КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»[1] и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»[2].
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир».
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир».
В первую часть кодификатора включены операционализированный список умений для планируемых результатов блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.
Во вторую часть кодификатора не включены элементы содержания, выделенные в Примерной программе курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В кодификаторе уточнены планируемые результаты и элементы содержания, касающиеся природы и истории города Москвы как места проживания обучающегося, его родного края.
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»
В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.
|
КОД |
Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. РАЗдел «Человек и природа» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 |
1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы
Какого царства живой природы не существует? 1) животных 2) комнатных растений 3) бактерий 4) грибов |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.1.1 |
соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.1.2 |
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.1.3 |
узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.1.4 |
различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.1.5 |
приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки
Ксюша налила в стакан воды и бросила в воду комочек почвы. В воде от комочка вверх стали подниматься пузырьки. Какой вывод должна сделать Ксюша на основании своего опыта. Подчеркни. Почва растворится в воде; в почве есть воздух; песчинки поднимаются вверх по мере нагревания воды; в почве есть перегной, который разлагается в воде. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.2.1 |
выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.2.2 |
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 |
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
3.Определи, каким деревьям принадлежат листья и плоды на рисунке. Соедини стрелками рисунок с названием дерева.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.3.1 |
сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.3.2 |
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.4 |
Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
4. Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.4.1 |
использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.4.2 |
различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.4.3 |
проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 |
Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
4.Андрей проводил опыт с поваренной солью и водой. Он бросал в стакан с водой по 1 чайной ложке соли и следил за временем до ее полного растворения. В таблице представлены результаты его опыта.
Какое предположение проверял Сережа в своем опыте? 1) Сколько соли растворяется в воде при разной температуре 2) Чем выше температура воды, тем больше соли в ней растворяется. 3) Как зависит время растворения соли от температуры воды 4) Как зависит масса растворенной соли от температуры воды
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.5.1 |
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.5.2 |
создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.6 |
Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации
Рядом с твоим домом установили три бака для раздельного сбора бытового мусора. Какие предметы ты положишь в бак «пищевые отходы»? Запиши номера этих предметов. 1)древесные опилки 2) ботву моркови 3) косточки от слив 4) разбитую тарелку 5) очистки картофеля.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.6.1 |
выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.6.2 |
использовать справочные издания для поиска информации |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.7 |
Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов
Запиши название океана, обозначенного на рисунке стрелкой. На рисунке изображён план села Петрово. Стрелка указывает направление на север. В каком направлении нужно двигаться по дороге, чтобы попасть из села в город Кострому? 1) на северо-восток 2) на северо-запад 3) на юго-восток 4) на юго-запад
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.7.1 |
находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.7.2 |
использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов) |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.8 |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
Утром Оля посмотрела на термометр, висящий за окном. Какому из советов должна последовать Оля на основании показаний термометра? 1) На улице тепло, 21 градус выше нуля. Можно собираться на речку купаться. 2) На улице солнечно, но судя по прогнозам, погода может измениться. 3) Погода солнечная, но прохладно. Температура чуть выше нуля. 4) Термометр предупреждает, что погода в течение дня может испортиться и сильно похолодает. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.8.1 |
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.8.2 |
использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.9 |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека
Иногда в природе можно встретить опасных животных. Что ты посоветуешь сделать ребятам, если они встретятся во время прогулки с гадюкой или ужом? Обведи номер ответа. 1) Взять в руки ужа и не приближаться к гадюке. 2) Ударить гадюку ногой, ведь она ядовитая. 3) Не тревожить змей, ведь они – часть природы. 4) Попытаться прогнать змею с тропинки палкой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.9.1 |
находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.9.2 |
определять характер взаимоотношений человека с природой |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.10 |
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Для сохранения здоровья кожи Б) Для укрепления костей и мышц В) Для того, чтобы поддерживать в норме своё сердце, Продолжение фразы 1) необходимо отказаться от вредных привычек. 2) нужно носить удобную одежду и обувь. 3) необходимо по утрам делать гимнастику.
Внимательно прочитай фразы из первого и второго столбцов. Установи связь между частями фраз по смыслу. Поставь стрелки.
Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.10.1 |
понимать необходимость здорового образа жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.10.2 |
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.10.3 |
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 |
Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город 2. Какое животное изображено на гербе России? 1)орёл 2)медведь 3)лев 4)олень |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.1.1 |
узнавать флаг и герб Российской Федерации |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.1.2 |
называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.1.3 |
узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.1.4 |
находить на карте Российскую Федерацию и Москву |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»
Укажи век, к которому относятся события Великой Отечественной войны.
