Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
история +1
7 кл—11 кл
16.06.2017
Классный час посвящён событиям Великой Отечественной войны. Проводить можно в разных классах основной и старшей школы, но если в основной школе, то потребуется предварительная подготовка. Предполагается 4 группы участников: герои ток-шоу, зрители, эксперты и ведущий (лучше учитель, но может и старшеклассник). Занятие организовано таким образом, что все участники активно задействованы. Перед ними ставятся проблемные вопросы, необходимо выбрать свою позицию и её аргументировать.
классный час в стиле ток.doc
Классный час в стиле токшоу «Во имя Родины»
Баяндина Зоя Владимировна
учитель истории высшей категории
МБОУ "Дубровская СОШ"
Оханского района Пермского края
Цели:
формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, её народ, историю и
ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества
продолжить работу над формированием умения рассуждать, строить доказательства
высказанной мысли
в ходе анализа предлагаемых сюжетов дать возможность учащимся поразмышлять над
выбором модели поведения в сложной ситуации.
Оборудование: Выставка книг о Великой Отечественной войне, компьютер, экран,
презентация о Великой Отечественной войне, листочки для шкалы мнений,
Плакаты времён Великой Отечественной войны, музыкальное сопровождение.
Зрители размещаются полукругом по отношению к ведущему. Выделяется специальное место для
экспертов и героев токшоу.
1. Подготовительный этап
Оснащение класса, распределение ролей. Возможные роли: ведущий, ассистенты ведущего,
герои токшоу, зрители, эксперты.
Описание ролей участников игры.
Ведущий (лучше учитель) представляет участников, сообщает правила (например: зрители
могут выступать со своим мнением, задавать уточняющие вопросы); рекомендует формулу
выступления (позиция – аргумент – вывод); руководит ходом дискуссии, координирует
деятельность экспертов, зрителей, ассистентов (проекция плакатов, запуск видеофрагмента,
работа со шкалой мнений и т. д.) .
Эксперты. Эта группа хорошо знакома с событиями Великой Отечественной войны. Им
заранее известны вопросы и они готовятся убедительно на них ответить. Им лучше иметь
визитные карточки с указанием имени и фамилии. На роль экспертов были приглашены
родители. (Один из родителей участник чеченской войны)
Зрители. Самая многочисленная группа учащихся. Они не должны заранее знать вопросы
героев токшоу и готовиться к выступлению. В ходе токшоу они представляют свою точку
зрения, дополняют выступления друг друга, могут задавать уточняющие вопросы .
1 Герои токшоу. Это герои событий Великой Отечественной войны. Поскольку в живых
осталось немного и ходить им сложно, то можно использовать видеофрагменты, письма,
мемуары, свидетельства очевидцев, документы.
2. Основной этап. Вступление. На фоне музыки из фильма «Офицеры» «От героев былых
времён…» мелькают кадры военной хроники (презентация)
Ведущий сообщает тему, представляет участников, сообщает правила (например: зрители могут
выступать со своим мнением, задавать уточняющие вопросы); рекомендует формулу выступления
(позиция – аргумент – вывод).
Более 70 лет назад закончилась самая страшная война в истории человечества. Сегодня в
живых осталось ветеранов совсем немного. Их очень беспокоит: будем ли мы помнить войну, какой
ценой она досталась нашему народу.
Накануне празднования 9 мая, в Интернете, один из ветеранов поделился с президентом.
1andrei1 20090508 11:45 (UTC)
Сегодня беседовал с восьмиклассниками. Задал несколько вопросов о Великой Отечественной
войне:
А какой завтра праздник 9 мая.
А что это за праздник победа в войне
А что за война война с немцами
А где закончилась война не знаем
А когда она была в 1972 году
А кто правил тогда Царь, Ленин или Сталин Царь
Все остальные вопросы были бессмысленны.
Стало страшно.
Ведущий: Как вы думаете, почему стало страшно ветерану?
( Ответы учащихся)
На экран проецируются следующие высказывания:
(Из высказываний) – зачем изучать историю Великой Отечественной войны. Ведь она давно
прошла. Есть другие более важные события.
2. Чем дальше от Победы, тем меньшим ее значение будет казаться грядущим поколениям. У
нас есть и новые победы, Чечня.
3. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего
духовного развития России в XXI веке.
Какие два противоположных мнения можно выделить?
Шкала мнений ( на доске ) 1.О Великой Отечественной войне надо знать
2 2. Есть другие более важные события
Объясните свою позицию. Почему вы так думаете?
Очень приятно, что вы придерживаетесь мнения, что о Великой Отечественной войне надо знать и
помнить. А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы учащихся). Но так вы думаете,
а как на самом деле происходит. Ответьте, пожалуйста, ещё на один из вопросов на шкале мнений:
1. Я люблю смотреть фильмы и читать книги о Великой Отечественной войне.
2. Мне не нравятся фильмы о Великой Отечественной войне, и читать я не люблю.
(Идёт обсуждение о том, почему такое противоречие).
