Конспект классного час по профопределению "Выбор профессии - это серьезно" разработан и проведен для 8 класса.
«Важно не кем быть, а каким быть. Далеко не каждый станет учёным, писателем, артистом, но поэтом,
художником в своём деле должен стать каждый». В.А.Сухомлинский.
ЦЕЛИ: расширить представление учащихся о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду;
побуждать учащихся к поиску информации о профессиях,
к осознанному профессиональному выбору.
Классный час 8 класс.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Выбор профессии – это серьёзно».
8 класс
Составила: Мелентьева Л.Н.,
педагог – организатор
(СЛАЙД 1)
«Важно не кем быть,
а каким быть.
Далеко не каждый станет учёным,
писателем, артистом, но поэтом,
художником в своём деле
должен стать каждый».
В.А.Сухомлинский.
ЦЕЛИ: расширить представление учащихся о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду;
побуждать учащихся к поиску информации о профессиях,
к осознанному профессиональному выбору.
(СЛАЙД 2)
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная подготовка».
Кл. рук.: Выбор будущей профессии – это первая серьёзная
жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники.
И наш с вами классный час посвящён выбору профессии, который не
случайно и названии «Выбор профессии – это серьёзно…»
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них
свою? Сколько из них мы более или менее представляем? На что
ориентироваться?
На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» старшеклассники
не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии
очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются
высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к
новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко
возрастает интенсивность труда, требующая повышенной
выносливости.
Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор?
Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для
начала разобраться в своих собственных установках. Ведь от этого
выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг
общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что,
выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
ВОПРОС: Что же такое профессия?
(СЛАЙД 3) ( Профессия – это вид труда, который требует от
человека определённой подготовки, знаний и умений).
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к
профессиональной деятельности человека: профессия,
специальность, квалификация, должность.
ВОПРОС: Как бы вы объяснили различие между этими словами?
( ответы учащихся).
Кл. рук.: Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий,
а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:
ПРОФЕССИЯ – трудовая деятельность человека, которая даёт ему
средства для существования и развития.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – вид занятий в рамках одной профессии.
КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень профессионального мастерства.
ДОЛЖНОСТЬ – это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, что все эти слова вместе содержат профессиональную
характеристику человека.
Выбор профессии и трудоустройство очень важное для людей. В городах созданы специальные структуры, например, городские
центры занятости, которые занимаются трудоустройством тех, кто
уже владеет профессией и те, у кого её нет, помогают её приобрести.
Сейчас мы с вами поговорим об основных типах
профессиональной деятельности человека. Во многих странах
пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей
стране принято пользоваться классификацией профессора
Е.А.Климова.
(СЛАЙД 4)
Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
Человек – природа; человек – техника; человек – человек;
человек – знаковая система; человек – художественный образ.
Мы остановимся на каждом из них более подробно:
1. Человек – природа.
(СЛАЙД 5)
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело
с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы
(ветеринар, агроном, гидролог, тракторист, механизатор).Для них
характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и
воздушная среда – природа.
2. Человек – техника.
(СЛАЙД 6)
Это могут быть и пилоты, и водители, и матросы, электромонтёры,
слесари и т.д, использующие технические устройства.
3. Человек – человек.
(СЛАЙД 7)
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а
характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на
других людей. К такому типу профессий относится учитель,
журналист, продавец.
4. Человек – Знаковая система.
(СЛАЙД 8)
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны
уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, Люди,
работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек – художественный образ.
(СЛАЙД 9).
Людей этого типа отмечает наличие живого образного мышления,
художественная фантазия, талант.
Вот вам примерные требования к человеку, выбравшему
определённый тип деятельности. И это только общие требования.
Необходимо взвесить и оценить свои способности. Но кроме
способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное
совпадение способностей и интересов это и есть призвание.
Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По
данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с
выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание
и делают первую ошибку. При выборе профессии часто имеет место
фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный
принцип выбора, поскольку престижность сродни моде. А это явление
не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для
себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете
необходимым для себя: спокойную работу или постоянные
командировки, самостоятельность, творчество или выполнения чётко
определённых обязанностей.
В каждой профессии есть свои особенности.
Время от времени одни профессии и специальности становятся очень
нужными, востребованными, другие теряют свои позиции, а третьи
вообще не уходят в прошлое.
Я сейчас попрошу вас подумать и дать определение, что же такое
профессиональная ориентация. (ответы учащихся).
(СЛАЙД 10) .
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого
разделимся на группы.
