Российская Федерация
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
государственное казенное учреждение Самарской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»
446302, Самарская область, г. Отрадный тел/факс 8-(84661)-2-36-25, 2-18-76, 2-58-29
ул. Гагарина д. 59А Е-mail: ogonekadm@socio.samregion.ru
Коммуникативно-ролевая игра на тему «Я глазами других»
Разработали: воспитатели
Морозова Е.Е., Катышева С.А.
Проведено: 18.05.2017 г.
Цель: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим.
Задачи: обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.
Форма проведения: коммуникативно-ролевая игра
Оборудование: плакат со списком слов для характеристики человека, плакат «Уважай себя и других!», таблица со стилями поведения, красный и синий стержни у учащихся.
ТАБЛИЦА: «Уважай себя и других!»:
· уважай права окружающих тебя людей;
· проявляй терпимость к чужому мнению;
· не причиняй вреда и не совершай насилия;
· не возвышай самого себя над другими;
· умей слушать, дай возможность высказаться окружающим,
· все проблемы не оставляй на потом, а решай здесь и сейчас;
· каждое мнение имеет ценность и достойно уважения.
ХОД ИГРЫ
Организационный момент
Вступительное слово
Каждый человек, живущий в обществе, должен знать свои права и обязанности, нашедшие отражение в Конституции государства. Назовите права, которыми обладает человек в нашей стране? Действительно, мы имеем право на труд, образование, неприкосновенность собственности. Сегодня мы будем говорить о праве любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих, и учиться приемам, при помощи которых сможем, общаясь с другими людьми, формировать способности к самоанализу и пониманию друг друга.
Что же такое самоуважение? Самоуважение – важный фактор принятия решений и оценки действий. Если самоуважение высоко, человек лучше контролирует себя, свое поведение. Такой человек всегда отвечает за свои поступки и не зависит от чужого мнения и оценок.
Задание 1. Цветок «Личность»
На доске нарисован круг. Это цветок, у которого отсутствуют лепестки. Центр цветка символизирует вашу личность. Необходимо окружить его лепестками*, на которых указать, из чего, по-вашему, складывается уважение к себе.
Задание 2. Обсуждение
Во время обсуждения каждый ученик, называющий элемент, записанный на лепестке, подтверждает его значимость для человека. Совпавшие с мнением других названия лепестков оставляются на доске. Предполагаемый список:
- ощущение своей необходимости;
- уверенность в себе;
- доверие окружающих;
- умение заботиться о себе и близких и др.
Как видите, наше уважение к себе во многом зависит от отношений с окружающими. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся!
Задание 3. «Переписка»
Детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске.
+2 - с тобой очень приятно общаться.
+1 - ты не самый общительный человек.
0 - не знаю, я мало с тобой обучаюсь.
–1 - с тобой иногда неприятно общаться.
–2 - с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Записки раздаются «адресатам» с предупреждением, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.
Задание 4. Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Продолжите письменно предложение:
Я думаю, что я...
Другие считают, что я...
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Список слов (характеристика человека): слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, здоровый, хороший, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный,
Упражнение 5. «Горячий стул»
- Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос; «Какой он?». Для этого они должны подобрать определения из списка слов на плакате. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.
Задание 6. Рисунок «Я в лучах солнца»
В центре круга написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным стержнем, а отрицательных - синим.
Учитель. Давайте рассмотрим свой рисунок "Я в лучах солнца". Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя. Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники). Как видите, в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.
Задание 7. Ролевая игра
В центр круга вызываются 3 участника. Предварительно им дается инструкция, но таким образом, чтобы остальные члены группы не знали ее содержания. (Один из игроков ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке; второй ведет себя уверенно, держится спокойно, защищает свои права, не ущемляя при этом права других; третий игрок ведет дерзко, агрессивно, показывая всем, что он сильный и никому не позволит обращаться с ним пренебрежительно).
Остальные учащиеся делятся на группы, моделируя ситуации, предложенные учителем.
Игроки входят в круг. Окружающие обращаются к ним по очереди, имитируя конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в школе и т.д.
Игроки ведут себя в соответствии с заданной ролью.
Задание 8. Обсуждение игры
Кто из участников игры, по-вашему, выбрал правильный стиль поведения по отношению к окружающим? Почему?
Учитель демонстрирует таблицу, в которой отображены три стиля поведения: пассивный стиль, самоутверждающий и агрессивный. Учащиеся объясняют, в чем, по их мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни. Ответы отмечаются в таблице.
Пассивный стиль поведения:
- человек ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке;
- беспричинно извиняется;
- уступает желаниям других, в ущерб себе.
Самоутверждающий стиль поведения:
- человек уважает себя и других;
- уверен в себе, но не давит на других, не унижает их;
- защищает свои права, не ущемляет при этом права других.
Агрессивный стиль поведения:
- думает только о себе, не уважает других;
- унижает окружающих;
- не умеет слушать, слышит только самого себя;
- добивается своих целей за счет других.
III. Подведение итогов
Ребята, послушайте притчу и подумайте над ее содержанием.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...» Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших силах. «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее», - писал М. Горький.
Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать. Посмотрите на таблицу «Уважай себя и других!» и подумайте над тем, что нужно сделать, чтобы изменить себя.
IV. Рефлексия
Подсчитайте баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться», и запишите результаты в тетрадь.
Подумайте над итогом теста. Для этого постарайтесь понаблюдать за стилем своего поведения в разных ситуациях общения. Затем постарайтесь ответить на вопросы:
Были ли вы спокойны и сдержаны?
Были ли вспышки гнева?
Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?
От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?
Запишите свои способы владения эмоциями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.