Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»
Оценка 5

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
7 кл
27.01.2017
Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»
воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (мать, отца, бабушку, дедушку). привлекать внимание к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям; Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи; Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
«Твори добро, ибо ты - Человек».docx
Конспект занятия «Твори добро, ибо ты ­ Человек» Подготовила и провела учитель математики МБОУ «Киятская СОШ буинского муниципального района РТ» Цель:1)   воспитывать   доброту,  уважение   к   людям   старшего  поколения,   умение   уважать близких людей (мать, отца, бабушку, дедушку). 2) привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени  информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и  социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости  изменения отношения к пожилым людям;  Задачи: 1) Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах  развития общества,   воспитания молодёжи; 2)  Продолжить формирование нравственных качеств личности:  человечности,  милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.  Оборудование:  мультмедийный   проектор,   презентация  Power  Point,   видеосюжет   «О старости» Ход проведения  Учитель: Сегодня наше занятие называется: «Твори добро, ибо ты ­ человек» он. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас. В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это ­ люди пожилого возраста. В России проживает несколько миллионов одиноких людей. По данным института геронтологии Россия ­ страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии. Люди старшего поколения ­ опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это ­ история каждой семьи, история нашего народа. Такова   их   судьба   ­   остаться   в   четырех   стенах   один   на   один   со   своими   проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто­нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их ­ сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову. Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат, ненавидят, обзывают». И таких примеров­множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас? Нет! Старость ­ упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого. Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода... Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки. Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они ­ дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха. Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают). Бабушка ... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками. Дедушка ... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет. К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их. Одиночество ... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость ... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям. Слово учителя. ... Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко,   живут   своей   жизнью,   растят   детей,   работают.   А   бабушка   Катя   тем   временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала   только   вечером.   Раньше   не   нашла   времени.   А   мама   Катя   пишет,   что   очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать». Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой ... ­ Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми. Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных   лачугах   или   вообще   даже   не   имеют   крыши   над   головой.   Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба. Творческая работа «Пожилые и молодые». Сейчас   я   вам   предлагаю   подумать,   чем   старые   люди   могут   помочь   молодым,   и   чем молодожены   могут   помочь  старым.  Например:  старые   люди   могут   дать   мудрый   совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д. Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице. Слово учителя. Старость   ...   Как   незаметно   она   приходит.   Кто­то   оказывает   ей   сопротивление,   не соглашается,   бунтует   ...   Другой   в   печальной   покорности   начинает   уже   отступать:   «Не могу ... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил». Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду «Старость и Молодость». Шла   себе   Путем   Жизни   беззаботная   Молодость,   напевая,   что   все   безразлично,   что   со всякими бедствиями она легко справится и совсем­совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь. ­ Чего тебе от меня надо? ­ Спрашивает у нее Молодость. ­ Здоровья немножко и силы, ­ говорит Болезнь. ­ Бери, у меня хватит! Скорее только отстань! Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам». ­ Какое твое дело, ­ резанула Молодость в ответ, ­ как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю! Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть. Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?» После   долгих   скитаний   Молодость   встретилась   с   Любовью.   Встретившись,   начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость ­ от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно». Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают). Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла ...» или «старость ­ не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием   понимаешь,   что   все   лучшее   уже   было,   все   в   прошлом.   А   с   тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные ­ дети, внуки. А если их нет? Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет ... Ученик. «Письмо к матери» С.Есенин Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень  точно передаёт отношение  многих из нас и общества в целом к немощным старикам. «Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там  старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда  сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому,  состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их  родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками,  четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно  ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал. Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери  серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет  каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже  клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где  нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о  чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие  собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают. Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто –  напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая  дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на  груботёсанные скамейки и по долгу сидят , задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно  ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка  проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего  лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и  хозяек этого дома. Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с  большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной  энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька,  нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий  возражения окрик: ­ Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня  день рождения. Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не  отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то  просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то,  дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость.  Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор»,  она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела  старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как  услышала радостный голос: ­ Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо  побыстрее к нему. Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил  седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти  лет. ­Проходите, пожалуйста, садитесь, ­ сказал он, вставая со своего места, я – хозяин  этого дома. Кто такие будете вы? Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И  положила перед директором на стол: ­ Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано. Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака  носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал  тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз,  спросил: ­Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби? ­Как это кем? Дочерью, конечно. ­Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать? ­ Да, ­ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: ­ Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке». ­ Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.» Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы  думаете по этому поводу? (организуется общение) Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю. « ­ Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд  на женщину, ­ только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете  свою маму у нас? И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ: ­ Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела. ­ Да, да, ­ поддержала её мать, ­ я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по  свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила: ­ Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается.  Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!... ­ Сейчас мне всё стало понятно, ­ сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с  места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного  подождите… Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл  вплотную к старушке и спросил напрямую: ­ Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда? ­ Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом.  После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того  самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к  вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху». Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её  собственная дочь? (Организуется беседа) Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда  ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это  потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств  и неприятностей.  Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и  повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется  кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной  коляске, покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том,  что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они  слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи  частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала  одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете». Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу,  полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения  проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь  организм – идёт необратимый процесс его разрушения. Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к  пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества,  которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей  стороны нуждаются самые близкие для вас люди.                             Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те  заботились о них в детстве.  Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве  своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это  произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая  жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро  пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости.  Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда  каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть  снисходительными и милосердными к старикам. «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», ­ гласит  русская пословица.  С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой­либо беде ­ пожаре, вражеском нашествии т.д. Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми. Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час   доброты   перерастет   в   ежедневную   потребность   делать   добро.   Всем   нам   нелегко   в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть­чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами­просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости» Затем репетиция к концерту. ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ:   ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ,  ПОСЕТИТЬ   ПОЖИЛЫХ   И   ОКАЗАТЬ

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»

Классный час «Твори добро, ибо ты - Человек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017