Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—6 кл
04.03.2018
Классный час «Толерантность в жизни школьников»
Участники: учащиеся 5-6 классов
Цели и задачи:
1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:
а) работать с текстом;
б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Диагностировать социальное развитие учащихся.
5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
urok_tolerantnosti.doc
Классный час «Толерантность в жизни школьников»
Участники: учащиеся 56 классов
Цели и задачи:
1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными
мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:
а) работать с текстом;
б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его
в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Диагностировать социальное развитие учащихся.
5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
Оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (5 группы – 5
столов);
музыкальное оформление (фонограмма);
карточки, зигзагообразно разрезанные на две части;
тексты рассказа “Другое желание” (Ольга Арс);
ватман с изображением дерева;
стики в форме листочков;
чистые листы бумаги и фломастеры (маркеры);
карточки с номерами столов. Структура (занятия) игры.
Игра содержит элементы проблемного урока (работа в парах, творческих
группах, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может
быть проведена как развивающее занятие и как особый урок (используя материал
других, специально подобранных текстов).
Сценарий игры.
СЛАЙД 1
I. Подготовительный этап
В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было
работать группами по 56 человек.
II. Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 2
Единственная настоящая роскошь
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент Экзюпери
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с
другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать
мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно
доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются
только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои
представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику
или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы
хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с
другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
III. А начнем мы наш разговор с игрыупражнения «Приветствие».
Ребята образуют два круга внутренний и внешний так, чтобы образовались
стоящие друг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и
тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом
меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся
первые пары.
После этого каждая пара садится за один из столов.
IV. Поскольку разговор наш начался об общении, то вам предлагается
задание «Разминка»
Каждой паре редоставляется чистый лист бумаги. К слову «общение» нужно
подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (община, общий,
общительный, сообщник, сообща...). Проверку начинают с группы, придумавшей
наименьшее количество слов.
УЧИТЕЛЬ:
Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы
ребят.) Обратимся к словарю.
СЛАЙД 3
Общение форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое
вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово
«общаться» означает быть заодно, с кемлибо знаться, дружиться, делиться сообща,
давать комулибо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке,
как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли
общаться.
Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти
правила? (ответы детей)
А какие мешают? (ответы детей)
На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств помогающих
(в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.
А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)
СЛАЙД 4
Памятка (правила культурного общения)
• Уважай собеседника.
• Будь тактичен.
• Не унижай собеседника. • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое
положение.
• Будь внимателен к собеседнику.
• Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
• Стремись к взаимопониманию.
Те какчества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название
У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою
историю.
СЛАЙД 5
На рубеже XVIIIXIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь
Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне,
и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего –
в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться,
искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И
при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек
должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и
быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством,
оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
СЛАЙД 6
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по
разному:
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В русском – способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным,
выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чеголибо, коголибо).
Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой
индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен
придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает
признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду,
положению, речи, поведению. Интолерантность –это неприятие другого человека,
неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное
и агрессивное поведение.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям,
чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной
личности при выполнении следующего задания.
Для выпонения этого задания вам необходимо объединиться в группы.
Формирование групп происходит по принципу “50 на 50”, т.е. детям
предлагается разбиться на группы по 23 человека, объединившись с теми, с кем им
приятнее всего общаться. Каждая группа выдвигает своего представителя для
голосования. При голосовании представители вытягивают одну половинку карточки,
на обороте которой есть рисунок. Теперь каждая группа должна найти вторую
половину своей карточки и с ними объединиться для дальнейшей игры. Так
образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку
довольно комфортно – рядом с ним друзья. Но вместе с тем в одной группе
собрались дети из разных минисообществ, возможно в реальной жизни мало
общающихся между собой.
УЧИТЕЛЬ:
Сейчас вам будет прочитан текст, у которого нет окончания. В этом тексте
описывается очень необычное и интересное происшествие (тексты имеются на столах
и можно следить). После чего каждой группе предстоит путем коллективного
обсуждения придумать окончание рассказа. Кроме того, вам необходимо выбрать
человека, который озвучит придуманныое группой окончание рассказа. При этом
представитель должен не только хорошо владеть речью, но и быть чутким к мнению
своих товарищей и пользоваться у них авторитетом.
III. Этап погружения в дискуссию. Дискуссия
Далее, в целях пробуждения познавательного интереса, учащимся предлагается
послушать необычную историю (история читается не до конца и тексты на столах
тоже без заключительной части). Другое желание.
Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки дружили
и часто проводили время вместе. Они очень любили сидеть в Интернете, иногда
упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньяму по русскому и украинскому,
а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе.
Как всегда, просидев за компьютером больше обычного, они забыли о времени,
не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.
