Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии. Цель : подготовить учеников к выбору жизненного пути. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Профорентация САВИНОВА.docx
Разработка личностно – ориентированного
классного часа
для 9 класса
«У нас большое будущее»
(направление – профориентация).
Савинова Айсылу Раизовна,
учитель математики и информатики,
классный руководитель 9б класса
МБОУ «Елпачихинская СОШ» с. Елпачиха, 2016
Если вы удачно выберете профессию, труд и
вложите в него душу, то счастье само вас отыщет
К.Д. Ушинский
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается
парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не
хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав
соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются
безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного
профессионального выбора молодых людей. Наша задача помочь ребятам
найти востребованную специальность. В сценарии классного часа
использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция,
проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
ЦЕЛЬ: подготовить учеников к выбору жизненного пути.
ЗАДАЧИ:
1.
поля».
2.
3.
4.
Формирование актуального для подростков «информационного
Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия.
Форма проведения час общения.
Основные методы обучения:
•
объяснительноиллюстративный
•
•
проблемное изложение материала
частичнопоисковый
Форма организации познавательной деятельности: •
•
•
фронтальная
индивидуальная
групповая
Средства обучения:
•
интерактивная доска;
•
•
презентация
фотостенд “Мир профессий”
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Разминка «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. Анаграммыпрофессионалы
3. Оцени профессии
III. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
IV. Информационный блок «Самый лучший выбор»
V. Практическая работа (работа в группах)
VI. Тестирование
VII. Заключительное слово
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об
образовании. Для когото этот документ станет и билетом в самостоятельную
жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа такие маршруты ждут
тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы
подумать, а выбрать есть из чего в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня
мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Ведь от этого
выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и
интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию,
человек выбирает свою судьбу. II. Разминка «Все профессии нужны, все профессии важны»
1.Анаграммыпрофессионалы
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы
получилось название профессии.
рвач (медицинский работник)
сопло (дипломат)
терка (театральная и кинопрофессия)
кулон (веселая цирковая профессия)
марля (разноцветный рабочий)
авдотка (юридическая профессия)
томат + голос (зубной врач)
кредитор (руководитель предприятия)
2.Оцени профессии
Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста
считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и
государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение
профессий:
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);
тщетные науки (алхимия, астрология);
вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к
полезным и нужным, какие к щегольским и увеселяющим, а какие к
вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)
Классный руководитель.
Конечно, здесь мы перечислили не все
профессии. Их в мире очень много. Но, выбирая себе специальность, мы
ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на
страну, в которой живем.
III. Проблемная ситуация «Чей это выбор?» Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе
профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей
судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос:
«Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ:
примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй
признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное,
пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в
своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные
причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие
знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил
и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
IV. Информационный блок «Самый лучший выбор»
Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это
не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну единственную.
Профессиональное самоопределение от слова «предел» граница. Значит,
нужно както ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти
границы очерчены формулой «хочумогунадо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Вопервых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость
(«хочу»). Вовторых, вы должны обладать набором профессионально важных для
этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических
(«могу»).
Втретьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
(«надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей
(показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы реальные,
конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности,
возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке
труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков
означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть
небольшая область пересечения. На третьем они практически
накладываются друг на друга очень много точек соприкосновения.
V. Практическая работа (работа в группах)
Классный руководитель.
Сейчас я буду читать описание
профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку
относится описание (читает):
Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее
особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не
отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало больше
половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают».
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с
неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми,
а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и
решила стать воспитателем. И попала в точку.
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5
пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А
информационные технологии сейчас востребованы везде.
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Примерные ответы детей:
У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет
выбрать профессию «по душе» (№1).
У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если
она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не
сможет найти работу (№2).
У Саши выбор оказался самым удачным (№3).
Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный
выбор?
Примерные ответы детей:
У Саши все три фактора совпали. Поэтому можно с уверенностью
говорить о том, что он будет получать удовлетворение, удовольствие от своей
работы.
Классный руководитель. Как видите, сделать выбор непросто.
Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили
ей. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Примерные ответы детей:
Тане нужно всетаки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно
изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны. Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить
дополнительное образование.
VI. Тестирование
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам
поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три
геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка,
состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур.
Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы их
надо зачеркнуть, если их не хватает дорисовать недостающие. Время
выполнения 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь ключ к тесту:
Первый тип: 68 треугольников тип руководителя, хорошие
преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются
в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие
организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий
свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов.
Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен,
легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко
чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник.
Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но,
может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это
поможет вам в выборе жизненного пути.
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии это очень важное событие в
жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда
пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас
определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и
знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как
хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт.
Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа?
Какие открытия вы для себя сделали? (ответы детей).
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Классный час «У нас большое будущее» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.