1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век 5)XX век
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2.1 |
различать прошлое, настоящее и будущее |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2.2 |
соотносить основные (изученные) исторические события с датами |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2.3 |
соотносить конкретную дату исторического события с веком |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2.4 |
находить место изученных событий на «ленте времени» |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов
В семье Ивановых двое детей школьного возраста – Денис и Оксана. Ребята стараются каждую неделю навещать своих бабушку и дедушку. Папа помогает бабушке и дедушке ребят покупать продукты, а мама – убираться в доме. Папа и Денис любят кататься на коньках и лыжах. Оксана занимается в танцевальной студии, а мама увлекается садоводством и много времени проводит на даче. В семье Ивановых хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта.
Кем является в семье Ивановых предок по отцовской линии по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.
1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.
2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.
3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.
4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.3.1 |
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, с использованием дополнительных источников информации |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.3.2 |
различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.4 |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
Выбери верное утверждение о семье Ивановых. 1) У всех членов семьи одни и те же увлечения. 2) Младшие члены семьи заботятся о старших. 3) Семья много времени проводит в деревне. 4) Денис ходит в школу, а Оксана уже студентка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.4.1 |
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.) |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.5 |
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.
Используя физическую карту России, выбери, в каком ряду правильно названы горы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.5.1 |
выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.5.2 |
использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.5.3 |
использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.6 |
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих
Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.6.1 |
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих |
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир
|
КОД |
Элементы содержания |
|
|
1. Человек и природа |
1.1 |
|
Природа неживая и живая |
|
1.1.1 |
Природные объекты и предметы, созданные человеком |
|
1.1.2 |
Объекты живой и неживой природы |
|
1.1.3 |
Явления природы |
1.2 |
|
Вещества |
|
1.2.1 |
Разнообразие веществ |
|
1.2.2 |
Твёрдые тела, жидкости, газы |
1.3 |
|
Земля – планета солнечной системы |
|
1.3.1 |
Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы |
|
1.3.2 |
Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли |
|
1.3.3 |
Географическая карта и план. План Москвы |
|
1.3.4 |
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте |
|
1.3.5 |
Ориентирование на местности. Компас Ориентирование на местности в условиях мегаполиса |
1.4 |
|
Времена года |
|
1.4.1 |
Вращение Земли как причина смены дня и ночи |
|
1.4.2 |
Времена года, их особенности |
1.5 |
|
Погода и ее составляющие |
|
1.5.1 |
Температура воздуха, облачность, осадки, ветер |
|
1.5.2 |
Наблюдение за погодой своего края |
1.6 |
|
Формы земной поверхности |
|
1.6.1 |
Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте) |
|
1.6.2 |
Особенности поверхности родного края |
1.7 |
|
Водоёмы, их разнообразие |
|
1.7.1 |
Океан, море, река, озеро, пруд |
|
1.7.2 |
Водоёмы родного края |
1.8 |
|
Воздух |
|
1.8.1 |
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха |
|
1.8.2 |
Значение воздуха для растений, животных, человека |
1.9 |
|
Вода |
|
1.9.1 |
Свойства воды. |
|
1.9.2 |
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека |
|
1.9.3 |
Круговорот воды в природе |
1.10 |
|
Полезные ископаемые |
|
1.10.1 |
Полезные ископаемые и их значение |
|
1.10.2 |
Полезные ископаемые Московского региона |
1.11 |
|
Почва |
|
1.11.1 |
Состав почвы |
|
1.11.2 |
Значение почвы |
1.12 |
|
Растения |
|
1.12.1 |
Разнообразие растений |
|
1.12.2 |
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) |
|
1.12.3 |
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) |
|
1.12.4 |
Деревья, кустарники, травы |
|
1.12.5 |
Дикорастущие и культурные растения |
|
1.12.6 |
Роль растений в природе и жизни людей |
|
1.12.7 |
Растения парков, скверов и особо охраняемых зон города Москвы |
1.13 |
|
Грибы |
|
1.13.1 |
Съедобные и ядовитые грибы |
|
1.13.2 |
Правила сбора грибов в Московском регионе |
1.14 |
|
Животные |
|
1.14.1 |
Животные, их разнообразие |
|
1.14.2 |
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) |
|
1.14.3 |
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия |
|
1.14.4 |
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные) |
|
1.14.5 |
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) |
|
1.14.6 |
Дикие и домашние животные |
|
1.14.7 |
Роль животных в природе и жизни людей |
|
1.14.8 |
Животные, обитающие в городе Москве |
1.15 |
|
Природные сообщества |
|
1.15.1 |
Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России |
|
1.15.2 |
Особо охраняемые территории города Москвы как примеры природных сообществ |
1.16 |
|
Природные зоны |
|
1.16.1 |
Природные зоны России |
|
1.16.2 |
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы |
1.17 |
|
Человек – часть природы |
|
1.17.1 |
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей |
|
1.17.2 |
Охрана природных богатств |
|
1.17.3 |