Слово предоставляется экспертам. Дети задают им вопросы. Если ответ покажется ведущему
неполным, то приводится мнение историка, взятое из Интернета.
(Звучит песня «В землянке». На экран проецируется слайд с изображением женщин на
войне.) Женщина на войне… Как правило, мы женщину представляем как мать, бабушку, подругу.
Традиционный взгляд, что "Война дело мужское". Однако в ХХ столетии участие женщин в войне,
причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, становится
реальностью. В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а просилось на
фронт ещё больше.
Вопрос: Как вы считаете, нужно ли было идти женщинам воевать, не лучше ли было бы
остаться им дома с детьми?
На доске отразить своё мнение. (Ассистенты вывешивают на магнитной доске
таблички со словами «Война – мужское дело» и «Женщины тоже должны защищать
Родину».
(Идёт обсуждение проблемы).
Женщины, женщины, женщины... На заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в
первые дни войны они заменили ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки
производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и
концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым
резервом действующей армии. Рабочий день длился по 10 – 12 часов, о выходных и не
вспоминали. Простое русское слово «надо» вдруг приобрело глубокий смысл. С него
начинался теперь всякий разговор.
Что же заставляло женщин бросать дом, детей и идти на войну?
Позвольте познакомить вас с судьбой некоторых женщин, чтобы понять причины их участия
в войне.
Ведущий:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
3 Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь!»
Родина…
Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
Просто был выбор у каждого – я или Родина,
(Р.Рождественский)
Наша землячка Барамзина Татьяна Николаевна родилась в 1919 году в городе Глазове
Удмуртской АССР. После семилетки заочно окончила педагогическое училище. Два года работала
в сельской школе. В 1940 году приехала в Пермь, поступила в Педагогический институт, работала
воспитателем детского сада.
В июне 1943 года добровольно ушла на фронт. Прошла курс обучения в Центральной женской
снайперской школе. Воевала с апреля 1944 года.
Выполняя сложную боевую задачу, батальон встретился с превосходящими силами противника.
Из снайперской винтовки Барамзина уничтожила более 20 гитлеровцев, перевязывала раненых.
Когда в блиндаж ворвались фашисты, она отстреливалась до последнего, защищая раненых бойцов.
Фашисты пытали девушку, выкололи ей глаза, потом застрелили, но она никого не выдала.
Звание Героя Советского Союза присвоено в марте 1945 года посмертно.
Можно ли было остаться в стороне там, где враг захватил часть нашей родной земли?! Девочка
Катя совсем не хотела воевать и никому не желала зла. Но вот её письмо, чудом дошедшее до нас.
Письмо этой девочки было найдено при разборе кирпичной кладки печи в одном из домов города
Лиозно, в Белоруссии, маленький жёлтый конверт был прошит нитками. (Зачитывается письмо)
Гашева Руфина Сергеевна родилась в 1921 году в посёлке Верхнечусовские Городки. В армию
ушла в октябре 1941 года, воевать начала в мае 1942. Была штурманом эскадрильи 46го
гвардейского Таманского Краснознамённого ночного бомбардировочного полка. Совершила почти
900 боевых вылетов.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года. Жила после войны в Москве.
Как вы думаете, почему на занятой фашистами территории ширилось подпольное и
партизанское движение, хотя за это фашисты сжигали и уничтожали население. Было сожжено 70
тысяч сёл?
(Идёт обсуждение)
4 Ольга Эрнстовна Грененберг ушла на фронт вскоре после своего мужа, когда их дочери не
исполнилось ещё и 4 лет. Муж сражался под Ленинградом, а Ольга была медицинской сестрой.
Потом поступила в специальную школу, готовясь работать в подполье во вражеском тылу. Тёмной
ночью осенью 1941 года она выбросилась с парашютом над одним из районов Латвии.
Ольга вместе с другими подпольщиками организовала выпуск листовок на русском и
латышском языках, переправляла в лес партизанам вооружение и боеприпасы, по радиопередатчику
сообщала ценные сведения советскому командованию. Ольгу схватили холодной зимой 1944 года.
Не смотря на жестокие пытки электрическим током, иголками, она никого не выдала. За несколько
дней до расстрела, подпольщица написала письмо своей маленькой дочери. Письмо дочь получила
спустя 20 лет.
Вот отрывок этого письма:
«Моя милая Ромена!
Пытки и тюрьма меня не сломили. …
Тебе, милая доченька, надо знать, за что пошла на смерть твоя мама, за что пошли на смерть
бесчисленные тысячи борцов. Мы защищали Советскую власть и идеалы Коммунистической
партии. Это означает, что я отдаю свою жизнь за тебя, за твоё будущее. И так – все! Мы идём на
смерть за светлое будущее и счастье молодого поколения. Я отдаю свою жизнь, чтобы ты, милая
Роменочка, не знала ужасов войны и чтобы радость твоей молодости никогда не омрачала чёрная
свастика…»
Ведущий:
Что же заставило женщин взяться за оружие?
