Коммуникативные игры
Оценка 4.6

Коммуникативные игры

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.09.2018
Коммуникативные игры
Публикация является частью публикации:
коммуник.упр.doc
Упражнение «Джеффа» Возраст: старший школьный. Готовятся 3 плаката с надписями «Да», «Нет», «Может быть». Они развешиваются в  разных концах помещения. Ведущий стоит в центре помещения и задает вопросы. После  заданного вопроса участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.  Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему выбрал именно этот ответ. Важное правило: нельзя критиковать других и спорить. Вопросы 1. Хотели бы вы изменить свой возраст? 2. Обманываете ли вы своих родителей? 3. Верите ли вы в любовь с первого взгляда? 4. Смогли бы вы жить в одиночестве? 5. Интересуют ли вас политические события в стране? 6. Верна ли пословица: С милым рай и в шалаше? 7. Есть ли у вас комплексы? 8. Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя. 9. Лучше быть умным, чем богатым. 10. Вы пришли в 10 класс, потому что родители заставили? 11. Я пришел в 10 класс, потому что мне нужно хорошее образование 12. Я пришел в 10 класс, потому что мои друзья здесь учатся. 13. Наша школа – это хорошая школа? После каждого вопроса очень важно спрашивать у 10­классников, почему они выбрали тот  или иной ответ. Игра «Можно мне внутрь?» Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Учитель вызывает  добровольца, который должен попытаться попасть внутрь. Силу применять нельзя. Все  происходит без слов. Чаще всего люди, стоящие в кругу держатся крепко, не давая ни  малейшей возможности постороннему попасть в круг. Доброволец пытается протиснуться  между ними, подлезть, умолять, чтобы его пустили. Игра заканчивается, когда он будет  внутри или сдастся. Если очевидно появление неприятных чувств, игру лучше не  продолжать. После окончания игры имеет смысл поставить вопросы:  Как чувствовал себя доброволец?  Каково это – быть вне круга?  Каково это – быть в кругу?  Какую стратегию использовал доброволец? Упражнение «Зарядка» Цель: двигательное раскрепощение. Инструкция: Повторяем за ведущим следующие упражнения согласно тексту  (музыкальное сопровождение): Вот и музыка звучит. А народ все ждет, сидит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз. Пальцы, локти скачут вместе. А народ сидит на месте. Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься. Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись. Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними. Губы вытянулись в трубку, потанцуй еще минутку. Упражнение «Контраргументы» Цель упражнения: создание условий для самораскрытия; умение вести полемику и  контраргументацию. Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах –  о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают  сказанное, пытаясь привести контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить  отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях,  становятся нашей силой в других. На упражнение отводится 40­50 минут. Упражнение «Харизма» В группах по 5 человек обсудить понятие «харизма», «харизматический человек» Написать 10 известных современников, 10 исторических личностей (можно из мифов и  легенд), 10 человек, которых ты считаешь харизматическими в коллективе. Рефлексия: Какие харизматические качества ты выделил у этих людей? Какие качества из выделенных  есть у тебя? Можешь ли назвать себя харизматической личностью. Упражнение «Волшебная рука» Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое­либо свое качество, можно  раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие  участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья  ладошка. Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. Упражнение «Мы гуляем» Цель: тактильный контакт друг с другом, следование легенды детской прогулки. Контингент: педагоги. Инструкция: Педагоги разбиваются на пары. Ведущий называет какую­нибудь часть тела.  Педагоги в каждой из пар соприкасаются этими частями. После того как будут  перечислены несколько частей тела, на слова «смена­перемена» все должны быстро  сменить партнёров. После нескольких перемен педагоги объединяются в четвёрки,  восьмёрки и так далее. Упражнение «Пожелания» На карточках написаны «мудрые мысли». Каждый достает себе карточку и вслух  зачитывает то, что там написано: 1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с  оптимизмом. 2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть  в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека. 3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки. 4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье.  Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся  собрать. 5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей,  трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире. 6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство  тревоги и беспокойства. 7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего,  себя. 8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится. 9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее. 10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше. 11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить,  но только с человеком, которому вы доверяете. 12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят. Упражнение «Кто Я» Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных  ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным. По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 – прячетесь, не  открываетесь до конца. От 9­10 – средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете  о себе, не стесняетесь себя. Более 20­ вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я учитель» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если  таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша  индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы  себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего  женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас  глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит. Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу) Повторение упражнения «12­Я» Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?».  Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и  записывать ответы. Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь. Упражнение «Моя жизнь» Сделайте рисунок на тему «Моя жизнь» в виде трех кругов. Отметьте, пожалуйста, где  прошлое, настоящее, будущее? Анализ:  Посмотрите, как у вас соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?  Какая между ними связь?  Кто хочет что­либо сказать по своему рисунку?  Чем отличаются рисунки участников? Представьте свою жизнь и найдите 2 события, наиболее значимые в прошлом и 2 события,  которые наиболее желанны в будущем. Это могут быть перемены в обществе, в  профессиональной и личной жизни.  Как вы думаете, от кого зависит возможность осуществления этих планов?  В какое время они должны произойти?  Если эти перемены не произойдут, что ты будешь чувствовать?  Что может помешать тебе осуществить эти планы? Рассказ о событиях можно начинать со слов: «Я верю, что ...», «Для меня важно, чтобы ...»,  «Мне бы очень хотелось ...». Обобщение ответов участников. Упражнение «Да» Цель упражнения: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его  состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы,  чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда  нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три  утвердительных ответа – «да». Упражнение «Я – Алла Пугачева» Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент  США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит  самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую­либо фразу, показывает  жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник  вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение  способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка  уверенного поведения. Упражнение «Три имени» Цель упражнения: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта  своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону  своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной  возникновения этого имени. Упражнение «Ценности» Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: интересная работа  хорошая обстановка в стране  общественное признание   материальный достаток            любовь семья удовольствия, развлечения самосовершенствование свобода справедливость доброта честность искренность вера целеустремленность Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и  две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной  работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3­4 человека) и обсуждают свои  варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники  делятся своими впечатлениями. Игра «Равновесие» Все встают в круг, берутся за руки и рассчитываются на первый­второй. Игроки под №1 наклоняются к центру, а игроки под №2 отклоняются назад, так что в  целом возникает равновесие между всеми членами группы. Если это получилось и все чувствуют себя устойчиво в таком положении, части круга  меняются местами: №1 наклон назад, №2 – к центру круга. Задание усложняется. Каждый игрок наклоняется все ниже и ниже. Группа должна  самостоятельно найти темп, подходящий ей, при котором можно не нарушать равновесия и соблюдать синхронность. Во время игры нельзя разговаривать. Рефлексия «Здесь и теперь» Назначение: знакомство с сутью процесса рефлексии; обработка навыка рефлексии. Примечание: Процедура – одна из тех, которые желательно использовать в начале и в  конце каждой встречи. 1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о  происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально,  невербально, рисунком на листе бумаги и др. 2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей  собственной усталости, активности и интереса к происходящему. 3. После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия  рефлексивной работы. Процедура «Доведи за меня до конца!» Ведущий объясняет, что упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно  уметь доводить начатое дело до конца. После этого каждый участник по очереди рассказывает какое­либо дело, которое он когда­ либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа  должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен  следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело. Игра «Кенгуру» Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы. Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой –  кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника  берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти  до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и  т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем ­ партнерами. Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в  повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с  тревожными детьми. Упражнение «Включение позитивной  мотивации» Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу  профессиональной адаптации. Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться;  сосредоточиться на своих ощущениях. Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной,  творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса  (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?» Через некоторое время (5­7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной  темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в  группе результаты. Упражнение «10 заповедей» Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей,  выстраивании их в иерархии. Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов,  обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает  каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание  проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее  ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или  ватмане. Проективная методика «Человечки» Участникам предлагается раскрасить двух человечков в любой последовательности, но  строго поделив их на «больного» и «здорового». Участники рисуют. Анализ рисунков (обсудить трудности и успехи в рисовании болезни и  здоровья, выборе цветов). Упражнение «Представление» Цель упражнения:  формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;  умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться  отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили  выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у  меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом  легкой зависти многих женщин, но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной  в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады» или  «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности  обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова  посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю». Упражнение «Космическая скорость» Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике  выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению  процессов самораскрытия. Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева  мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз». Усложнение:    сделать то же самое, но на время «А быстрее можете?» выполнить любым другим способом на время Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг  и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания. На что следует обратить внимание:       выработка командной стратегии понимание идеи упражнения понимание других участников принятие решений изменения в поведении изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого. Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и  фантазии:  Что вы чувствовали?  Почему вы выбрали это решение? Упражнение «Если бы..., то я стал бы...» Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена  некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине...».  Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «... я стал бы требовать жалобную книгу». Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых  принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение. Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут  повторяться. Упражнение «Доверяющее падение» Цель упражнения:  формирование навыков психомоторного взаимодействия;  сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть  на руки кому­либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения. Процедура «Анализ моментов, на которых  мы теряем время» Участникам ставится задача проанализировать, в какой степени они теряют время по  нижеследующим пунктам: 1. Потери времени при постановке цели  1. Имею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей  деятельности? 2. Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всего  предприятия? 3. Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям? 4. Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы? 5. Руковожу ли я своими подчиненными путем постановки конкретных целей  (целеориентированный менеджмент)? 6. Работаю ли я регулярно над собой? (новые идеи, знания, навыки.)? 2. Потери времени при планировании  7. Знаю ли я примерное распределение времени (в %) необходимого для  выполнения предстоящих дел? 8. Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы? 9. Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев,  кризисов или помех? 10. Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы? 11. Упорядочено ли мое расписание служебных визитов и командировок? 12. Фиксирую ли я сроки, активность, задачи в дневнике времени? 2. Потери времени при принятии решений  13. Оцениваю ли я работу, прежде чем приступить к ней (стоит ли она  временных затрат)? 14. Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности? 15. Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с  их значением (важностью и срочностью)? 16. Контролирую ли я время звонки, посетителей или встречи, которые не имеют серьезного значения? 17. Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени,  чем это необходимо? 18. Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы? 19. Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной  задачи? 20. Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между  выполнением отдельных дел? 2. Потери времени из­за недостаточно четко организованной работы  21. Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой? 22. Делегирую ли я полномочия? 23. Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой­ 24. Порядок ли на моем рабочем месте? 25. Использую ли я технические средства облегчающие и ускоряющие мою  либо задачи? работу? 26. Интересуют ли меня вопросы систематического упрощения труда в сфере  моей деятельности? 27. Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки? 2. Потери времени при начале работы  28. Планирую ли я вечером предстоящий рабочий день? 29. Болтаю ли я с коллегами прежде чем приступить к работе? 30. Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами? 31. Читаю ли газеты в начале дня? 32. Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе? 33. Продумываю ли я дело, прежде чем начать его? 34. Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности? 35. Откладываю ли я часто важные дела? 36. Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня? 37. Довожу ли я свои дела до конца? 2. Потери времени при составлении распорядка дня  38. Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности? 39. Знаю ли я суточные закономерности своей производительности? 40. Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам? 41. Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел? 42. Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной? 2. Потери времени при обработке информации  43. Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности? 44. Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом  знакомиться с деталями? 45. Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение  кажется бесполезным? 46. Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени? 47. Пишу ли я черновики своей корреспонденции? 48. Использую ли схемы для рутинной работы? Список основных времяпоглотителей 1. Нечеткая постановка цели 2. Отсутствие приоритетов в делах 3. Попытка слишком немало сделать за один раз 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения 5. Плохое планирование дня 6. Личная неорганизованность, заваленный письменный стол 7. Чрезмерное чтение 8. Скверная система досье 9. Недостаток мотивации, индифферентное отношение к работе 10. Поиски записей, адресов, телефонов, и т.д. 11. Недостатки кооперации или разделения труда 12. Незапланированные посетители 13. Неспособность сказать «нет» 14. Неполная, или запоздалая информация 15. Отсутствие самодисциплины 16. Неумение довести дело до конца 17. «Липкие» телефонные звонки. 18. Отвлечения 19. Долгие совещания 20. Недостаточная подготовка к беседам 21. Отсутствие связи или неточная обратная связь 22. Болтовня на частные темы 23. Излишняя коммуникабельность 24. Чрезмерность деловых записей 25. Синдром «откладывания» 26. Желание знать все факты 27. Длительные, бесполезные ожидания 28. Спешка, нетерпение 29. Слишком редкое делегирование 30. Недостаточный контроль за перепорученными делами Рефлексивная процедура «Что? Кто?  Как? Где? Когда?» Цель: составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование  участником желаемого жизненного результата в области трудоустройства. 1. Тренер предлагает каждому участнику составить для себя список желаемых  результатов в области трудоустройства и расположить его в порядке убывания  значимости или ценности каждого. Можно добавить в этот список желания, не  связанные напрямую с трудоустройством. 2. Далее тренер предлагает участникам выбрать из составленного списка  первоочередное желание и составить программу его достижения на основе  следующих правил планирования результата:       сформулировать результат в позитивном ключе («что у меня будет», «что я  хочу иметь», «как я буду чувствовать» и т.д.); планировать только то, что каждый участник может сделать сам и с собой; результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах,  ощущениях, звуках, настроении и т.д.; представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат (мысленное  проигрывание ситуаций, в которых участник сможет пользоваться  произошедшими изменениями); продумать последствия достижения желаемого результата – «что будет, если это будет?» (результат должен сберечь и сохранить все то лучшее, что было  раньше). 3. Обсуждение результатов на группе. Упражнение «Комиссионный магазин» Цель упражнения:  формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики;   выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец –  это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники  записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от  какого­то ненужного качества, или его части, и приобрести что­либо необходимое.  Например, кому­то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может  предложить за него какую­то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 20­25 минут. Упражнение «Обсуждение логичности» Цель упражнения: предоставление возможности участникам проанализировать свое и  чужое поведение, исходя из критерия «логичность – нелогичность». Ведущий объясняет участникам, что действия хорошего организатора должны быть  понятны другим людям, поступки организатора должны обладать внутренней логикой и  быть достаточно предсказуемы. Каждый участник делится своими впечатлениями о том, какие он сегодня совершал  нелогичные поступки, что он делал под влиянием исключительно эмоций; сообщает о том,  кто из участников (включая, возможно, и его самого) является для него образцом логики. Упражнение «Соглашение» Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой. Ответьте на  следующие вопросы: 1. Что я хотел бы изменить в себе в отношении здорового образа жизни? 2. Каким образом я собираюсь это сделать? 3. Когда я буду это делать? В соглашении следует особо подчеркнуть области своего поведения, нуждающиеся в  перестройке; свои сильные и слабые стороны. Необходимо быть честным с самим собой  относительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намеченные изменения,  касающиеся работы, семьи, своего стиля общения. Наметить конкретные цели и пути их  достижения. Составленные соглашения сворачиваются в конверт и заклеиваются. Сдаются  руководителю. Упражнение «В чем мне повезло в этой  жизни» Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя  на работу. Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех  минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три  минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен  впечатлениями. Упражнение «Зато...» Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. 1. Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги  какое­либо несбывшееся желание, какую­либо актуальную стрессовую или  конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как  трудноразрешимая (допускается анонимность авторства). 2. Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам  следующую процедуру обсуждения:   каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны  привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не  трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:   «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень­то и хотелось, потому  что...» или «здорово, ведь теперь ...»  после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты  отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту  реальную помощь, которую получил для себя каждый участник. Игра «На мостике» Возраст: дошкольный. Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на  две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по  разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону.  Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30­40 см шириной,  символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон  (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно  навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе  упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику  навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за  черту, выбывает из игры (падает в пропасть). Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто­нибудь из пары  уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед. Упражнение «Хвастовство» Цель упражнения:   создание условий и формирование навыков самораскрытия; совершенствование навыков группового выступления. Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2­3 минуты) «Каждый должен похвастаться перед группой каким­либо своим качеством, умением,  способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится – 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе  выполнения упражнения. Упражнение «Волшебный магазин» Цель упражнения: Во время «торговли» участник начинает активно размышлять о  настоящих целях и смыслах жизни. Один из участников группы приходит в «волшебный магазин», продавец в котором –  ведущий группы. Продавец­волшебник может предложить участнику все, что только  можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь..., но требует чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д. Упражнение «Без маски» Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;   формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без  всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют  фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:       «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» «Чего мне иногда по­настоящему хочется, так это ...» «Иногда люди не понимают меня, потому что я ...» «Верю, что я ...» «Мне бывает стыдно, когда я ...» «Особенно меня раздражает, что я ...» и т.п. Ролевая игра «Былой конфликт» Цель упражнения: закрепление полученного на тренинге опыта. Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником  которого он был когда­то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой  игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не  только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д. Участникам предоставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь  одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом. Упражнение «Cамоанализ» Возьмите лист бумаги и в течение 5 минут дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:  Какие качества и умения помогают Вам быть предприимчивым [каким­либо другим] человеком?  Какие Ваши привычки и качества мешают Вам проявлять предприимчивость [что­ либо еще]? Затем участники объединяются в микро­группы по 4­5 человек и обсуждают ответы, при  необходимости каждый участник комментирует свои ответы. Упражнение «Молекулы» Участники хаотично двигаются по комнате (как атомы в броуновском движении). Затем  начинают двигаться спиной вперед, считая, сколько раз столкнулись. По команде ведущего (он хлопает в ладоши и произносит цифру) участники должны объединиться в «молекулу»,  то есть захватить нужное количество человек, соответствующее названной цифре. Затем  продолжить движение и реагировать на новую команду ведущего («два», «пять»,  «двенадцать» и т.д.). Упражнение «Личный герб и девиз» Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из  способов заставить человека задуматься сформулировать, описать и представить другим  главнейшие стержни свои; мировоззренческих позиций. Упражнение начинается с выполнения известной методики «Кто я?» (инструкции человек  должен ответить на указанный вопрос десятью разными словами или словосочетаниями).  Это задание участники группы выполняют на специальных карточках, которые затем  крепятся к груди. Присутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате  и читать карточки с ответами других членов группы. Комментарий: Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект  ­ люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для  самопредставления, и всегда открывают нечто новое. Сразу по завершении процедуры знакомства с карточными самопрезентациями участников  ведущий может переходить к следующему этапу упражнения. «Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос  «Кто я?». Кто­то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к  человеческому роду – «гомо сапиенс», «человек» и подобное. Кто­то предлагает свои  социальные характеристики – «студент», «начальник», «учитель», «мать». Кто­то  подчеркивает наиболее ценимые в себе качества – «интеллектуал», «добрая душа». Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я­ образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и  прояснить для себя и других, что же представляет наш Я­образ в первом приближении. Итак, подчеркните первые три ваши ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов  отображает какую­то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с  позиций этой стороны – каким мог бы стать ваш девиз, адекватный характеристике,  сформулированной в первом пункте. В качестве девиза может выступить все что угодно –  известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание.  Главное, чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей  самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе... Теперь обратитесь ко второму и  третьему пункту, придумайте девизы к ним и также запишите их на отдельных листах...  Хорошо. Следующее задание ­ к каждому пункту придумать какой­либо символ,  воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.» Коментарий: вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому из первых  трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу  упражнения, на котором участники должны будут обозначить свои главные девизы и  символы в жизни. «Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То,  что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в  жилах которых течет дворянская кровь древних родов?» Комментарий: Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы  заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле  обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют помочь вам в этой игре. Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и  древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок.  Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское  происхождение их обладателей. Так что же это за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче – кто­нибудь из их предков  совершил выдающееся деяние, которое прославляло его, и отображалось в гербе и девизе.  Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над  тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться  над созданием своих собственных геральдических знаков. На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет  изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже  есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее  отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале  человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело. Контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого  участка герба и символически передать необходимую информацию.  Левая часть – мои главные достижения в жизни.  Средняя – то, как я себя воспринимаю.  Правая часть – моя главная цель в жизни.  Нижняя часть – мой главный девиз в жизни. Комментарий: На эту работу нужно выделать не менее получаса. Будет неплохо, если  рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы  участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы  каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во  время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем  участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени  сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны,  то могут образовываться кик пары, так и более многочисленные подгруппы. «А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что  именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет представить  всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий – для членов подгруппы –  символ и объединяющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб  – достаточно указать один общий для вас символ» Комментарий: Последняя оговорка – символ, а не герб – важна потому, что часто бывает  очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гербе: ведь его чисти  (достижения, представление о себе, цели) порой очень сильно разнятся между собой у  разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба  вовсе не исключается. Это задание более трудное, но нее же выполнимое. Оно потребует  лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики символов  каждого отдельного участника. Например, достижение одного – высшее образование, а  другого – овладение английским языком, могут быть синтезированы к качестве такого  достижения, как получение системы знаний или победа над ленью. Итоговый комментарий. После представления каждой подгруппой своих выводов об  общих чертах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и  девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов. Следует особое внимание уделить таким вопросам. Где профессиональное в девизе и гербе?   Если в гербе использовалась профессия, то почему, и если нет, то почему?  Можно ли девиз этой группы использовать как девиз специалиста?  Как влияет такой девиз на работу?  Как личное влияет на профессиональное и наоборот? Проективный рисунок «Я такой, какой я  есть» Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной  самооценки. Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и  смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку. Упражнение «Доверчивый столб» Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Один участник падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую  последнюю минуту. Упражнение «Рисуем домики» Возраст: дошкольный. Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет. Игра «Вороны и воробьи» На земле чертят две параллельные линии в трёх шагах одну от другой. Отступив от них в  обе стороны на 20­25 шагов, проводят ещё две черты. Играющие делятся на две команды:  одна из них называется «вороны», другая «воробьи». Они становятся двумя шеренгами на  средних линиях, повернувшись лицом в противоположные стороны. В ходе игры, ведущий  громко говорит «вороны» или «воробьи» произнося последний слог отрывисто, делая  перед ним паузу. Названная команда бежит к дальней черте, находящейся перед нею, а  другая команда, повернувшись, преследует противника. Надо запятнать убегающего  раньше, чем тот достигнет черты. Посчитав тех, кого запятнали, команды занимают  исходное положение, и игра повторяется четыре­шесть раз. Выигрывает команда,  запятнавшая большее число «противников». Игра «Посади – собери» На определённом расстоянии от стартовой линии рисуют мелом два небольших круга.  Играют две команды. Они выстраиваются на стартовой линии двумя колоннами. Первым  номерам каждой команды, дают по небольшому мешочку. Предварительно в мешочки  укладывают по 5­10 предметов (кубиков, мячиков...). По сигналу первые номера бегут  каждый к своему кругу и раскладывают «сажают» то, что находится в мешочке, так, чтобы  все предметы находились в круге. Затем они бегут к своим командам и отдают пустые  мешочки вторым номерам. Те, в свою очередь, бегут и собирают в мешочки предметы  находящиеся в круге. И так, до тех пор, пока не пройдёт вся команда. Выигрывает  команда, быстрее закончившая игру. Игра «Найди свой дом» Играющие делятся на две команды. Определяются две точки «дома». К примеру один  «дом» берёза, другой – угол двора. Каждый из играющих завязывает глаза одному игроку  команды­соперницы и трижды поворачивает его. Потом по сигналу все должны отыскать  свой «дом», и какая команда соберётся раньше и полностью, та и выигрывает. Игроки  одной команды могут переговариваться, браться за руки, советоваться, сообща  разыскивать свой «дом», помогать заблудившимся. Упражнение «Головомяч» Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг  другу. Проведение: Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив  друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера.  Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать  самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте  сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Упражнение «Прогулка с компасом» Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому  ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи)  завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не  может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним).  Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий –  других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они  чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. Упражнение «Реченька» Цель: Развитие командного духа. Развитие крупной моторики. Материал: Несколько веревочек. Проведение: Дети делятся на две группы. На полу веревочками обозначается неширокая  речка. К ней подходят 2 человека из разных команд и перепрыгивают ее. Кто перепрыгнул  – возвращается в свою команду, если нет – в другую команду. Побеждает та команда. Где  окажется меньше детей. Упражнение «Звучание – разминка» Цель: разогрев участников группы, настройка на работу с голосом. Процедура. Необходимо сосредоточиться на своем теле и выразить каким­либо звуком  свое состояние на данный момент. Как дополнение: можно предложить участникам  выразить свое состояние не только звуком, но и позой, сделать телесную скульптуру  (статичную или в движении). Игра «Охота на тигров» Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10­ти. Пока  водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий  заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и  вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти  тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Упражнение «Постукивающий массаж» Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру­разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто  будет первым номером, а кто вторым. Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко  постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть  похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание  от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно  то правой, то левой рукой (2 минуты). А теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями. Упражнение «Костер дружбы» Ведущий. Встаньте поближе друг к другу в круг, опуститесь на колено. Вытягивайте  вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем то же самое проделайте и с левыми  руками. Раскачивая руки, вверх­вниз дружно произносим слова: «Раз, два, три! Огонек, гори!»  Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. «Почувствовав тепло», садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: «Спасибо! До свидания». Упражнение «Кого не хватает?» Ведущий. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого­то из детей? Я хочу сыграть с вами в  такую игру: один из вас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался.  Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто этого не видит, тихо прикоснусь к  плечу одного из вас. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо выйти на  середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, я  попрошу всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза... Упражнение «Интервью» Ведущий. Ребята, у Олега сегодня день рождения. Давайте поздравим его. (Все  поздравляют.) Сегодня, Олег, мы хотим взять у тебя интервью, то есть мы по очереди  зададим тебе вопросы, а ты на них постараешься ответить. Для всех нас это приятная  возможность узнать о тебе немного больше. Первый вопрос хочу задать я: у тебя есть  братья и сестры? (домашние животные и т.д.). Упражнение «Танец» Цель: Развитие чувства общности, повышение самооценки. Материал: Аудиокассета с веселой танцевальной музыкой. Проведение: Звучит веселая танцевальная музыка. По кругу, дети, взявшись за руки: Идем направо, начиная с правой ноги 8 шагов. Поворачиваемся влево и идем 8 шагов с левой  ноги. Останавливаемся, опускаем руки. С правой ноги делаем 2 шага в круг и 3 притопа.  Идем назад с левой ноги 2 шага, 3 притопа. Стоя на месте, хлопаем 3 раза в ладоши, 3 хлопка по коленям, кружимся вокруг себя.  Движения 3­5 повторяются 2 раза. Движение повторяется с 1 по 6 позиции. 2 танец: В середине круга ставится стул. Ведущий называет имена детей, стоящих  напротив друг друга. Ребенок, чье имя названо, приставными шагами обходит стул справа и спиной возвращается на место. Остальные хлопают в ладоши. Упражнение «Веревочка» Цель: Развитие чувства общности. Материал: Веревочка. Проведение: Ведущий берет веревочку и обматывает ее конец вокруг указательного  пальца и передает соседу слева. Надо стараться, чтобы веревочка не была слишком сильно  натянута и не обвисала. Веревочка сделала круг и соединила всех. Веревочный круг все  вместе поднимают вниз, опускают на пол. Ходят по кругу в разные стороны, держась за  веревочку. Кладем веревочку на пол. Игра «Джинн» Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности. Возраст: дошкольный. Описание игры: Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками  и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна,  находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Буме!», которые  произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит,  чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны  заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием  выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние. Игра «Доктор айболит» Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности,  эмпатии, снятие напряжения. Возраст: дошкольный. Описание игры: Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные  изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит  обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018