ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» С. СЕРГИЕВСК СЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ПОИСК»
Реферат
«Компетентно-ориентированный подход при обучении игре на гитаре в системе дополнительного образования детей»
Выполнила: Верещагина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Сергиевск Сергиевского района Самарской области.
Сергиевск, 2020
Введение
В условиях нарастающих процессов глобализации социально-экономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма российского образования. Все более актуальным становится компетентностная ориентация образовательного процесса, который сегодня оказывается все более нацеленным на формирование практически применимых навыков, умений и знаний. Изначально в рамках этого подхода модернизировались системы школьного и после школьного образования. В настоящее время компетентностный подход распространяется и на сферу дополнительного образования.
1. Понятия «компетенция» и «компетентность»
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентностная парадигма базировалась на так называемом принципе ЗУН, «знания, умения, навыки» и включала в себя теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки.
Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».
Рассмотрим определения данных понятий, предлагаемые исследователями разных отраслей науки, для определения их сущности в педагогическом аспекте. А.В.Хуторской даёт следующие определения:
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
И.А.Зимняя определяет «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», «потенциального». Автор рассматривает компетентность как совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. С чем нельзя не согласиться. Компетенция интерпретируется как пассивный элемент абстрактной сущности, с чем можно поспорить.
А.В.Баранников в работе посвященной проблемам компетентностного подхода рассматривает компетентность как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики».
Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий. Авторы предлагают рассматривать компетентность как способность, способность это умение, а также возможность производить какие-либо действия, следовательно, два вышеописанных определения являются более емкими, т.к. предполагают не только приобретенные, целенаправленно сформированные умения, но и возможность их реализации.
2. Компетентностный подход к образованию в России
В России в 2001 г. в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую».
Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
3. Функции компетенций в обучении
Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер - от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).
Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.
Перечислим основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Переориентация образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации учебно-воспитательного процесса и особенно актуальна для системы дополнительного образования.
4. Компетентностно-ориентированный подход к образованию в системе дополнительного образования. Технология обучения в сотрудничестве как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в творческом коллективе
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностно-ориентированного подхода:
1.пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности;
2.изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;
3. изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
4. создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
Особая роль в реализации
учебно-воспитательных задач с
позиций компетентностного подхода в системе дополнительного образования отводится предметам художественно-эстетического
цикла и урокам музыки в частности. Использование в
учебном процессе личностно-ориентированных технологий в контексте
компетентностного подхода несомненно позволяет добиться более высоких
образовательных результатов. Личностно-ориентированные технологии ставят в
центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью
образовательной системы.
В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология обучения в сотрудничестве. В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, со-творчества. Применение данной образовательной технологии на занятиях в объединении «Шестиструнная гитара» призвано способствовать в первую очередь формированию коммуникативной компетентности учащихся. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Данная образовательная технология незаменима при организации ансамблевого музицирования учащихся. Организацию учебного занятия с использованием малых формы ансамбля невозможно выстроить без использования технологии группового взаимодействия. Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой.
Основные методики технологии обучения в сотрудничестве, используемые на занятиях в объединении «Живая струна»:
I. Обучение в команде.
Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.
II. Подход с сокращенным названием «пила» (разработан Элиотом Аронсоном). Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В 1986 году Ф.Славиным разработан метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон, 1897г.).
Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
IV. Исследовательская работа учащихся в группах.
Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Итак, сформулируем основные преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве:
1.Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4.Ребята учатся общаться между собой, с педагогом, овладевают коммуникативными умениями.
5.У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Целесообразным в своей педагогической деятельности считаю использование технологии обучения в сотрудничестве при изучении следующих разделов и тем:
Разделы |
Темы |
Начальные элементы исполнительской техники. Способы звукоизвлечения.
|
Элементарный щипок. Двойной щипок (прием «вальсовка»). Арпеджио характерное для размера 4/4, №1. Арпеджио характерное для размеров 6/8, 12/8, №2. Арпеджио характерное для размеров 4/4, 2/4, №3. Арпеджио характерное для размеров 4/4, №4. |
Музыкальные жанры и направления, в которых широко представлена гитара. |
Романс. Авторская песня. Рок-н-ролл. Рок. |
Вокальная подготовка. |
Дуэт. Трио. Квартет. Квинтет. |
Игра в ансамбле. |
Дуэт. Трио. Квартет. Квинтет. |
5. Проектирование учебного занятия в детском музыкальном коллективе в режиме технологии обучения в сотрудничестве.
В
компетентностно-ориентированном подходе результативность учебного занятия
определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению
компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении
целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда
он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать
активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.
Необходимым условием эффективности обучения в
компетентностном подходе является личное включение ученика в активную
деятельность. Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся,
обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной,
мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок
просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко учитель
определит, какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины,
темы, зависят цели конкретного
урока, организация учебной деятельности.
