Мероприятие нацелено на то, чтобы с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека,
выявить роль имени в жизни человека, прививать любовь к своему имени и к имени окружающих. Мероприятие можно использовать, как классный час в начальной школе с первого по четвёртый класс.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ГБОУ ГИМНАЗИЯ 446
КОМАНДНАЯ ВИКТОРИНА
ИМЕНА
РАЗРАБОТАНА учителем начальных классов
КРИВОНОС Е.Р.В игре участвуют две команды: команда мальчиков и команда девочек.
На столах сигнальные карточки для каждой команды. Жюри и ведущие
– ребята из старших классов.
Оборудование: плакат «Как много есть людей хороших! Как
много добрых есть имён!», сигнальные карточки с заданиями,
проигрывающее устройство (магнитофон, компьютер), простые
карандаши, ручки, табличка «ЖЮРИ», призы победителям,
поощрительные подарки проигравшим, шары с именами участников.
Цели:
1. с помощью изучения имён показать индивидуальность,
неповторимость каждого человека;
2. выявить роль имени в жизни человека.
Задачи:
1. развивать навыки исследовательской деятельности;
2. прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.
3. Развивать умение работать в коллективе, вместе решать
полезные задачи.
Ход викторины:
1-й ведущий: Здравствуйте, ребята! Отгадайте, пожалуйста
загадки: Тебе дано, а люди пользуются.
Нас не было - оно было, нас не будет - оно будет; никто ни у кого его не
видел, а у каждого оно есть.
Ответ детей: ИМЯ.
На доске открывается запись: «Как много есть людей
хороших!
Как много добрых есть имён!»
2-я ведущий:
С.Я.Маршак
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
1-й ведущий:
Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой
музыки? Конечно же, собственное имя.
2-й ведущий:
-А как вы думаете, много ли имён на свете?
-Существует наука, которая занимается изучением имён. (Открывается
запись ОНОМАСТИКА).
1-й ведущий: Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему
для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также
говорить о нём с другими.
2-й ведущий: Если спросить человека о том, какое слово он слышит
чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при
рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов
слышит именно своё имя.
1-й ведущий: Имя – это то, что сопровождает человека на
протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот
мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
2-й ведущий: Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими
друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с малой и большой
Родиной.
1-й ведущий: Имена людей – часть истории народов. В них
отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное
творчество народов, их исторические контакты.
2-й ведущий: Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает таинственной силой, которая может ему
помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как
обряд.1-й ведущий: Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой,
Косой, Милава.
2-й ведущий: Называли по черте характера: Добрыня, Молчун,
Умник, Несмеяна.
1-й ведущий: Называли по порядку рождения в семье: Первуша,
Третьяк, Одинец, Пятой.
2-й ведущий: Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
1-й ведущий: Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой,
что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается
кому-то из любимых родственников, из героев своего времени.
Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества
людей предыдущего поколения.
2- ведущий: Роль имени для человека, его значение нашли
отражение в русских народных пословицах:
В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
С именем - Иван, а без имени — болван.
Без имени ребенок — чертенок.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
1-й ведущий: А теперь давайте начнём наш конкурс.
2-й ведущий: Представляем вам членов жюри:……….
1-й веду: Вы должны будете обсудить в своей команде ответ и,
когда будете готовы, поднять вверх сигнальную карточку.
1-й ведущий: Та команда, которая быстрее и точнее ответит на
вопросы конкурса или выполнит задания, будет получать по 1 очку за
каждый конкурс.
2-й ведущий: Победит в нашем конкурсе команда, набравшая
большее количество очков.
1-й ведущий: 1-й КОНКУРС (не оценивается)
РАЗМИНКА «Произнеси скороговорку».Команда мальчиков: «Коля колья колет».
Команда девочек: «Поля поле полет».
2-ведущий: 2-й КОНКУРС
Перед вами карточки с изображением сказочных героев. Ваша задача –
вспомнить их имена и написать их на карточках.1-й ведущий: Наш 3-й конкурс – разгадай ребусы. Вам даны 8
карточек с ребусами, в которых зашифрованы имена. Ваша задача – за
3 минуты разгадать как можно больше ребусов.2-й ведущий: Ребята, в нашем 4-м конкурсе пока звучит музыка,
вспомните произведения, в названии которых встречаются такие же
имена, как и у ребят в нашей группе. Это могут быть герои книг,
мультфильмов, кино или песен.
1-й ведущий: 5-й конкурс называется «Придумай имена». За
одну минуту придумайте имя каждому из этих ребят, но так, чтобы они
не повторялись и не
встречались у ребят нашей группы.
2-й ведущий: В нашем 6-м конкурсе вам придется не только
пофантазировать, но и стать на время художниками. Дорисуйте и
придумайте имена для каждой мордашки. Когда будете рисовать, не
забудьте, что у каждого человечка может быть своё настроение.1-й ведущий: 7-й конкурс мы посвятим сами себе. Команде
девочек я сейчас дам карточку с именами мальчиков нашей группы, а
мальчикам – с именами наших девочек. Вы должны напротив каждого
имени написать, как это имя звучит ласково. Например: Лена – Леночка.
Выиграет команда, которая быстрее и правильней справится с этим
заданием.
2-й ведущий: 8-й конкурс. А теперь поменяемся карточками и
напротив ласкового варианта напишем полное имя. Например: Лена –
Леночка – Елена.
1-й ведущий: Я объявляю последний 9-й конкурс. Сейчас над
вашими головами взлетят воздушные шары, на которых написаны ваши
имена. Каждый из вас должен найти и поймать шар со своим именем.
Побеждает самая быстрая команда.
Подведение итогов.
2-й ведущий: Все наши конкурсы закончились. А пока жюри
подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лунтик.
Имя».
1-й ведущий: Наш конкурс подошел к концу. Сегодня мы много узнали
об именах, и очень хочется, чтобы вы бережно относились к своим и чужим
именам и не придумывали друг другу даже безобидных прозвищ.2-й ведущий: итак, со счетом …… в нашей игре побеждает команда
……..
Далее идёт награждение победителей.
Использованная литература:
ru.wikipedia.org
valuename.ru
www.arbuzkarapuz.ru
http://festival.1september.ru/
http://mojmirok.ucoz.ru
http://www.bibliofond.ru
http://www.aforizmy.su