Сашко, закрывай программу, – скомандовал Антон и, не дожидаясь щелчка
мышью, быстро пробежался по клавиатуре, закрылось одно окно, второе… И вдруг,
на экране мелькнул никому не известный, незарегистрированный сайт. Это еще что
за штука?
Давай посмотрим – сказал Антон.
Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. На первый взгляд он
казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята принялись расшифровывать
написанное:
Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится
любое человеческое желание… три условия: 1е – задуманное должно быть общим
для всех, 2е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла
написанное, 3е – все время мысленно повторять слова: “К высшему благу всех”.
Неожиданно сайт исчез, и мальчики не могли вернуть и восстановить его.
Ерунда какаято, – сказал Сашко.
Ерунда, не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон.
Я думаю, что это значит “К высшему благу всех”, – размышлял Ньямо.
Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для
всех должно быть во благо.
Это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда, – подхватил Сашко, – А
то пожелаешь, чтоб тебя от двойки пронесло, а пронесет учителя, он в школу не
придет, промучается бедный и ни за что изза тебя пострадает.
Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон, – Кто со мной?
Они без труда нашли необычное дерево. Желаний было много, но заветное у
каждого одно. Поспорив и хорошенько подумав, они объединили свои заветные
желания в одно. Написали желание трижды, каждый на своем родном языке, развели
костер и стали ждать прилива.
Вдруг показалась небольшая группа подростков. Ребята недовольно
посмотрели в сторону приближающихся.
Вон оно, дерево! – закричал один из них. Их было четверо. Одеты они были
одинаково. На голове у всех были одинаковые повязки.
Ребята знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий
глаз. Изза этого их дразнили слепыми троями.
Валите отсюда, скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый.
Ну что, не ясно, – вслед за здоровяком поддакнул второй.
Мы первые сюда пришли, – сказал Антон.
И первыми уйдете, – подхватил верзила. Вдруг ктото толкнул Ньямо, и тот не удержался на ногах и упал.
Сашко не выдержал и бросился на помощь. Одни из троев бросился на Антона.
Антон уложил его с одного удара, подскочил другой... Началась драка. В горячке
никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто
то закричал:
Волна!
Все на мгновение оцепенели от ужаса: огромный вал, казалось до самого неба,
надвигался на берег.
Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. И тут Сашко заметил, что среди
них нет Ньяма.
А Ньямо, хромая на одну ногу, догонял ребят. В стороне лежал на песке один
из троев.
Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из
троев.
Но трои были уже далеко и не услышали. Зато его дружок оглянулся и
замешкался: он был уже почти в безопасности и не хотел спускаться к воде.
Это не моя вина, я его не бил.
Ребята посмотрели на стонавшего троя.
Оставим его, он не такой, как мы, – попытался оправдать всех Сашко и
отвернулся от троя.
А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы
написать его, как мы “к высшему благу всех”, – вспомнил Ньямо.
Ребята, мы не сможем все спастись. – И Антон очень грустно и серьезно
посмотрел на друзей.
“Надо найти в себе силы и спасаться!” – с этими словами Антон еще крепче
подхватил Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза.– Ньямо, бежим, держись!
На этом чтение текста заканчивается (в текстах, лежащих на столах тоже
отсутствует заключительная часть). Дети работают с данным текстом, не зная его
продолжения.
Ведущий:
У вас сейчас начинается выполнение задания, на которое отводится 57 минут.
После чего предоставляется слово капитанам.
IV. Заключительный этап
На этом этапе педагог может обсудить с учащимися, оказавшиеся наиболее
спорными, моменты. Подчеркнуть самое важное, положительное и позитивное в
высказываниях всех пяти групп. Обратите внимание на то, что при имеющихся различиях есть немало общего во взглядах и мнениях. А главное, что, работая в
группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать
и сопоставлять свою точку зрения с мнением других.
После этого учитель читает заключительную часть рассказа (ту часть текста,
которой не было у учащихся на столах), написанную автором или весь текст читается
от начала до конца.
… Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон,
еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим,
держись!
Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу,
бросился бежать. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у
дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и чтото быстро писать. Сашко
и Антон бросились к нему.
“Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили, – к высшему благу всех”.
Еще не зная, произойдет чудо или нет, они со страхомпосмотрели на море. И им
показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут изза горизонта брызнули яркие
лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза.
Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели, – Сашкина мама,
открыв шторы, потянулась к форточке.
Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж
этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.
Вопрос учащимся: Какие качества должны были проявить мальчики, чтобы рассказ
закончился так, как предложил автор? У вас на столах есть листочки, напишите на
них какоелибо одно качество.
V. Этап самооценки
Каждый учащийся сдает педагогуведущему лист самооценки участия в
групповой работе (по пятибалльной шкале).
