Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

  • doc
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на педсовете: «Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» учителя математики
Иконка файла материала Выступление на педсовете.doc

Выступление на педсовете: «Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения»                                 

  учителя математики Ворожейкиной Татьяны Евтифьевны

 

  В условиях модернизации отечественного образования, подготовки к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возрастает  значение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

* готовы реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;

* готовы осуществлять психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса на основе учета требований ФГОС ООО;

  Коммуникативная компетентность педагога- профессионально значимое качество. Профессия предполагает выраженное интенсивное и продолжительное общение.  От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность педагога. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач.

     Психологическая сторона отношений «учитель-ученик» важна и в некоторых случаях  ориентируется не только на профессионализм но и на чисто человеческие, личностные качества педагога: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества педагога для ученика более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки.

 Приведены представления учеников об образе педагога при экспериментально-психологическом исследовании. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к ученикам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты. Качества личности педагога, формирующие эмоциональный контакт, оценивались  особенно высоко.

   С наибольшей частотой они указывали на следующие 10 наиболее существенных, по их мнению, качеств: ум - 74 (в процентах от общего числа), внимательность - 57, увлеченность работой - 52, чуткость - 49, тактичность - 49, терпеливость -49, чувство долга - 45, спокойствие - 40, серьезность - 38, чувство юмора -38.

  Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение  собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.  Независимо от того, в каком душевном состоянии находится ученик, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, педагог должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.

  В связи с этим профессионально значимым качеством педагогического работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) — терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени педагог переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности учеников, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Ученик  может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт.

    Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность.

  В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события.

  Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях, само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их недостаточность считается возможной причиной развития стресса.

  Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином «аффилиация» — потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне — в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения.  Аффилиацию определяют как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает.

  В работе педагога, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к субъектам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма.

  Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность педагога, - это эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает педагогу во взаимоотношениях с субъектами избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие субъекта, пугают и настораживают его, но и  утомляют.  Как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. 

  Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «педагог-субъект», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний субъекта. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации;

  когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и  предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции.

    Формирование коммуникативной компетентности педагога.

  Умение общаться с субъектами — коммуникативная компетентность педагога  — искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в педагогическом вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с  людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. В начале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с субъектами, будущие педагоги часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с субъектами, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с субъектами, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с субъектом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой специалист уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с субъектом. Чем больше стаж работы, тем больше внимания педагог уделяет психологическим аспектам благополучия  субъектов образовательного процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.

          Максимально активизировать учебный процесс возможно тогда, когда мы учитываем психолого-педагогические особенности наших учащихся. Действительно, в любом классе нет даже двух учащихся, идентичных друг другу по особенностям своей психики; каждый по - своему  усваивает  учебный  материал.

      Первая позиция

     В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться.

      Вторая позиция

Обычно, готовясь к учебному занятию, учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.д.), позволяющий ему в процессе занятия использовать задания различной степени трудности. Ранжирование таких заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении предлагаемых на учебном занятии тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному учебному занятию требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.  Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе учебного занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.

      Третья позиция

Она относится к сценарию учебного занятия, его режиссуре. Традиционно общение на учебном занятии сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно требованию программы (ее календарному и тематическому планированию). Такая профессиональная позиция не подвергается сомнению. Вопрос в другом. Как построить на учебном занятии общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее ярко проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на учебном занятии лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой, парной работы.

          Психологическая поддержка ученика. Сущностные характеристики психологически комфортной образовательной среды. Психосберегающие технологии.

     научить детей делать правильный выбор, отвечающий его психологическому статусу.

Работа, проводимая мной, как преподавателем:

         всвоей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский, словесный (беседа, рассказ), наглядный (рисунки, таблицы, стенды, развертки геометрических тел и т. д.), различные методы контроля и самоконтроля.

Из форм организации учебно – познавательной деятельности я использую: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.

         Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся необходимо уходить по мере возможности от информацинно-практического метода к проблемно-поисковому. Поэтому я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач; мотивация деятельности; организация обсуждений; сравнения, аналогия; предложения на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формулирование учащимися выводов или алгоритмов; использование всей наглядности.

          Использую на уроках технологии личностно-ориентированного обучения. А именно: создание благоприятного психологического климата во время урока, подбор заданий разного уровня, творческие задания для домашней и классной работы, групповые и парные формы работы на уроке, разные формы контроля, привлечение к участию в конференциях, участие в предметной олимпиаде, проведение консультаций для учащихся 9-х классов, проведение занятий элективного курса , участие в заочных олимпиадах «Олимпик» и Olimpus,  проектная деятельность на уроках.

Обеспечение личностных взаимоотношений между участниками учебного процесса

1. Организация партнерского общения в ходе учебного взаимодействия

Приоритет диалоговых форм общения

Организация сотрудничества учеников между собой

Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя

Внимание к ученику и его проблемам

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

Стимулирование положительных эмоций во время урока

3. Характер педагогического общения на уроке.

а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

б) Обращение к ученикам по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.