Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
Оценка 4.6

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
01.04.2018
Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
Представлен материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК на тему Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией. В материале - создание опры "Садко"В разработке представлены интересные факты жизни Р.-Корсакова
музыка.doc
Материал   для проведения  урока      музыки в общеобразовательной и  музыкальной школах   по любому УМК  На тему­   Клипер «Алмаз» и Сокол­корабль В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд,  готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда  «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией. «Мы вступили в полосу северо­восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно­ лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время  перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно­лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и  короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось.  Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста... Вскоре все  звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над  горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше. Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто  ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим  светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на  океане чудеснее всего на свете!» Только человек, по­настоящему влюблённый в море, ­ моряк или  путешественник ­ мог так восторженно писать о нём. Действительно, эти  строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов ­ выпускников  морского корпуса, ­ совершивших своё первое большое плавание на клипере  «Алмаз». Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько  неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её ­ композитор  Николай Андреевич Римский­Корсаков. Николай Андреевич Римский­Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в  Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но  не меньше манило его море. Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата,  морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал  заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил  в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то  лет) казалась даже милее первой… В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал  учиться игре на фортепиано. В 1861 году Римский­Корсаков стал членом «Балакиревского кружка»,  известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский,  Мусоргский, Кюи и ­ несколько позже ­ Бородин. По «благословению» и под  руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию  своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием  Морского корпуса. Римский­Корсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в  дальнее плавание на клипере «Алмаз». Плавание продлилось три года (1862­65). Путешествуя по белому свету,  новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал  переписку с Балакиревым. Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не так­то легко, на  «Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт,  композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно  было бы посидеть ­ нет, не за бокалом вина ­ за инструментом. В декабре 1865 года Римский­Корсаков вернулся на родину и наконец­то  закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим  успехом, и этот успех помог Римскому­Корсакову «решить» свою жизнь:  отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой. В 1871 году Римский­Корсаков стал профессором Петербургской  консерватории. Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель,  высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых  и известных всем опер, романсов, симфонических картин ­ таким его знает  весь мир. Пожалуй, только по какой­то особой подтянутости, стройности его высокой  фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали  консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре. Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так  чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант,  всю жизнь музыке? Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в  1897 году ­ через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье. В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была поставлена опера Римского­Корсакова «Садко». И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», ­ может быть, не ушёл бы в  плаванье в неизведанный Окиан­море синее другой корабль ­ Сокол­корабль  весёлого гусляра Садко. Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо  рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню  корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный  голос морской царевны Волховы. Не родилась бы прекрасная музыка  «Окиана­моря синего». Опера «Садко» Слушание: Интродукция «Океан­море синее». Грозен и могуч «Окиан­море  синее», мерно и тяжело катит он свои волны... Звучащий океан. Эту  музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время  повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах,  затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в  однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки:  спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны. Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о  самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что  главное ­ это «Окиан­море синее». Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не  чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами  новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах,  о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях  морских, что прославят его родной Новгород. Кабы была у меня казна, Кабы была дружинушка хоробая Пробегали б мои бусы­корабли, Объезжали б моря, моря синие… Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй ­ беден гусляр; а кто  бедному поможет? Только насмехаются именитые. Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь.  Тишина. Крутой берег Ильмень­озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда  Садко.  Грустит Садко у любимого Ильмень­озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью,  непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием  к природе, изливая в песне свою тоску­кручинушку. Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения.Вышли на  берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с  подружками. А среди них ­ самая прекрасная, любимица отца, Волхова­ царевна. О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру  Волхова... Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало,  навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских? Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб ­ рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за  песни. Слушание: Песня Садко  «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы  Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню  Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые  принесут ему богатство и славу. Заколыхалась вода в озере ­ поднялся из глубины сам грозный Царь Морской.  Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и  беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему  Океана. Клекочет по­лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро ­ исчез Царь  Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись  чистым золотом. Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильмень­озере  снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол­корабль: на нем поплывёт  сам Садко, на других ­ товарищи верные. Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом  волны». Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах». Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать». Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему  о своих странах. Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная».Алое  заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота,  глубота ­ окиан­море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты  днепровские!» Здравствуй, Окиан­море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй! Десять лет плавает Садко по Окиану­морю, да не платит дани Царю  Морскому. Вот и встал Сокол­корабль посреди моря синего. Все корабли  вдаль плывут, а Сокол­корабль только покачивается на волнах с повисшими  парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт. И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом,  чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю  морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове­царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство  Лазоревое, откупиться песнями от царя. Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с  друзьями ­ и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя  морского. Оркестр исполняет Интермеццо ­ музыкальную картину  необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну. Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные  инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы­мелодии чем­то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены  волнующим лазоревым светом подводного царства. Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об  этой музыке:  «Она, действительно, переносит нас вглубь волн ­ это что­то  «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как  возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры  старого Морского Царя и его гостей». Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире  раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню  «Синее море грозно, широко». Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли  Садко чуда морские... Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь  Морской, ­ поднялась на море буря небывалая. Слушание: Сцена появления Видения ­ Старчища могуч Богатыря.Бурлит,  мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание  оркестра, сильнее, громче... И ­ оборвалась музыка. Вступил орган. Это  Старчище могуч­богатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук  Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей  пляски». Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный  странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям. Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень­озера. Спит  Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым  молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым  туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По  Волхове­реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко. Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород.  Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и  протекла река, быстра и глубока». «Морю синему слава», ­ поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема  Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно,  завершая былину о Садко. Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре  между моряком и композитором. Краткое содержание оперы На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то,  что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и  неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас  учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира. Садко уходит к Ильмень­озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя  на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая  белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц.  Среди них ­ прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах.  На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок ­ три рыбки ­ «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и  счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье  возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена ­ Любава Буслаевна. На пристани, у Ильмень­озера, Садко предлагает настоятелям новгородским  биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень­озера три рыбки ­  «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не  окажется рыбок ­ купцы вольны снять голову с плеч Садко. Купцы согласны. Сеть закинута ­ и когда её вытаскивают, то Садко вынимает  из неё три рыбки ­ «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет  купцам их лавки: он и без того стал богат ­ вся рыба в неводе превратилась на  глазах изумлённой толпы в золотые слитки. Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину  хоробрую» и отправляется в дальние странствия. Много лет плавал Садко по морям­океанам. Но вот его корабль остановлен  среди моря какой­то враждебной силой.  Это Морской Царь требует выкупа.  Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но,  несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол­ то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь  требует иной дани ­ самого Садко. Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской  Царь. Но стоило запеть Садко ­ и Царь смягчил свой гнев. Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери ­  прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир.  После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски  поднимается буря на море ­ тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски  появляется Старчище ­ Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко ­ и  пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над  водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю. Заключительная картина ­ на берегу Ильмень­озера. Волхова поёт  прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом,  превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно  приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят  на новую широкую Волхову­реку у стен своего города. Торжественными  возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове­реке слава!» заканчивается  опера. Источник http://music­fantasy.ru/materials/rimskiy­korsakov­opera­sadko

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018