МОУ Раменская СОШ № 6
Классный час
«Широкая Масленица»
Подготовила учитель начальных классов,
классный руководитель 4 «В» класса
Сорокина Надежда Юрьевна История праздника
Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник
«Масленица».
Задачи:
Воспитание духовнонравственных качеств личности школьника,
привитие интереса и любви к российской истории и народным
традициям;
Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга
учеников, коммуникативных качеств личности.
Развитие творческих способностей учащихся
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю
народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с
итальянского "карнавал" означает "говядина, прощай!". А масленица,
предшествующая Великому посту, издавна называлась "Мясопустом",
поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. Некоторые историки считают,
что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с
принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его
сроков.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время
была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с
марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное
значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца,
которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось:
как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с
вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И
называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и
"разорительницей".
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы
символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое
сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками
жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали
большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла
собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали
обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества.
Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби
или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому
раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую
"Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или
даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию
плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть;
а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот
праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который
заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и
воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот
праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить
количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят
соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в
национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой
площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее
за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние
забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник
забава, где молодежь прыгает через костер.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий
смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в
злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись
воскресшими покойниками.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял
в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же,
например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что
сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с
приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали
ее посреди костра.
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами;
обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности
и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей
радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым
закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярынямасленица,
госпожа масленица".
Понедельник встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую
женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях
по деревне.
Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Песни, которые поют в день "встречи", очень жизнерадостны.
Вторник заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные
гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для
народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали
представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом.
На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по
знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых
розвальнях.
Было в почете и другое нехитрое развлечение катание с обледенелых гор.
Среда лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой
семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину
варили пиво.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие
сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые
пряники.
Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было
выпить чаю.
Четверг разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда
проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое
начало из Древней Руси.
Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего
("лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся третий не
лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило
наказание. Биться можно было "стенка на стенку" или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С
удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая
это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И всетаки это
была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если
и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас
сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой
снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка
(может, в этом и был какойто тайный смысл кулачных боев), а заодно это и
поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное,
о том, что это всетаки праздничный, игровой поединок.
Пятница тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить
свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько
внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных
санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно
под песни скатывались с ледяной горы.
Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было
посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала
настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на
масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья
гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки"
приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту
же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща
(существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все
необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал
мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию
считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и
тещей.
Суббота золовкины посиделки
Золовка это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки
принимали у себя родных.
Как видим, на этой "масленице жирной" каждый день этой щедрой недели
сопровождался особым застольем.
Воскресенье проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем":
родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с "повинением",
просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения,
причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и
с троекратными поклонами и "слёзными словами" испросить взаимного
прощения: "Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой". "Да
простит тебя Бог и я прощаю", отвечал собеседник, после чего в знак
примирения нужно было поцеловаться.
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечём —
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий —
Это лучшая еда!
То не мышь пищит,
Не мороз трещит,
В сковородке блин
За блином шкворчит...
Да с селёдочкою,
Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою
Корочкою!
Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнцеблин и рядом блинлуна.
Один блин горячий,
Другой блин холодный...
Полезай на небо —
Если кто голодный!
По земле колёсами
Покатились блинчики...
Дети, под берёзами
Собирай гостинчики!
Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица. Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Нука, съешь блина,
Чтоб пришла весна!
ЧАСТУШКИ
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько —
Сыром, маслом, и блином,
И румяным пирогом.
Масленица блиноеда
Накормила до обеда.
И сама за плетень,
На весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло,
А сама потом погасла.
А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна,
А на горушку снег сыплют,
А нас маменьки домой кличут. Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, Масленицакривошейка,
Покатайка нас хорошенько.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье —
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Нынче радуемся мы —
Нынче проводы зимы,
С пирогами да блинами,
В шуме милой кутерьмы.
С горки саночки летят,
Очи девичьи горят,
Песни, пляски и гулянья
Уж который день подряд.
Это — Масленица,
Чудо — Масленица.
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу.
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Классный час «Широкая Масленица»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.