(Ответы учащихся).
Запрашивается мнение экспертов. Отвечают родители. В случае затруднения, учитель
приводит слова из книги Е.Синявской.
3. Завершающий этап. Рефлексия и подведение итогов. Нужен ли был такой классный
час? Ваши впечатления? Ваше отношение к памяти о войне, к её изучению?
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля.
Что такое вражда и война.
5 Спасибо вам за то, что поделились своим мнением. Дай вам бог, дети, чтобы войну вы видели
только в фильмах!
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»
Приложение
Установочное положение
Жанроформирующие
элементы:
Предмет обсуждения актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая
общественный
интерес;
Целевое назначение оценка предмета, выявление причинноследственных связей, поиск решения
обсуждаемой
проблемы.
Метод организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда
мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.
Такая форма классного часа активизирует учащихся, предоставляя им, возможность
сопереживать, быть причастными к разрабатываемым решениям, способствует формированию
мировоззренческой позиции.
Игре предшествует подготовка. Так как учащиеся 6 класса ещё не изучали на уроках
истории события Великой Отечественной войны, то на протяжении предыдущего года они
знакомились с событиями войны на нескольких классных часах.
Эксперт 1. Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах
недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своём книжноромантические
представления о войне, отличал и тех 1718летних девочек, которые осаждали военкоматы с
требованием немедленно отправить их на фронт. Женщины были готовы к подвигу, но не были
готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью.
Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться "на военный лад", женщине особенно.
Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение,
тяжёлые физические нагрузки всё это явилось нелёгким испытанием. И послевоенная
психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин: слишком велики
для женской психики подобные эмоциональные нагрузки.
Эксперт 2. «Я приведу слова бывшего санинструктора О.В.Корж. Если мужчины видели женщину
на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал" . По
мнению многих, присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало
человека, который был рядом, делало его "намного более храбрым" .
Бывшие солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек, сестрёнок, которые выволакивали
их раненых с поля боя, выхаживали в медсанбатах и госпиталях, сражались с ними рядом в одном
строю. Женщинадруг, соратник, боевой товарищ, делившая все тяготы войны наравне с
мужчинами, воспринималась ими с подлинным уважением. За заслуги в борьбе с немецко
фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны свыше 150 тыс. женщин были
награждены боевыми орденами и медалями.
6 Эксперт из Интернета. Субетто А.И. Уроки великой Отечественной войны и значение для
будущего России, спустя 60 лет после Победы // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 776567,
публ.12222, 30.06.2005
Урок Великой Отечественной войны состоит и в том, что народ, чувствующий свою правоту в
оборонительной войне и не боящийся жертвовать собой, фактически непобедим.
Советский Союз, а в его составе Россия, обливаясь кровью, терпя тяжелейшие испытания на
оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей
мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Сохранение памяти
о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего духовного развития России в
XXI веке. «Память истории», сочетающаяся с чувством гордости за историю, – основа достоинства
нации и ее способности к будущетворению, к реализации выстраданных идеалов. Без памяти о
Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство
России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования,
потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей
и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не
было бы ни нас с вами, ни России.
Это была война не на жизнь, а на смерть. В планы гитлеровской верхушки (в частности, об этом
говорится в служебных дневниках Гальдера) входили цели стереть начисто такие города, как
Ленинград, Москва и другие, чтобы стереть не только память о советских, но и память о
национальных святынях и национальных корнях.
7 Свое свободолюбие, чувство свободы советский народ защитил кровью, победой доказав,
что он – свободный народ, самый свободный народ в мире, потому что именно о его
стальную волю фашистский волк обломал себе зубы.
Литература
1. Виноградов В.И. и др., История СССР в документах и иллюстрациях (19171971гг.)
Хрестоматия для учителя, М., Просвещение, 1973.
2. Говорят погибшие герои, предсмертные письма советских борцов против немецко
фашистских захватчиков (19411945). М., 1979
3. Ерёмин В.Г., Исаков П.Ф., Молодёжь в годы Великой Отечественной войны, М.,
Мысль,1984.
4. Золотые Звёзды Прикамья, сборник, Пермь, кн. издво,1974.
5. История. Обществознание. 511 классы: внеклассные мероприятия/авт.сост. Л.Л.
Кочергина. Волгоград: Учитель, 2009
6. История: Внеклассные мероприятия. 511 классы./ Авт.сост. И.В. Кузьмина. – Волгоград:
Учитель, 2005
7. Сенявская Е.С., Женщины на войне. // История. Приложение к 1 сентября.
8 8. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности,
социальноправовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/
сост. Дмитренко Г.В., Зорина Т.С., Черникова Т.В./ под редакцией Черниковой Т.В. М.,
Глобус, 2006.
9. Субетто А.И. Уроки великой Отечественной войны и значение для будущего России, спустя
60 лет после Победы // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 776567, публ.12222,
30.06.2005
9
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Классный час в форме ток-шоу по теме "Во имя Родины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.