Когда надо обращаться к логопеду
Рождение человека это -начало его жизненного пути.
Каким будет этот путь во многом зависит от развития малыша. Особую ответственность за жизнь и развитие ребенка несут его родители, как до так и после рождения малыша.
Все, что с ним происходит в первый год жизни –это важный и ответственный период как для самого малыша, так и для его родителей. С первых дней жизни малыша, приоритетными являются не только ответственные моменты связанные с кормлением и материнским теплом. В этот период общение должно носить эмоционально-положительный характер, что и послужит фундаментом для физического и психического здоровья в дальнейшем.
К первому году жизни ребенок должен понимать обращенную речь произносить около 10 слов
К 2, 5 годам ребенок должен строить несложные предложения. И произносить около 100 слов.
К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов.
Речь становится интересной и насыщенной. Ребенок произносит интересные словосочетания. Все эти изменения свидетельствую о развитие малыша.
Но, что если долгожданная речь не развивается правильно и своевременно?
Не стоит забывать, что речь это сложный психический процесс. И повлиять на ее своевременное развитие могут : как течение беременности и послеродовое развитие младенца, так и наследственные заболевания, а так же неблагоприятные социально-бытовые условия.
Критическими факторами могут служить стресс, испуг и соматическая ослабленность;
Невнимание к речевому развитию малыша со стороны взрослых и двуязычие в семье.
Нарушения речи могут быть вызваны проблемами с артикуляцией и строением артикуляционного аппарата, с качеством голоса или его громкостью. У малыша могут быть запинки в ритме или даже более серьезное нарушение как заикание. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха.
Некоторыми ключевыми факторы могут быть:
Замедление созревания нервной системы.
Здесь центральный неврологический процесс в мозге, необходимый для выработки речи, требует времени для развития.
Выраженное языковое расстройство: когда ребенок совершенно здоров с точки зрения навыков артикуляции и нормального интеллекта, у него нет проблем со слухом и у него хорошие эмоциональные состояние. Этот ребенок будет широко использовать жесты, чтобы выразить себя. Разница между зрелостью и выраженным языковым расстройством заключается в том, что ребенок, страдающий первым, может развивать свои речевые навыки без какого-либо вмешательства, в то время как ребенок, страдающий от второго, нуждается в помощи.
Выборный мутизм: это уникальное условие, когда ребенок может говорить, но предпочитает не делать этого. Когда ребенок останется один или с друзьями, он заговорит. Однако в присутствии незнакомцев или на публике он откажется говорить. Ребенок, который страдает от избирательного мутизма, застенчив, робок и замкнут. Причинами этого могут быть плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей.
Когда обращаться к неврологу и логопеду?
ü Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
ü Речевые нарушения носят устойчивый характер.
ü Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
ü Заикание.
Хотелось добавить, что многие родители обращаются к логопеду лишь с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]). Родители с определенным трепетом ждут этих звуков и не обращают внимание на лексико-грамматический строй речи и синтаксические конструкции. Работа логопеда заключается не только в постановке звуков но и в развитие речи в целом.
Способы побудить вашего ребенка говорить
Для того, чтобы ваш ребенок освоил язык и начал говорить, важно дать ему некоторую мотивацию и помощь. Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку помочь в развитии его словарного запаса.
Общайтесь с ребенком как можно чаще. Даже в младенчестве продолжайте говорить с ним и петь. Поощряйте его подражать вашим жестам.
Читайте своему ребенку. Эти книги должны соответствовать возрасту. Например, чтение книжек с картинками для него поможет построить ассоциации между картинками и словами.
Понять интересы вашего ребенка. У детей есть больше способов, чем слова, чтобы сказать нам, что их интересует. Понимание языка тела вашего ребенка и знаков, которые он дает, поможет вам определить его интересы. Следи за его движениями глаз. Как только вы поймете, что его интересует, вы можете поговорить с ним об этом. Постарайтесь, чтобы он отвечал на ваши действия или комментарии словами.
Всегда пытайтесь объяснить, почему что-то может быть не так. Если ваш ребенок играет с головоломкой и пытается вставить квадратную часть в круглую прорезь, объясните ему свойства квадрата и то, что он не подходит. Эти объяснения должны быть на уровне ребенка в устной форме. Подражайте его движениям и, когда он использует неполные фразы, проговаривайте фразу полностью. Например, если он говорит «би-би» (машина), то в предложение добавьте слово «машина» для усиления правильного произношения.
Поощряйте вашего ребенка говорить. Не монополизируйте разговор в одностороннюю тираду. Убедитесь, что малыш вас слышит и видит вашу артикуляцию, а вы говорите четко и правильно. И тогда ваш ребенок сможет лучше вас понять и гораздо быстрее заговорить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.