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Особо охраняемые территории города Москвы |
|
1.17.4 |
Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги |
1.18 |
|
Тело человека |
|
1.18.1 |
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма |
|
1.18.2 |
Гигиена систем органов |
|
1.18.3 |
Измерение температуры тела человека, частоты пульса |
|
1.18.4 |
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них |
|
|
2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО |
2.1 |
|
Человек – член общества |
|
2.1.1 |
Общество – совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми. Семья. Родословная. Семейные традиции |
|
2.1.2 |
Правила поведения в школе. Взаимоотношения со сверстниками |
|
2.1.3 |
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей |
2.2 |
|
Наша Родина – Россия, Российская Федерация |
|
2.2.1 |
Государственная символика России (герб, флаг, гимн) |
|
2.2.2 |
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка |
|
2.2.3 |
Президент Российской Федерации – глава государства |
|
2.2.4 |
Государственные праздники |
|
2.2.5 |
Россия на карте, государственная граница России |
|
2.2.6 |
Москва – столица России. Государственная символика Москвы как субъекта Российской Федерации. Современные границы Москвы |
|
2.2.7 |
Санкт-Петербург. Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история) |
|
2.2.8 |
Россия – многонациональная страна |
|
2.2.9 |
Моя родина. Мой родной город – Москва |
2.3 |
|
Страницы истории Отечества |
|
2.3.1 |
Счет лет с истории |
|
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
|
2.3.3 |
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
|
2.3.4 |
Охрана памятников истории и культуры |
|
2.3.5 |
Страны и народы мира |
|
|
3. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ |
3.1 |
|
Здоровый образ жизни |
|
3.1.1 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
|
3.1.2 |
Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура |
3.2 |
|
Правила оказания первой помощи |
|
3.2.1 |
Первая помощь при лёгких травмах |
3.3 |
|
Правила безопасного поведения |
|
3.3.1 |
Номера телефонов экстренной помощи |
|
3.3.2 |
Правила безопасного поведения на дорогах мегаполиса |
|
3.3.3 |
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой |
|
3.3.4 |
Правила безопасного поведения в природе |
Код |
|
||
|
Выпускник научится:
|
Выпускник получит возможность научиться:
|
|
1.1 |
Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; |
|
|
|
1.1.1 |
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
|
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; |
|
1.1.2 |
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
|
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
|
2.1 |
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; |
|
|
|
2.1.1 |
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
|
|
|
2.1.2 |
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
|
|
|
2.1.3 |
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
|
|
3.1 |
различать государственную символику Российской Федерации; |
|
|
|
3.1.1 |
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
|
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
|
4.1 |
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; |
|
|
|
4.1.1 |
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
|
выполнять правила безопасного поведения в природе; |
|
4.1.2 |
определять характер взаимоотношений человека с природой; |
|
|
4.1.3 |
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
|
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья; |
5.1 |
понимать необходимость здорового образа жизни; |
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. |
|
|
5.1.1 |
соблюдения правил безопасного поведения;
|
|
|
5.1.2 |
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; |
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
|
6.1
|
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; |
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
|
|
|
6.1.1 |
находить место изученных событий на «ленте времени»; |
|
|
6.1.2 |
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; |
осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
|
|
6.1.3 |
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; |
|
7.1 |
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
|
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; |
|
|
7.1.1 |
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; |
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
|
|
7.1.2 |
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
|
выполнять правила безопасного поведения в природе;
|
|
2.РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» |
||
|
Выпускник научится:
|
Выпускник получит возможность научиться:
|
|
2.1 |
различать государственную символику Российской Федерации; |
|
|
|
2.1.1 |
описывать достопримечательности столицы и родного края; |
|
|
2.1.2 |
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – сто лицу России, свой регион и его главный город; |
|
|
2.1.3 |
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; |
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; |
|
2.1.4 |
находить место изученных событий на «ленте времени»; |
|
3.1 |
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; |
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; |
|
|
3.1.1 |
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; |
|
|
3.1.2 |
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); |
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; |
|
3.1.3 |
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. |
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; |
4.1 |
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) |
|
|
|
4.1.1 |
использовать детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации; |
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. |
|
4.1.2 |
использовать детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.