  поколение.  Человек   рождается   на   свет,  растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?      Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек   рождается,   получает   имя.   Родители   дают   имя   такое,   какое   им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. – Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь дедушки, бабушки, мамы, папы? – Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. ­ А вы, ребята, знаете, что такое отчество?     Отчество ­  часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.       Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой. Начиная   с   15­го   столетия,   именование   с   «­вичем»   считалось   особой привилегией, такое право имели только знатные люди. Отчества   незнатных   людей,  в   России   первоначально   образовывались   как краткая форма  имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте,   «Иван   Петров»;   «Фёдор   сын   Лукин»   —   «Фёдор   Лукин».   Так появились отчества и фамилия людей. Существует традиция  собирать   и   хранить   семейные   фотографии   и старинные вещи, оставшиеся от предков. – Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция? Во   многих   семьях   есть традиция проведения   отпусков   и   свободного времени.  ­  Как вы проводите свободное время и отпуска в своей семье? Где побывали в течение лета?  Отмечать семейные праздники – тоже традиция. – Какие праздники отмечают в вашей семье? (Рассказы детей о традициях в их семьях.) 6. Физминутка (динамическая) под песню А.Ермолаева «Моя семья». ­   А   какая   ваша   семья?   Давайте   вместе   дадим   характеристику   своей   семье (большая,   дружная,   честная,   отзывчивая   и   т.   д)   Посмотрите,   эти   слова характеризуют человека. Значит СЕМЬЯ – это ЧЕЛОВЕК. А если   человек поранил руку, ударил колено, то ему больно. Эту боль чувствует все тело. Значит,  если в семье кому – больно, то эту боль чувствует вся семья, а если кому – то радостно, весело, то весело всем. Поэтому все ваши удачи и неудачи переживают все члены вашей семьи, то есть они учатся вместе с вами во 2 классе. И это замечательно. 1. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. 2. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,     Мечты о хорошем, волнение, трепет.     Семья – это труд, друг о друге забота,     Семья – это много домашней работы. 3. Семья – это важно!      Семья – это сложно!     Но счастливо жить одному невозможно! 4. Всегда будьте вместе, любовь берегите,     Обиды и ссоры подальше гоните,     Хотим, чтоб про вас говорили друзья:     Какая хорошая эта семья!  . Беседа о классном коллективе. 7. Формирование сплоченного коллектива   ­ А наш классный коллектив можно назвать семьей? ­  Почему? ­ А какие традиции существуют в нашей школьной семье?  (Отмечать Дни рождения,   праздники   всем   классом,   участвовать   во   всех   школьных мероприятиях всем классом) Традиционные классные и школьные мероприятия.  День Знаний;  День Здоровья; Экскурсии в библиотеки;  Экскурсии в музеи; День именинника;  День Учителя;  А, ну­ка, мальчики; А, ну­ка, девочки;  Изготовление кормушек для птиц. Мы   участвуем   в   различных  предметных   олимпиадах   и   конкурсах,   и традиция нашего класса – занимать призовые места.  У нас с вами тоже школьная семья. Впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге, и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. ­ Каковы ваши обязанности в семье? ­ Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто   не   может   учиться   за   нас,   заботиться   друг   о   друге. ­ Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. Мы убедились, что наш  класс – это  тоже семья, только  особая. И  как   в любой семье  нам  тоже  нужны уважение и  уют.  Мы  тоже  заботимся друг   о   друге и   помогаем   друг   другу, но   как   в   каждой   семье   у   насбывают  ссоры. Я думаю,  каждый  из  нас  может  внести  свой  вклад , чтобы   в   нашей   школьной   семье   было   тепло, радостно и комфортно всем. V. Заключение. Рефлексия. ­ Давайте скажем  несколько тёплых слов своим родным Мама и папа для меня самые… Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать… ­ Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом ­ это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди. Вывод:  ­ Скажите, что для вас – СЕМЬЯ?  1.Семья – это самое ёмкое слово.    В нём слышится «семя» ­ жизни основа.    Семь «Я» ­ это семеро, связанных прочно,     И будущих жизней – надёжный источник. 2.Семья – это радостный детский смех.    Семья – это то, что в жизни нам дарит успех.     Пусть опорой друг другу родные!    И пусть всех минуют несчастья любые!  3.Семья – нашей жизни надёжный оплот,      Что в детстве и в старости нас бережёт.     Семья – на любви построенный дом,     Пусть радость и счастье царствуют в нём!  4.Пусть дети и взрослые помнят всегда:    Семья – это главное! Через  года    Сумейте вы счастье своё пронести.     Пускай только лучшее ждёт впереди! ­   Я   хотела   бы   предложить   поработать   над   проектом   «Семейные   традиции учащихся нашего класса)  Поднимите руку кто ЗА. ­ Попросите помочь родителей составить рассказ о традициях вашей семьи. Вместе   с   родителями,   бабушками   и   другими   родственниками   подготовьте фотографии к своему рассказу. (Слайд 7)VI.     Подведение итогов. Рефлексия.  ­ Итак, о чём мы сегодня говорили с вами? ­ Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше? ­ Что было для вас интересно на уроке? ­ Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях? ( Слайд 8)         ­  Берегите   свою   семью,   любите   своих   родных,   чтите   семейные   традиции   и семейные ценности. Семья – это самое главное, что есть у человека в жизни. На этом классный час окончен.