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1, 2, 3, 4, 5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1, 2, 3, 4, 5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1, 2, 3, 4, 5. ИГРА. Учитель приглашает выйти и встать рядом с ним какоголибо ученика,
который хоть чемто похож на учителя (рост, цвет волос, одинаковые увлечения и
т.д.). Ученик выходит, приклеивает свой листок на «дерево толерантности» и
произносит это слово вслух, встает рядом с учителем и приглашает следующего
ученика, с которым обнаруживает еще какоелибо сходство и т.д. Таким образом,
весь класс оказавается возле учителя.
Сейчас зима и деревья, сбросив свою листву, спят. Но наше с вами дерево
проснулось и распустилось от тех слов, которыми вы его окутали.
На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас часичку своего
сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего
сердечного тепла. (детям раздаются сувенирные «сердечки»). Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5. Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
Другое желание.
Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки дружили
и часто проводили время вместе. Они очень любили сидеть в Интернете, иногда
упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньяму по русскому и украинскому,
а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе.
Как всегда, просидев за компьютером больше обычного, они забыли о времени,
не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.
Сашко, закрывай программу, – скомандовал Антон и, не дожидаясь щелчка
мышью, быстро пробежался по клавиатуре, закрылось одно окно, второе… И вдруг,
на экране мелькнул никому не известный, незарегистрированный сайт. Это еще что
за штука?
Давай посмотрим – сказал Антон.
Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. На первый взгляд он
казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята принялись расшифровывать
написанное:
Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится
любое человеческое желание… три условия: 1е – задуманное должно быть общим
для всех, 2е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла
написанное, 3е – все время мысленно повторять слова: “К высшему благу всех”.
Неожиданно сайт исчез, и мальчики не могли вернуть и восстановить его.
Ерунда какаято, – сказал Сашко.
Ерунда, не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон.
Я думаю, что это значит “К высшему благу всех”, – размышлял Ньямо.
Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для
всех должно быть во благо.
Это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда, – подхватил Сашко, – А
то пожелаешь, чтоб тебя от двойки пронесло, а пронесет учителя, он в школу не
придет, промучается бедный и ни за что изза тебя пострадает.
Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон, – Кто со мной?
Они без труда нашли необычное дерево. Желаний было много, но заветное у
каждого одно. Поспорив и хорошенько подумав, они объединили свои заветные
желания в одно. Написали желание трижды, каждый на своем родном языке, развели
костер и стали ждать прилива.
Вдруг показалась небольшая группа подростков. Ребята недовольно
посмотрели в сторону приближающихся.
Вон оно, дерево! – закричал один из них. Их было четверо. Одеты они были
одинаково. На голове у всех были одинаковые повязки.
Ребята знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий
глаз. Изза этого их дразнили слепыми троями.
Валите отсюда, скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый.
Ну что, не ясно, – вслед за здоровяком поддакнул второй. Мы первые сюда пришли, – сказал Антон.
И первыми уйдете, – подхватил верзила.
Вдруг ктото толкнул Ньямо, и тот не удержался на ногах и упал.
Сашко не выдержал и бросился на помощь. Одни из троев бросился на Антона.
Антон уложил его с одного удара, подскочил другой... Началась драка. В горячке
никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто
то закричал:
Волна!
Все на мгновение оцепенели от ужаса: огромный вал, казалось до самого неба,
надвигался на берег.
Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. И тут Сашко заметил, что среди
них нет Ньяма.
А Ньямо, хромая на одну ногу, догонял ребят. В стороне лежал на песке один
из троев.
Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из
троев.
Но трои были уже далеко и не услышали. Зато его дружок оглянулся и
замешкался: он был уже почти в безопасности и не хотел спускаться к воде.
Это не моя вина, я его не бил.
Ребята посмотрели на стонавшего троя.
Оставим его, он не такой, как мы, – попытался оправдать всех Сашко и
отвернулся от троя.
А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы
написать его, как мы “к высшему благу всех”, – вспомнил Ньямо.
Ребята, мы не сможем все спастись. – И Антон очень грустно и серьезно
посмотрел на друзей.
“Надо найти в себе силы и спасаться!” – с этими словами Антон еще крепче
подхватил Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза.– Ньямо, бежим, держись! … Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон,
еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим,
держись!
Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу,
бросился бежать. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у
дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и чтото быстро писать. Сашко
и Антон бросились к нему.
“Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили, – к высшему благу всех”.
Еще не зная, произойдет чудо или нет, они со страхомпосмотрели на море. И им
показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут изза горизонта брызнули яркие
лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза.
Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели, – Сашкина мама,
открыв шторы, потянулась к форточке.
Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж
этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Классный час «Толерантность в жизни школьников» Участники: учащиеся 5-6 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.