Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение на тему: «Количественная и качественная оценка
результатов обучения»
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-32
Годяцкая Алина Юрьевна
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2019
В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такому роду методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.
Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектирования и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагностичным, например, в логике «да — нет». Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, — честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).
В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые квалиметрические (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:
1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;
2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;
3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;
4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;
5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей, например:
а) знает, как надо (интеллектуальный показатель);
6) способен реализовать (волевой показатель);
в) хочет реализовать (эмоциональный показатель).
Уровневый способ квалиметрической (качественной) оценки результатов образовательного процесса применяется в отечественной педагогике в течение нескольких десятилетий (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
Первый уровень — знание (запоминание и воспроизведение).
Второй уровень — понимание (объяснение, изложение, интерпретация).
Третий уровень — применение (по образцу, в сходной, измененной ситуации).
Четвертый уровень — обобщение и систематизация (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого, обладающего новизной). Это уровень творчества.
Пятый уровень — эмоционально-ценностное отношение.
Следует помнить, что каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущего.
Еще один известный метод оценки любого результата образования, является разновидностью метода экспертной оценки любого параметра, характеризующего качество образования.
Таким образом, можно прогнозировать цели образования по каждому обучающемуся, оценивать промежуточные, конечные и отдаленные показатели качества образования.
Уровни оценки показателей обученности. Как известно, под качеством образования дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с эталонными представлениями, описанными в учебной программе и квалификационных характеристиках выпускников-специалистов. Как процесс оценка знаний, навыков и умений реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок:
— «5» — владеет в полной мере («отлично»);
— «4» — владеет достаточно («хорошо»);
— «3» — владеет недостаточно («удовлетворительно»);
— «2» — не владеет («неудовлетворительно»).
Приведенная шкала, однако, не может дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления преподавателя об оцениваемых показателях владения знаниями, навыками и умениями, способами учебной и профессиональной деятельности. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам в той или иной области профессиональной деятельности. Это естественным образом приводит к значительным сложностям в их осмыслении как обучающим, так и обучающимся и, как следствие, к формальному использованию оценки в ущерб ее объективности. Преодоление этого недостатка является уже предметом частных методик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.