Клинико-психологические классификации РДА
(ранний детский аутизм)
Содержание
1. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА)…………………………………………………………5
2. Классификация групп РДА…………….……………………………..8
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………13
Введение.
Ранний детский аутизм в течение последних десятилетий привлекает всё большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен как достижениями в области клинического изучения РДА, так и малой разрешённостью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.
Речь идёт о детях с особой патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребёнка с внешним миром и более всего - с человеком.
Отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее чаще всего с раннего детства, резко искажает ход всего психического развития ребёнка, препятствует его социальной адаптации.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становятся необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе. И, наоборот, в условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей могут обучаться в школе, нередко обнаруживая одарённость в отдельных областях знаний, искусства.
В настоящее время за рубежом и в нашей стране ведётся активный поиск различных подходов – медикаментозных и в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребёнка
По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн. человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11-17% больше. Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год,больных стало в 10 раз больше,чем было десять лет назад.
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции РДА всё более значимой становится проблема как можно ранней диагностики.
Если детям с искажённым развитием вовремя оказать психолого-педагогическую помощь, то можно снизить проявления аутизма у ребенка и помочь ему успешно социализироваться в обществе.
Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в эмоциональном развитии. Это вызывает необходимость изучения, разработки и реализации методов их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
Задачи:
1. Дать клинико-психологическую характеристику раннего детского аутизма.
2. Проанализировать классификации детей РДА
1. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА).
Первое описание РДА принадлежит Л.Каннеру, который в 1943 году обобщил данные пятилетних наблюдений за группой аномальных детей, психическое развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза. Основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ритуальным, стереотипным формам поведения, нарушения или полное отсутствие речи, манерность движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы.
На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребёнка. (Психологический словарь, 1997). Установлено, что аутизм выражается в снижении контакта ребёнка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.
Аутизм (от лат. cлова ,,authos” - сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом
Аутисти́ческое расстро́йство (autistic disorder)[3] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Многие авторы выделяют ряд групп детского аутизма: аутистические психопатии (Ковалёв В.В.), органические аутистические психопатии, аутистический синдром при олигофрении, аутизм детей с эпимитическими припадками, аутистические реакции и патологическое развитие личности по аутистическому типу (Исаев Д.Н., Каган В.Е.). Интеллектуальное развитие детей различных групп протекает по-разному.
Однако причины возникновения РДА до конца не выявлены, и при этом имеющиеся литературные данные достаточно противоречивы, что во многом затрудняет процесс диагностики и коррекции. В.Е. Каган считает, что синдром аутизма имеет органическое происхождение. Гаффней Г. и его коллеги имеют противоположную точку зрения, исключая возможность органической и соматической природы данного синдрома.
Ряд авторов полагают, что «в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодность последней, её деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребёнка» (Детский аутизм, 1997).
У детей, страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения слуха, зрения, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.
Основными клиническими признаками аутизма являются
1. Трудности коммуникации.
2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.
3. Нарушения развития речи.
4. Стереотипность поведения
5. Социальное взаимодействие.
В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.
В дошкольном возрасте у детей появляются «необычные» интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазируют.
По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребёнок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно по этому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. В.В. Лебединский отмечает, что наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом РДА по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.
Аутичный ребёнок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, часто ни о чём не рассказывает сам, не отвечает на вопросы. Нередко только по косвенным признакам, случайным звукам, а иногда неожиданным фразам близкие могут догадаться о его переживаниях, игре, фантазиях, страхах.
Степень выраженности тех или иных особенностей, их характер и проявления различны у разных детей. В случае, когда ребёнку присущи многие черты аутичности, - перед нами классический аутизм. В общеобразовательных учреждениях чаще встречаются дети, обладающие лишь некоторыми чертами аутичности.
Учитывая, что за последние годы число детей с РДА увеличилось, следует говорить о необходимости специальной подготовки педагогов ОУ и ДОУ.
2.Классификация групп РДА.
В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой учёных под руководством О.С.Никольской (1985—1987. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА. О.С.Никольская выделяет 4 группы.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.
С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Начало формы
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.
Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.
Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического патогеннного комплекса, особенности «почвы», как конституциональной, так и патологической.
Конец формы
Заключение.
До настоящего времени детский аутизм является из наиболее спорных вопросов в детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена.
Аутистический дизонтогенез формируется по типу искажения развития всех психических функций: сочетания в их патологической структуре как явлений асинхронии – сосуществование признаков недоразвития, отсутствия физиологической инволюции ряда функций более раннего возраста и акселерации других, а также наличия качественно новых, большей частью псевдокомпенсаторных образований.
Ранняя диагностика необходима и для ранней терапии семьи, профилактики её распада, угроза которого часто обусловлена тем, что своеобразие аутичного ребёнка ошибочно воспринимается отцом как следствие дефекта в воспитании, идущего от матери.
Знание ранней симптоматики РДА необходимо как для своевременной диагностики, так и для своевременного начала адекватной терапии.
Ранней дифферентации медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции должно способствовать выявление тенденции к формированию того или иного клиннико-психологического варианта аутистического дизонтогенеза.
Список литературы
1. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/infantile-autism
2. https://www.b17.ru/blog/chetyre_osnovnye_gruppy_rda/
3. http://xn--80aocr1af.su/index.php/korrektsiya-i-obuchenie/psikhologiya/322-4-gruppa-diagnostika
4. http://medicus-curat.ru/statistika-autizma-v-mire/
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.