Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»
Оценка 4.9

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
математика +1
1 кл—2 кл
01.04.2018
Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»
Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать» Цели: Ознакомить учащихся с историей возникновения чисел. Какие символы используют для записи числа. Развить мировозрение и кругозор учащихся. Слайд 1 Введение в тему Перенесемся с вами на несколько тысячелетий назад. Куда попадем? К первобытным людям. Что можете о них рассказать? (ответы детей) Звучит песня Мини – сценка – задание… Первобытный человек вернулся с охоты… О, чудо! Он смог «завалить» ТРЕХ мамонтов. Надо попробовать эту радость сообщить жене...
Классный час 2014.docx
Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились  считать» Цели:  Ознакомить учащихся с  историей возникновения   чисел. Какие символы используют для записи числа. Развить мировозрение и кругозор учащихся. Слайд 1 Введение в тему Перенесемся   с   вами   на   несколько   тысячелетий   назад.   Куда   попадем?   К первобытным людям. Что можете о них рассказать? (ответы детей) Звучит песня  Мини – сценка – задание… Первобытный человек вернулся с охоты… О, чудо! Он смог «завалить» ТРЕХ мамонтов. Надо попробовать эту радость сообщить жене... Сформулируйте тему нашего классного часа… Слайд 2 Тема «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать» актуальна в современном мире, и очень важна для нашего развития, так как в настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Слайд 3 Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.  Когда такой способ добычи стал трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных. А для этого понадобились математические знания. Без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Слайд 4  И вот более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное   животное   заходило   в   загон.   И   только   убедившись,   что   овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать. Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать еще и другие фигурки. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали свои фигурки. Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Слайд 5 Число   ­   одно  из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты  счета или измерения.  Сначала  они различали просто один или много предметов.  Прошли сотни лет, прежде чем появилось число 2. Счет парами оказался очень удобен,   и  не   случайно  ещё   недавно   в   Австралии   существовали   племена, которые знали два числа: «урапун» ­ один, «окоза» ­ два и умели считать до шести.   Островитяне   считали   так:   «окоза­урапун»   ­   три,   «окоза­окоза»   ­ четыре, «окоза­окоза­урапун» ­ пять, «окоза­окоза­окоза» ­ шесть.  О числах, начиная   с   7,   туземцы   говорили   «много».   Наши   предки,   наверняка,   тоже начинали с этого. В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем. В   других   пословицах   и   поговорках,   например,   «Семеро   одного   не   ждут», «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глазу», «Один с сошкой, семеро с ложкой» 7 тоже означало «много». Слайд 6 Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.  Значит, самой древней и простой «счетной машиной» издавна были пальцы рук и ног.  Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто­то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур. С   того   далекого   времени   пошло   это   выражение:   «Знаю,   как   свои   пять пальцев», т.е. «уметь считать». Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Слайд 7 Запоминать   большие   числа   было   трудно,   и   поэтому   были  другие «приспособления».   Например,   разноцветные   шнурки   с   завязанными   на   них узлами. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год,   что   означают   4   узелочка   на   шнурочке!   Поэтому   того,   кто   завязывал узелки, называли вспоминателем. Веревочные   счеты   с   узелками   были   и  в   России.   До   сих   пор   иногда завязывают узелки на носовых платках на память. Засечки   на   палочках   применяли   в   торговых   сделках.   Палочки   после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал  кредитор, а другую ­ должник. Половинка играла роль «квитанции».  Знаете ли вы, что такое «калькулятор»? Как произошло это слово?   «Калькулюс» по­латински означает «камень». В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок   столько   камешков,   сколько   у   него   было   животных.   Чем   больше животных, тем больше камешков.  Слайд 8 Цифры   ­   условные   знаки   для   обозначения   чисел.   Первыми   записями чисел можно считать зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее ­ черточки. Но большие числа так изображать неудобно. И  люди изобрели особые символы, названные цифрами. В разных странах и в разные   времена   это   делалось   по­разному.   Очень   разные   и   порою   даже забавные эти “цифры” у разных народов. Слайд 9 Посмотрите   на   цифры   Древнего   Египта.   Этого   одного   примера достаточно,   чтобы   научиться   записывать   числа   так,   как   их   изображали древние египтяне. Это очень просто. У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Слайд 10   Буквами   обозначались   цифры   и   в   древних   русских   книгах.  Над   буквами ставились титлы (черточки), и тогда буквы обозначали числа   Слайд 11 Так выглядели древние китайские цифры. У   древних   римлян   были   другие   цифры.   Мы   и   сейчас   пользуемся   иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи   на  пальцы.  Один  –  это   один   палец;   два  –  два   пальца;   пять  –  это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец. Слайд 12 Индейцы   майя   ухитрялись   писать   любое   число,   используя   только   точку, линию и кружочек. Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому   их   и   называют   арабскими.   Происхождение   каждой   из   девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи  чисел,  которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Современное   слово   «нуль»   появилось   гораздо   позже,   чем   «цифра».   Оно происходит   от   латинского   слово   «нулла»   –   «никакая».   Изобретение   нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места  в  числе.  При  помощи  десяти цифр можно  записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает. Слайд 13 Кажется, совсем недавно мы с вами посетили город Цифроград, а прошел уже целый год! Давайте еще раз побываем в нем. Слайд 14­23 Стихи Слайд 24­26 В современном мире существует множество интересных головоломок и игр с цифрами. Давайте поиграем. Слайд 27 Творческое задание А теперь я предлагаю вам придумать и изобразить какую­нибудь цифру той страны, … которую вы сами придумаете… Или нарисуйте веселого человечка из цифр Слайд 28 Подведение итогов классного часа. Рефлексия. Сегодня я … Я не знал, что… Мне было интересно… Мне хочется… Слайд 29 Спасибо за работу!

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»

Классный час В мире чисел «История возникновения чисел» или «Как люди научились считать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018