Технологическая карта организации занятия по теме «Ансамбль» в объединении «Живая струна»
Этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты и оформление результата |
1.Организационно-подготовительный |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
|
Обмениваются дружескими приветствиями.
|
Создать благоприятный эмоционально-психологический настрой на предстоящую работу. |
2.Индивидуальная работа |
Проверить уровень подготовки каждого исполнителя. |
Индивидуальная работа с педагогом: воспроизведение своих индивидуальных музыкальных партий (аккомпанемент, бас, соло). |
Актуализация знаний, умений и навыков в воспроизведении своих индивидуальных музыкальных партий. |
3.Работа экспертных групп |
Объединяет обучающихся в экспертные группы, в которых у каждого учащегося своя функция (лидер, эксперт, редактор). Роли распределяются соответствии с психо-физическими особенностями и уровнем подготовки учащихся. Объясняет, что задача группы – оптимизировать работу группы и выйти на более высокий уровень исполнительского мастерства. Дает консультации. |
Распределяют роли внутри группы, оценивают работу друг друга, выявляют проблемные места. Более сильные учащиеся помогают слабым. Консультируют друг друга.
|
Отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения в ансамбле. Развивать коммуникативные и творческие способности каждого учащегося.
|
4. Работа в команде |
Организует
работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы Организует, вносит коррективы, помогает.
|
Учащиеся приспосабливаются друг к другу, внимательно слушают друг друга и регулируют выразительность звука внутренним и опережающим слухом, подключая свое воображение. Работа над артикуляцией, выразительностью и техникой исполнения. Ансамблевое музицирование. |
Создание единого образа, взаимное обогащение учащихся в группе. Отработка навыков совместного исполнения, синхронизация и согласованность действий. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Достижение взаимопонимания, полной синхронизации и согласованности действий. |
5.Рефлексия |
Учитель задает вопросы учащимся Что понравилось? Что не понравилось? Что не получилось? Почему? Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы. |
Ученик отвечает на вопросы учителя, с помощью педагога разрабатывает индивидуальную траекторию дальнейшего обучения.
|
Учащийся приобретает навыки самостоятельного анализа своей деятельности, учится планировать и прогнозировать свою деятельность для дальнейшей эффективной организации своего индивидуально-образовательного маршрута.
|
Диагностические методики к занятию:
1.Диагностика уровня мотивации познавательной деятельности и активности:
(«Познавательная потребность» (Юркевич В.С.); «Этикометрия»;
Социометрия»; Школьный тест умственного развития ШТУР).
2.Оценка нервно-психического напряжения (опросник НПН Немчин Т.А.).
3. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (опросник КОС).
4. Адаптированная «методика диагностики уровня творческой активности учащихся» (Рожков М.И., Тюнников Ю.С., Б. С. Алишев Б.С., Волович Л.А.).
Мониторинг коммуникативной компетентности учащихся.
Компетентности ученика |
Показатели |
Методический инструментарий |
1.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. |
-освоение образовательной программы; - развитость мышления; -познавательная активность; - развитие памяти; - развитие мышления; - развитие речи; -темп учебной деятельности. |
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. Педагогическое наблюдение. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. |
2.Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника и ее зависимость от сформированности общешкольного коллектива. |
- коммуникабельность; -знание этикета поведения; -развитость самоуправления; -сформированность совместной деятельности; -взаимодействие со взрослыми, учителями, родителями; - соблюдение социальных и этических норм и т.д. |
Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Овчаровой Р.В. Педагогическое наблюдение. Диагностика коммуникативных умений Л. Михельсона.
|
3.Сформированность нравственного, этического, эстетического потенциала личности учащегося. |
-нравственная направленность личности; -сформированность отношений ребенка к себе, семье, школе, природе, труду, обществу, Родине; -сформированность других этических и эстетических чувств. |
Педагогическое наблюдение. Метод ранжирования. Методика Торренса. |
Заключение
Компетентностно-ориентированный подход - это современный и новый подход к образованию, который окончательно еще не сформирован, но, тем не менее, он уже внесен в «Стратегии модернизации содержания общего образования», как подход на основании которого должны строиться программы обучения и весь процесс образования и воспитания в целом. Использование компетентностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания позволяет активизировать как творческое мышление и креативность, так и умение и желание учиться у каждого ребёнка, интерес ко всему неизвестному, развить такие важные качества, как толерантность и умение сотрудничать с другими людьми. В результате занятий, организованных в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве, технический уровень учащихся возрастает без особых усилий. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс группового взаимодействия при ансамблевом музицировании в том, что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, т.к. ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. С введением в образовательный процесс технологии обучения в сотрудничестве, существенно миминизируется дефицит времени на подготовку наиболее успешных и талантливых детей. Как следствие - увеличение количества обучающихся, ставших лауреатами разноуровневых творческих конкурсов исполнительского мастерства.
В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей.
Таким образом, применение компетентностно-ориентированного подхода на всех стадиях образования способствует всестороннему развитию личности человека и успешной его социализации в современном обществе.
Литература:
1. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход/ А.В. Баранников. - М.; ГУ ВШЭ, 2002. - 51с.
2. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Издательский центр Академия
3. Бровко В. Азбука аранжировки. - СП.: Композитор, 2004
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. - С.34-42.
5. Компетентностно-ориентированное образование в ДОУ. Ассоциация Центров образовательных технологий // http://www.detsad.com/publications/pub_44
6. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация // Дж. Равен.- М.,2002.
11. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.: Владос,1995
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
13. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения Школьные технологии.- 2001.- № 1.
14. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
15. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.ht
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.