1ая группа будет составлять список – «Самые модные
профессии».
2ая группа – «Самые забытые».
3яя группа – «Профессии, которые всегда нужны».
4ая группа – «Самые отважные профессии». (включается музыка, учащиеся составляют списки).
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные профессии:
* самые модные – юрист, экономист, менеджер, топ – модель,
телеведущий, веб – дизайнер, журналист, программист, автослесарь,
нефтяник, президент, спикер, эколог и др.
*самые забытые – конюх, ключник, трубочист, бондарь, ямщик и др.
*самые нужные – врач, учитель, дворник, строитель, шофёр,
парикмахер, милиционер, пекарь, повар, бухгалтер, животновод и др.
* самые отважные – пожарный, сапер, каскадёр, космонавт, моряк
– подводник, лётчик – испытатель, автогонщик, военный, шахтёр и др.
Активно развиваясь, сферы торговли, услуг, управления и
информационных технологий, «порождают» максимальное количество
новых профессий. Новые профессии появляются в области
информационного проектирования и обеспечения.
Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми новыми
профессиями. Конечно, здесь вы увидите не все профессии, Их
множество, но самые необычные, о которых мы возможно ещё и не
слышали. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на
весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в
которой мы живём.
(СЛАЙД 11 – 21)
Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет
проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой
своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос:
«Доволен ли ты избранной профессией?» и получал такие ответы:
примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй
признавался, что не совсем доволен.
ВОПРОС: Почему же так много молодых людей ошибается в своём
выборе? Как вы считаете? (ответы учащихся)
Примерные ответы:
Давят родители;
Идут за модой;
Ничего не знают о профессии, которую выбрали;
За компанию;
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии и т.д. (СЛАЙД 22) Посмотрим ещё несколько ошибок, которые
предлагаются вашему вниманию.
ВОПРОС: Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашего класса
умножить на ширину (пишет на доске: АхВ = S) ? (Площадь класса).
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему
сегодняшнего классного часа: «Хочу» «Могу» «Надо»?
(мелом перечёркивает тире между словами и получаются плюсы).
( «Хочу»+ «Могу»+»Надо».)
ВОПРОС: Ваши предположения?
Я вам подскажу, открою секрет: получится правильный выбор
профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может
быть только осознанный выбор профессии.
(учитель дописывает на доске после трёх слов = «осознанный выбор
профессии»).
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
«Хочу» это всё, что мне нравится, к чему лежит душа; (СЛАЙД 23)
«Могу» это всё, что мне по силам, по способностям; (СЛАЙД 24)
«Надо» это всё, что нужно для общества. (СЛАЙД 25).
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек
учитывает и личные устремления(хочу), и свои возможности(могу), и
потребности общества в этой профессии, именно в данный
момент(надо).
Зона оптимального выбора профессии будет расширяться при
соблюдении всех трёх условий правильного профессионального
выбора. (СЛАЙД 26)
Сейчас мы с вами проведём шуточный тест с геометрическими
фигурами. Используя три геометрические фигуры:
Нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть
использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет
значения. (учащиеся выполняют задание).
Теперь подсчитаем количество треугольников. Слушайте ключ к
тесту: 1 ый тип – 6 – 8 тр. – тип руководителя, хорошие преподаватели.
Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в
людях, работают с информацией.
2 – ой тип – 5 тр. – Ответственный исполнитель, хорошие
организаторские способности. Профессионал, до мелочей
продумывает свою деятельность.
3 – ий тип – 4 тр. – Разнообразие интересов и талантов. Склонность к
индивидуальной работе.
4 – ый тип – 3 тр. – Тип учёного. Рационален, объективен, легко
переключается с одного вида деятельности на другой.
5 – ый тип – 2 тр. – Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует
всё новое и необходимое.
6 – ой тип – 1 тр. – Изобретатель, художник. Обладает богатым
воображением. Для интереса я вам предлагаю ещё
профессиональный гороскоп.
(СЛАЙДЫ 27,28,29)
Заключительное слово:
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого
человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда
пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже
сейчас определить область ваших интересов, больше читайте,
набирайтесь опыта и знаний.
Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как
хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь
опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Рефлексия (подведение итогов):
Какие чувства у вас остались после классного часа?
Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы учащихся:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать
сознательно.
Открыл, что у меня тип учёного.
Открыл, что в мире более 50 тысяч профессий.
Пока не знаю, какую выбрать.
Куда скажут родители, туда и пойду.
Главное – разобраться в профессиональном характере человека. (СЛАЙД 30)
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.