Коммуникативно-ролевая игра на тему «Я глазами других»
Оценка 5

Коммуникативно-ролевая игра на тему «Я глазами других»

Оценка 5
Игры
docx
24.05.2022
Коммуникативно-ролевая игра на тему «Я глазами других»
Цель: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим. Задачи: обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения. Форма проведения: коммуникативно-ролевая игра Оборудование: плакат со списком слов для характеристики человека, плакат «Уважай себя и других!», таблица со стилями поведения, красный и синий стержни у учащихся. ТАБЛИЦА: «Уважай себя и других!»:
игра Я глазами других.docx

Российская Федерация

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области

государственное казенное учреждение Самарской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»

          

            446302, Самарская область, г. Отрадный             тел/факс 8-(84661)-2-36-25, 2-18-76, 2-58-29

            ул. Гагарина д. 59А                                                  Е-mail: ogonekadm@socio.samregion.ru

 

 

Коммуникативно-ролевая игра на тему «Я глазами других»

 

Разработали: воспитатели

Морозова Е.Е., Катышева С.А.

Проведено:   18.05.2017 г.

 

Цель: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим.

Задачи: обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

Форма проведения: коммуникативно-ролевая игра

Оборудование: плакат со списком слов для характеристики человека, плакат «Уважай себя и других!», таблица со стилями поведения, красный и синий стержни у учащихся.

ТАБЛИЦА: «Уважай себя и других!»:

·      уважай права окружающих тебя людей;

·      проявляй терпимость к чужому мнению;

·      не причиняй вреда и не совершай насилия;

·      не возвышай самого себя над другими;

·      умей слушать, дай возможность высказаться окружающим,

·      все проблемы не оставляй на потом, а решай здесь и сейчас;

·      каждое мнение имеет ценность и достойно уважения.

ХОД ИГРЫ

Организационный момент

Вступительное слово

Каждый человек, живущий в обществе, должен знать свои права и обязанности, нашедшие отражение в Конституции государства. Назовите права, которыми обладает человек в нашей стране? Действительно, мы имеем право на труд, образование, неприкосновенность собственности. Сегодня мы будем говорить о праве любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих, и учиться приемам, при помощи которых сможем, общаясь с другими людьми, формировать способности к самоанализу и пониманию друг друга.

Что же такое самоуважение? Самоуважение – важный фактор принятия решений и оценки действий. Если самоуважение высоко, человек лучше контролирует себя, свое поведение. Такой человек всегда отвечает за свои поступки и не зависит от чужого мнения и оценок.

Задание 1. Цветок «Личность»

На доске нарисован круг. Это цветок, у которого отсутствуют лепестки. Центр цветка символизирует вашу личность. Необходимо окружить его лепестками*, на которых указать, из чего, по-вашему, складывается уважение к себе.

Задание 2. Обсуждение

Во время обсуждения каждый ученик, называющий элемент, записанный на лепестке, подтверждает его значимость для человека. Совпавшие с мнением других названия лепестков оставляются на доске. Предполагаемый список:

-        ощущение своей необходимости;

-        уверенность в себе;

-        доверие окружающих;

-        умение заботиться о себе и близких и др.

Как видите, наше уважение к себе во многом зависит от отношений с окружающими. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся!

Задание 3. «Переписка»

Детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске.

+2 - с тобой очень приятно общаться.

+1 - ты не самый общительный человек.

  0 - не знаю, я мало с тобой обучаюсь.

–1 - с тобой иногда неприятно общаться.

–2 - с тобой очень тяжело общаться.

 

Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Записки раздаются «адресатам» с предупреждением, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.

Задание 4. Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Продолжите письменно предложение:

Я думаю, что я...

Другие считают, что я...

Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.

Список слов (характеристика человека): слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, здоровый, хороший, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный,

Упражнение 5. «Горячий стул»

- Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.

Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос; «Какой он?». Для этого они должны подобрать определения из списка слов на плакате. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.

Задание 6. Рисунок «Я в лучах солнца»

В центре круга написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным стержнем, а отрицательных - синим.

Учитель. Давайте рассмотрим свой рисунок "Я в лучах солнца". Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя. Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники). Как видите, в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.

Задание 7. Ролевая игра

В центр круга вызываются 3 участника. Предварительно им дается инструкция, но таким образом, чтобы остальные члены группы не знали ее содержания. (Один из игроков ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке; второй ведет себя уверенно, держится спокойно, защищает свои права, не ущемляя при этом права других; третий игрок ведет дерзко, агрессивно, показывая всем, что он сильный и никому не позволит обращаться с ним пренебрежительно).

Остальные учащиеся делятся на группы, моделируя ситуации, предложенные учителем.

Игроки входят в круг. Окружающие обращаются к ним по очереди, имитируя конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в школе и т.д.

Игроки ведут себя в соответствии с заданной ролью.

Задание 8. Обсуждение игры

Кто из участников игры, по-вашему, выбрал правильный стиль поведения по отношению к окружающим? Почему?

Учитель демонстрирует таблицу, в которой отображены три стиля поведения: пассивный стиль, самоутверждающий и агрессивный. Учащиеся объясняют, в чем, по их мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни. Ответы отмечаются в таблице.

Пассивный стиль поведения:

-        человек ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке;

-        беспричинно извиняется;

-        уступает желаниям других, в ущерб себе.

Самоутверждающий стиль поведения:

-        человек уважает себя и других;

-        уверен в себе, но не давит на других, не унижает их;

-        защищает свои права, не ущемляет при этом права других.

Агрессивный стиль поведения:

-        думает только о себе, не уважает других;

-        унижает окружающих;

-        не умеет слушать, слышит только самого себя;

-        добивается своих целей за счет других.

III. Подведение итогов

Ребята, послушайте притчу и подумайте над ее содержанием.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...» Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших силах. «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее», - писал М. Горький.

Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать. Посмотрите на таблицу «Уважай себя и других!» и подумайте над тем, что нужно сделать, чтобы изменить себя.

IV. Рефлексия

Подсчитайте баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться», и запишите результаты в тетрадь.

Подумайте над итогом теста. Для этого постарайтесь понаблюдать за стилем своего поведения в разных ситуациях общения. Затем постарайтесь ответить на вопросы:

Были ли вы спокойны и сдержаны?

Были ли вспышки гнева?

Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?

От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?

Запишите свои способы владения эмоциями.


 

Российская Федерация Министерство социально-демографической и семейной политики

Российская Федерация Министерство социально-демографической и семейной политики

Как видите, наше уважение к себе во многом зависит от отношений с окружающими

Как видите, наше уважение к себе во многом зависит от отношений с окружающими

Игроки ведут себя в соответствии с заданной ролью

Игроки ведут себя в соответствии с заданной ролью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022