Жизнь в блокадном Ленинграде. Слайд № 1
Цель: патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
• воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;
• познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде;
• пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии.
Жизнь в блокадном Ленинграде.docx
Жизнь в блокадном Ленинграде. Слайд № 1
Цель: патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;
познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде;
пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего
народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой
Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных
произведений и поэзии.
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш
классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.
Слайд № 2
22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода.
Ктото собирался на дачу, ктото в парк. И вдруг...
Слайд № 3
(Левитан.Объявление о начале ВОВ). Приложение 1
Жизнь изменилась, началась война!!!
(фрагмент “Вставай страна огромная”)
Слайд № 4
Ученик 1: 22 июня 1941 г. немецкофашистские войска вероломно, без
объявления войны вторглись в нашу страну. Их натиск был очень силен, они
быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 1941 г. заняли огромную
территорию Советского Союза. В том числе они вплотную приблизились к
Ленинграду – второму по численности населения городу СССР. К началу
войны в городе проживало более 3 млн. человек. Но самое главное
заключается в том, что Ленинград имел очень важное стратегическое
значение. Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского
моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота. Вот
почему захват Ленинграда был важнейшей целью Гитлера и его окружения.
Ученик 2: С июля 1941 года начинается строительство оборонительных
сооружений на подступах к Ленинграду, создаётся совет по эвакуации.
Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё тревожнее,
1 с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе
заводы. К концу лета было отправлено около ста предприятий и вывезено 500
тысяч жителей.
А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах. Преодолев
героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное
ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8
сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую
Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая
борьба ленинградцев в условиях блокады.
Слайд № 5
Ученик 1: На защиту города поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев
строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в
народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Блокада города и вражеские обстрелы продолжались почти 900 дней. За это
время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных
авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.
Слайд № 6
Ученик 2: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была
зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За
годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около 1
млн. мирных жителей. Большинство из них от голода. Люди умирали и их не
успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.
Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен
был подвергнуться полному уничтожению.
Учитель: Вот выдержка из секретной документации немецкого военно
морского штаба:
“Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.... После поражения
Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования
этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем
обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха
сравнять его с землей”.
Слайд № 7
Ученик 3: В блокадном городе жители страдали от холода: не работало
центральное отопление; от голода: сгорели продовольственные склады, запасы
закончились ,а новые завозить в город почти не было возможности; от
болезней, вызванных голодом и холодом; от постоянных бомбежек и
обстрелов. Не работал водопровод, и люди брали воду в Неве, зимой делали
2 проруби. И при всем этом город не просто выживал, он боролся, работал,
сражался. Он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900
героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150
тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и
мин.
Слайд № 89
Видео “Блокада Ленинграда”
Учитель: До января 1943 года, когда частично была прорвана блокада города
фактически единственной связующей ниточкой между Ленинградом и как
тогда говорили “Большой землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала
на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по льду. Ее назвали “Дорога
жизни”. В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили
людей, прежде всего детей. Немецкие самолеты постоянно держали под
прицелом “дорогу жизни”, бомбили, ломали лед. По статистике каждая
четвертая машина уходила под воду, часто вместе с водителем.
Видео Приложение 2
Ученица: Летунова Эльвира
И было так на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
3 Пайки получат на заре
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Ссылка на видео “Дорога жизни”
Слайд № 10
Ученик 5: Жители Ленинграда – люди, сильные духом. Помогала им в этом
как могла ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала свои
стихи.
Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги Берггольц стал голосом
долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах,
стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц стала поэтом,
олицетворяющим стойкость Ленинграда.
Из черных “тарелок” радио звучали патриотические песни, летели в эфир
призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город
не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором
отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую
энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел
в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому
городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в
замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду и Жизнь продолжала теплиться.
Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, и это уже победа.
Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и
здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как
и все горожане. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были
эвакуировать из блокадного Ленинграда, но он умер от голода, и Ольга
Федоровна осталась в городе. Она не только решила остаться в блокадном
городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть
духом. Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих
после взятия города немедленному уничтожению.
Ссылка на видео “Блокадный Ленинград. Ольга Берггольц”
Слайд № 11
4 Ученик 6: Особенно тяжело в блокадном городе было детям. Их было более
400 тысяч. Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения,
которые выпали на их долю.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.
Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих
станков. Подросткирабочие работали в невыносимых условиях. Голодные,
они по 1214 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в
разгром врага.
Учитель: ребята в нашем поселении живёт жительница блокадного
Ленинграда Белозёрова Александра Киреевна. Изза слабого здоровья она не
смогла к нам приехать. Но я хочу вам прочитать её воспоминания о тех днях.
Слайд № 12
Александра Киреевна Белозёрова уехала в Ленинград, когда ей и не было
17 лет. 22 июня объявили о начале войны. С первых дней войны Ленинград
готовился к защите. Мужчин всех мобилизовали, а многие уходили
добровольно на фронт. Когда начали бомбить Ленинград все окна
замаскировали, заклеили бумагой. Жители дежурили у своих домов по 2 часа,
чтобы ликвидировать очаги пожара от бомбёжек.
Началась карточная система. Рабочим давали в сутки 250 граммов хлеба,
иждивенцам – 125 граммов. Хотя по карточкам можно было получить крупу и
другие продукты, но их не давали т.к. магазины были пустые. Она работала на
Пролетарском паровозоремонтном заводе формовщицей в цеху а потом
перешла в цех изготовления военной продукции – отливали бомбы и снаряды.
Александра Киреевна перевыполняла, норму была Стахановкой и висела на
доске почёта. За перевыполнение нормы мастер в цехе давал дополнительный
талон на 400 грамм хлеба. Видимо она и осталась жива, хотя сама еле ходила,
ноги опухли. Александру Киреевну как хорошую работницу цех отправил на
усиление питание. Коммуникации, транспорт, электричество ничего не
работали. Город бомбили более 40 раз в сутки. С дальнобойных орудий
обстреливали город зажигательными и фугасными бомбами.
Люди умирали семьями от холода и голода, умирали на улицах, идя на работу
в проходной, в цехах завода. Но всё равно люди шли молча, становились за
станки и работали. Люди уже привыкли к смерти и мёртвым, которые лежали
около них. Но всё равно Ленинградцы верили в Победу и их это вдохновляло.
Мы – Ленинградцы тоже своим трудом в тылу, несмотря на то, что было
трудно, приближали Победу и освобождение города Ленинграда от немецко
5 фашистских захватчиков. Мне была вручена медаль «За освобождение
Ленинграда»
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре
рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. В
блокадном хлебе муки практически не было. Это была смесь из всевозможных
ингредиентов: отруби, шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны,
ветвей березы, целлюлоза. А ведь этот хлеб был практически единственным
продуктом питания.
Ольга Бергольц писала: “...сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и
кровью пополам...”
В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы
стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях
дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто
рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел
выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая
болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в
школу, но и прямо в классе.
Видео “Дети блокадного Ленинграда”. Приложение 3
Слайд № 13
Ученик 7: Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили. 27 января
1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали
все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: “Город
Ленинград освобожден от вражеской блокады!” Все выбежали на улицу,
кричали: “Ура!”, поздравляли друг друга. Тот день стал одним из самых
счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до
этого праздника, за время блокады потерял родственников, друзей,
знакомых...
В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта.
Ученик: Дергачёв Денис
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
6 Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди...
Видео “Прорыв блокады Ленинграда.Операция “Искра”
Учитель: Прошло 73 года. Выросло не одно поколение, которое никогда не
знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады,
навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в
величественных и мемориальных комплексах
Слайд № 14
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное
кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города,
погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами
братских могил. Горит вечный огонь.
Ученик 8: Кузнецов Никита
Опять война, опять блокада,
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”.
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что
пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто
выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили,
и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной
благодарности. Объявляется минута молчания.
Слайд № 15
(Метроном) Приложение 4
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить
невозможное пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться
людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы
она не ушла навсегда.
Слайд № 16
Песня «Нам мир завещано беречь» учся 5 кл.
7 Список литературы
1. Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе
(19411944)/Шефановская И.Наука,1996
2. Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков
А.Н.Лики России,2014
3. Блокада Ленинграда. Полная хроника 900 дней и ночей/А.Сульдин.
Аст,2015
4. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ,
2005
5. Классные часы.10 класс/Авт.сост. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева.
М:ВАКО, 2015
6. Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В.
http://festival.1september.ru/articles/650196/
7. Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов
http://www.wysotsky.com/0009/533.htm
8. Фотографии для презентации http://19411945.at.ua/
8
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.