Обновлённый ФГОС определяет функциональную грамотность как «способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.
3
"Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни."
4
Читательская грамотность состоит из взаимодополняющих аспектов:
- понимание текста на уровне фактической
информации, данной в тексте;
- оценка языка, стиля, жанра;
- ориентация в тексте; преобразование данных
от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста; размышления
о содержании и оценка, соотнесение с
внетекстовой информацией.
5
Читательские умения
1) Общее понимание текста и ориентация в тексте.
2) Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
3) Использование информации из текстов для различных целей, для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
6
«Чтение по частям»
«Реклама книги»
«Создание диафильма»
«Драматизация»
«Крестики-нолики»
«Ромашка вопросов»
«Синквейн»
«Работа с вопросником»
«Знаю, узнал, хочу узнать»
«Мозговой штурм»
«Уголки»
«Написание творческих работ»
«Создание викторины»
«Логическая цепочка»
«Тонкие и толстые вопросы»
«Шапка вопросов»
«Кубик Блума»
«Метод Эдигея»
7
«Приём антиципатии»
Для этого приёма предлагается по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) определить, о чём пойдёт речь в произведении.
8
«Котёнок»
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает.
( Солнце)
13
Прочитай слова, вернув буквы А на место
слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Слезами морю не поможешь.
Здоровому – грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
14
Приём «Письмо с пробелами»»
1) Имя существительное обозначает …,
отвечает на вопросы … и …
Начальная форма имени существительного - … падеж, …числа.
2) Имена существительные бывают:
… или … числа.
Относятся к … или … роду; к … , или … , или ….. склонению.
3) В предложении имя существительное может быть одним из главных членов …
19
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1.Где сидела лягушка? | 1.Почему лягушка решила отправиться в дальние края? |
21
Приём «Мозговой штурм»
Приём позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такой приём не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
22
«Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать.
Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.