Главное направление в развитии речи ребёнка освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи в освоении способов словообразования происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действиями. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т. д.)Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи и т. д.
Речь детей 4-5 лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
Речь, во всём многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Цель развития речи в детском саду – помочь ребёнку овладеть родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображение ребёнка.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
воспитание звуковой речи;
обогащение и активизация словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи.
Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребёнка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.
Связная речь – это развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми);
· монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи – неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
формировать интерес ребенка к художественной литературе;
необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
Каждый рабочий день родители отводят своего ребёнка в детский сад. Чтобы дорога туда и обратно была интересной и весёлой, можно придумать множество речевых игр.
Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка, пока вы добираетесь до дома.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие умения подбирать нужное слово, отвечать на вопрос.
Предложите ребенку закончить предложение, подобрав слово. Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, например:
– Сова летает, а кролик?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах диких и предложения.
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах диких и
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах диких и домашних животных, птиц, насекомых.
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
Кто живёт в дупле? – Белка.
– Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
– Кто живёт в гнезде? – Птицы.
– Кто живёт в будке? – Собака.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных; развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Кто – откуда?»
Цель: расширение словаря; закрепление правильного употребления различных предлогов.
Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Откуда вышел мужчина?
( Мужчина вышел из магазина.)
Таким образом, несложные игры в непринужденной обстановке будут способствовать развитию речи.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже умеет не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно общаться со сверстниками, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать. Эти изменения свидетельствуют о том, что у детей 4-5 лет начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень хорошо умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Они начинают использовать слова-обобщения «тогда», «когда».
Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам, узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей.
Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа.
Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. Они просты, не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка, пока вы добираетесь до дома.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие умения подбирать нужное слово, отвечать на вопрос.
Предложите ребенку закончить предложение, подобрав слово. Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, например:
– Сова летает, а кролик?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах диких и домашних животных, птиц, насекомых.
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
Кто живёт в дупле? – Белка.
– Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
– Кто живёт в гнезде? – Птицы.
– Кто живёт в будке? – Собака.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных; развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Кто – откуда?»
Цель: расширение словаря; закрепление правильного употребления различных предлогов.
Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Откуда вышел мужчина?
( Мужчина вышел из магазина.)
– Откуда выехал автобус?
(Автобус выехал из-за дома.)
– Откуда вылезла кошка?
(Кошка вылезла из-под скамейки.)
– Куда зашла бабушка?
( Бабушка зашла в подъезд.)
– Где сидит ворона?
(Ворона сидит на дереве, на ветке.)
– Откуда слетел (вылетел) воробей?
(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: развитие умения подбирать прилагательное к существительному, обозначающий предмет.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Таким образом, несложные игры в непринужденной обстановке будут способствовать развитию речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.