Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4
Оценка 5

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4

Оценка 5
docx
5 кл
03.12.2024
Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4
Урок 10- Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов..docx

Урок № 10                                                                                                                      5 класс

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Инструктаж по ТБ .ЛР №4 «Изучение клеток кожицы чешуи лука».

Цель учебной деятельности:

  1. Обучающая: изучить строение и функции клеток
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развитие наблюдательных навыков: научить учеников правильно работать с микроскопом и наблюдать за клетками.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки из органоидов;
– учить анализировать, создавать образ и понятия.

- закрепление теоретического материала

Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, лук - репка, микролаборатория.

Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

I Орг момент и Мотивация к учебной деятельности

Притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая- я её в кулаке сожму, скажет мёртвая- выпущу. Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В ваших руках, ребята, возможность открыть новые горизонты знания. Ведь ученье- свет, а не ученье- тьма.

IIАктуализация изученного материала.

Вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке:

1. С помощью каких приборов можно изучать клетки? (микроскоп и лупа)

2. Во сколько раз увеличивает ручная лупа?( до 20 раз)

3.Назовите основные части светового микроскопа?

4. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп? (нужно умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе)

Например, если на окуляре стоит цифра 8, а на объективе — 20, то кратность увеличения будет составлять 8 х 20 = 160.

5.Кто является первооткрывателем клетки?

6.На какие две группы можно разделить организмы?

7.Чем отличаются прокариоты от эукариот?

Выберите правильные утверждения

Варианты ответов:

  1. Мембрана и ядро есть только у клеток растений.
  2. Для клетки характерны все признаки живого.
  3. Наука о клетке называется цитология.
  4. Многоклеточный организм состоит из разных клеток.
  5. Наука о клетке называется физиология.
  6. Все живые организмы состоят из клеток.

 

III. Открытие нового знания

Организмы состоят из разнообразных клеток. Клетки отличаются как по строению, так и по выполняемым функциям. Давайте назовем клетки, из которых состоит организм человека, иллюстрации которых вы нашли в раздаточном материале (нервные клетки крови, кожи, кости, половые).

- О функциях половых клеток я хочу рассказать подробнее, так как именно половые клетки в свое время и послужили фундаментом для развития вашего организма.

Мужские клетки-сперматозоиды;

женские – яйцеклетки, содержат в своем ядре наследственную информацию, которая передается от родительских организмов к потомству. Эти клетки дают начало новой жизни.

Этот процесс слияния половых клеток называется – оплодотворением. Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и из нее развивается зародыш. И осуществляется все процессы с помощью особых органов, которые называются органеллы

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части:

·         1.оболочку,

·         2. цитоплазму

·         3. ядро

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: вакуоли, пластиды, митохондрии  и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. 

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки

·         Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника )стр 19-21.

·         Пример заполнения таблицы.

Название органоида

Описание

Функции

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения.

Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ.

Плазматическая мембрана

Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы.

Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом.

Ядро

Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом.

Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ.


После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.

IV.Выполнение лабораторной работы( приложение 1)

V.Домашнее задание

Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.

 

 

 

 

Picture background

1.      Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Марлей с другой стороны оттяните лишний раствор.

2.      Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

3.      Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

https://www.4glaza.ru/images/articles/obzor_mikroskopa_levenhuk_fixiki_faier/L/obzor-mikroskopa-levenhuk-fixiki-faier-10.jpg

Рис.2. Клетки кожицы лука под микроскопом (неокрашенные)

 

https://www.kuensting.org/school/bb/special_topics/microscopy/cells/onionst100.jpg

Рис.3. Клетки кожицы лука под микроскопом (окрашенные)

4.      Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

 

Запишите выводы о проделанной работе в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок № 10 5 класс

Урок № 10 5 класс

Организмы состоят из разнообразных клеток

Организмы состоят из разнообразных клеток

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4

Окрасьте препарат раствором йода

Окрасьте препарат раствором йода

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4

Клетка- наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. .ЛР №4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2024