Коммуникативные игры
Оценка 4.6

Коммуникативные игры

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.09.2018
Коммуникативные игры
Публикация является частью публикации:
коммуник.игры1.doc
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ  Обыкновенное чудо Для   этой   игры   вам   понадобится   обыкновенный   камень,   найденный   на   улице. Желательно,   чтобы   он   был   шероховатый,   с   острыми   гранями   и   не   очень   приятный   на ощупь. В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек. Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру. Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажи участникам: «У меня в   руке   камень.   Он   тяжелый   (движение   вашей   руки   —   вверх­вниз   —   имитирует взвешивание),   холодный,   неприятный   на   ощупь   (ваша   мимика   должна   соответствовать вашим ощущениям, которыми  вы сейчас  делитесь),  шершавый,  у него острые края.  Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь  согреть этот  камень, прежде чем передать  его  тебе  (назовите  имя  сидящего  рядом  с  вами  игрока).  Вы  берете  камень  в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словам вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас. Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание.) Правда, тяжелый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который «не побывал» еще ни в чьих руках). Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое: совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу». Текст можно адаптировать,  учитывая речевые возможности ребенка. Если  он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда». Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!» Комментарий.  Эта   игра   позволяет   дифференцировать   собственные   ощущения, анализировать  и  вербализовывать  их,   тем  самым   обучая  основам  самоанализа.   Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый может благодаря теплу своих рук и сердца, сотворить чудо. Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы. «Понравилась ли тебе игра?» «Что ты чувствовал, когда держал камень?» Если   ребята   умеют   читать,   заготовьте   карточки,   на   которых   будут   написаны опорные фразы. Красным цветом позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело». «Это что­то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)». Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам.  Если  необходимо,  прочитайте надписи  сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее. Если  ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить  им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего». Выбранный   участником   игры   цвет   соответствует   его   настроению   и   состоянию   в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры. Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета отразят позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные. Если вам необходимо провести более детальное обследование, то обратитесь к тесту Макса Люшера. Если   ребята   плохо   ориентируются   в   цветах,   обратитесь   к   «тактильному тестированию».   Для   этого   приготовьте   картонные   квадраты   размером   20   х   20см.   С помощью   клея   ПВА   наклейте   на   них:   манную   крупу,   дробленый   горох,   гречку,   вату, поролон,   бархатную   и   наждачную   бумагу,   различные   виды   тканей,   елочный   дождик, веревки   и   пр.   Таким   образом   у   вас   получится   целый   набор   различных   поверхностей. Разложите их перед участниками игры. Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту поверхность, которая вам понравилась». Понаблюдайте   за   ребятами.   Обратите   внимание   на   то,   как   они   исследуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за   воспитанниками,   знание   их   интересов   и   наклонностей.   Допустим,   игрок   выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки карточку с бархатной поверхностью. Что это может означать? Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками,   ватой   и   гайками,   фольгой   и   газетой   и   пр.   Не   правда   ли,   взаимодействуя   с предложенным   материалом   ребята   не   только   обогащают   свой   чувственный   опыт,   но   и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь». Камень и веревка В   этой   игре   могут   участвовать   несколько   человек.   Для   игры   Вам   понадобится камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стулья в круг. Вы,   как   ведущий,   показываете   игрокам   камень,   и   спрашиваете:   «Что   у   меня   в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость. «Камень очень твердый», — говорите вы. — «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! (Сожмите   сильно   кулаки,   предложите   игрокам   ощупать   ваши   руки,   чтобы   они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я. буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!» Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно   добиться   того,   чтобы   все   участники,   по   мере   своих   возможностей,   успешно выполняли это задание. «Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Расслабьте   свои   руки   так,   чтобы   они   напоминали   плети,   стали   мягкими,   гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать ваши руки, покачать их, «поиграть с ними». «А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"». Обойдите   всех   участников   игры,   проверьте   выполнение   задания.   «Молодцы!   А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку! Итак, слушайте команду: — Камень! — Веревка! — Камень! — Веревка! —Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы >тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным». —Молодцы! Сейчас   попробуем   расслабить   все   мышцы   своего   тела   так,   чтобы   тело   стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду: —  Камень! —  Веревка! —  Камень! —  Веревка! —  Молодцы!» Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами. Комментарий. Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции. Волшебные руки В игре принимает  участие  от двух до пяти ребят. Один  из  игроков  изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «Камнем»? Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками «Камень», я его согреваю...» Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло   добрых   рук.   В   обсуждении   делается   акцент   на   том,   что   понравилось   больше: отдавать или принимать человеческое тепло? Глина и скульптор Для   игры   необходимо   четное   количество   участников.   Ведущий   обращается   к игрокам: —Знаете ли вы, что такое глина? —Какая она? Можно показать ребятам глину, надо ее потрогать. —         Что   можно   делать   из   глины?   Конечно,   лепить.   Дорогие   Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они   не   причиняют   никому   вреда,   не   делают   никому   больно.   Именно   такие   руки   у настоящих   волшебников,   мастеров   своего   дела.   Разомните   свои   кисти,   приготовьтесь творить! У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас. Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь! Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке. Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить выставку своих произведений.   Экскурсоводами   могут   быть   сами   скульпторы,   ведущий   или   любой желающий. Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того, чтобы каждый игрок побывал   в   роли   скульптора   и   в   роли   глины.   Если   есть   возможность,   после   игры обсуждаются чувства скульпторов и глины. Групповая скульптура Эта игра похожа на предыдущую. В ней может принимать участие как четное, так и нечетное   количество   человек.   Желательно,   чтобы   игроков   было   не   более   семи,   чтобы играющие не утомились. Играющие   садятся   в   круг.   Ведущий   предлагает   снова   сыграть   в   игру   «Глина   и скульптор». В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой   —   глиной.   Когда   игроки   определились,   кто   из   них   станет   скульптором,   а   кто глиной, ведущий говорит: «Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина и скульптор может с ней делать  все, что захочет. Можешь приступать к работе». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следующий игрок и ведущий обращается к нему:  «Ты  — Скульптор. Перед тобой один большой кусок глины и ты, как творец мудрый и добрый, можешь лепить из него все, что угодно!» Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора. Если   возможно,   обсудите   с   ребятами   эту   игру,   задавая   следующие   вопросы:   «Что   ты чувствовал, когда был глиной и когда был скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, легко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприятно? Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?...» Комментарий.  Ведущему   необходимо   внимательно   наблюдать   за   хо   дом   игры. Обращать внимание на то, как взаимодействуют игроки. Послушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не терпит никаких манипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры  т  его руки, заботится ли он о том, чтобы его «творение» было новым, оригинальным, а всем задействованным в нем игрокам было комфортно. Или же скульптор находится только во власти своих желаний и порывов, нисколько не заботясь о том, каково его «глине». Важно, что творит скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции. Чудесные пироги В   игре   принимает   участие   четное   количество   человек   (от   4   до   8);   Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть   звучит   легкая,   нежная,   приятная   музыка.   Играющие   разбиваются   на   пары   и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам. Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто­то будет пирогом, а кто­то — поваром.   Роли   распределены,   будущий   «пирог»   лежит   на   «противне»   (на   ковре   лицом вниз), а повар, стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается! Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она  перед вами  (указывает  на лежащих  на полу игроков).  Муку необходимо  просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих   на   полу   игроков   и   слегка   давящими   и   покачивающими   движениями   создает незначительную   вибрацию   в   теле   игрока).   Повторяйте   за   мной!   (При   необходимости ведущий оказывает помощь тем «поварам», которые не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы буде делать дальше? (А   теперь   вспомните   какой   либо   из   рецептов   приготовления   торта,   пирога,   плюшек, сырников...   И   приступайте   к   его   изготовлению,   разворачивая   весь   воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)». Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз,  чтобы  каждый   игрок  побыл  и   в  роли   повара  и   в  роли   пирога.  Затем   игру  можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать, подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск. Моя ладонь В игре принимает участие несколько человек (от 3 до 6). Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой. Скажите  игрокам:  «Есть такое выражение:  «Знать, как свои  пять пальцев».  Это означает, что человек что­то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев? Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую   ладошку.   Рассмотрите   линии,   которые   на   ней   есть.   Найдите   самую   длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего   пальца.   А   теперь   попробуйте   проделать   это   движение   с   закрытыми   глазами. Получилось?   Молодцы!   (Тем   ребятам,   кому   трудно   выполнять   это   задание,   помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию   и   проведите   по   ней   указательным   пальцем   левой   руки.   Сделайте   это   движение несколько раз. Получилось? Молодцы! A теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и   где   пересекаются   линии   на   ваших   ладошках.   «Пройдитесь»   пальцем   по   местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами. Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях: А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами? Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый какое имя носит?  А самый длинный?  Рассмотри каждый свой  палец, исследуйте  его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев. Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У нас  на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок. Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто­то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому­то необходимо срисовывать со своей руки, а кому­то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке). Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!» Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каждой руки. Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что ребята узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели. Ладонь друга. В игре принимает участие четное количество игроков. Разместитесь за столом, на диване, на ковре — как удобнее. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Скажите им: «Мы уже знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут . новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны­ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей руке одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки. Так ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером. Игра начинается. Дети работают в парах. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает различные виды помощи. Вербализует действия игроков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров... По   окончанию   игры   обсуждение   строится   на   следующих   вопросах.   Что   вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось рассказать, что показать, а. что скрыть, спрятать? Приятны ли были прикосновения партнера? Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера? Что нового узнали? Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом. Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся поиграть с каждым членом коллектива. Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018