Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Оценка 5
Контроль знаний
ppt
биология +1
9 кл—11 кл
05.03.2018
Сейчас в содержание ОГЭ и ЕГЭ помимо чисто предметных задач включаются задачи с практическим содержанием, целью которых является проверка сформированности у обучающихся знаний и умений моделирования явлений и процессов реальной действительности. На комплексное освоение знаний и способов практической деятельности направлено компетентностно-ориентированное обучение.Сейчас в содержание ОГЭ и ЕГЭ помимо чисто предметных задач включаются задачи с практическим содержанием, целью которых является проверка сформированности у обучающихся знаний и умений моделирования явлений и процессов реальной действительности. На комплексное освоение знаний и способов практической деятельности направлено компетентностно-ориентированное обучение.
КОЗ.ppt
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования: личностным,
метапредметным, предметным. При этом делается акцент
на развитие самостоятельности учебных действий учащихся.
В стандартах нового поколения отмечается, что
результатами освоения основных общеобразовательных
программ должны стать компетентности, среди которых
значительную роль играет метапредметная компетентность,
определяющая универсальные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного пространства, так
и в реальных жизненных ситуациях.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
В содержание ОГЭ и ЕГЭ помимо чисто
предметных задач включаются задачи с
практическим содержанием, целью которых
является проверка сформированности у
обучающихся знаний и умений моделирования
явлений и процессов реальной действительности. На
комплексное освоение знаний и способов
практической деятельности направлено
компетентностноориентированное обучение.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Традиционный
Компетентностный
Главная идея: знания приводят к
личностному успеху
Главная идея: к личностному
успеху приводит опыт
самостоятельного решения проблем
Решение проблем
рассматривается
как способ закрепления знаний
Признак высокого уровня
образованности – способность
воспроизвести большой объѐм
сложного по своему содержанию
материала
Решение проблем – смысл
образовательной деятельности
Уровень образованности человека
тем выше, чем шире сфера
деятельности и выше степень
неопределѐнности ситуаций, в
которых он способен действовать
самостоятельно
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентность это умение применить
накопленные знания в практической деятельности
и повседневной жизни. Компетентностно
ориентированное задание предназначено для
реализации данной цели.
Компетентностноориентированные задания
(КОЗ) могут использоваться в учебном процессе
как средство реализации компетентностной
модели образования, как компонент и
содержания, и технологии, и мониторинга
качества освоения отдельных учебных дисциплин и
подготовки в целом, т.е. преподавания и
оценивания качества подготовки учащихся в
учебном процессе.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Предметные компетентностные задачи:
в условии описана предметная ситуация, для
решения которой требуется установление и
использование широкого спектра связей
предметного содержания, изучаемого в разных
разделах предмета; в ходе анализа условия
необходимо «узнать» информацию, представленную
в разных формах; сконструировать способ решения
(путем объединения уже известных способов).
Полученный результат обеспечивает познавательную
значимость решения и может быть использован
при решении других задач.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Задача. Все живые организмы на Земле:
бактерии, грибы, растения и животные
дышат. Дыхание обеспечивает организм
кислородом, необходимым для окисления
сложных органических соединений. Данный
процесс сопровождается выделением энергии,
необходимой для обеспечения процессов
жизнедеятельности. Как происходит дыхание
человека, мы себе, конечно, представляем, а как
доказать, что растения тоже дышат?
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Межпредметные КОЗ:
в условии описана ситуация на языке одной из
предметных областей с явным или неявным
использованием языка другой предметной области.
Для решения нужно применять знания из
соответствующих областей, требуется исследование
условия с точки зрения выделенных предметных
областей, а также поиск недостающих данных,
причем решение и ответ могут зависеть от
исходных данных выбранных (найденных)
обучающимися.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Задача. Последнее время для создания уюта в
квартирах многие хозяйки используют живые растения,
приобретаемые в цветочных магазинах. Очень часто
растение, идеально выглядевшее в магазине, дома
становится неприглядным. Хозяйкам важно знать, что,
кроме подбора растений и дизайна квартиры, необходимо
уделять большое внимание цвету штор.
Какого цвета лучше выбрать шторы для затенения окна на
а) южной стороне квартиры?
б) северной стороне квартиры?
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Практические КОЗ:
в условии описана практическая ситуация, для
разрешения которой нужно применять не только
знания из разных предметных областей
(обязательно включающих изучаемую дисциплину),
но и приобретенные на практике, в повседневном
опыте. При этом недостаточно задать только
сюжетную фабулу, данные в такой задаче не
должны быть оторваны от реальности.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
• деятельностное задание;
• оно моделирует практическую, жизненную
ситуацию;
• оно строится на актуальном для учащихся
материале.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
СТРУКТУРА КОЗ:
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
мотивирует учащегося на выполнения
задания;
моделирует практическую, жизненную и др.
ситуации;
может нести функцию источника
информации при необходимости.
В качестве стимула может выступать
проблемная ситуация.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Стимул должен:
• быть кратким (не более трёх
предложений);
• НЕ отвлекать учащегося от
содержания задания;
• содержать личностное обращение.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Задачная формулировка - понимается
однозначно, четко соотносится с модельным
ответом/ шкалой, соответствует возрасту
обучающегося, интересна.
Задачная формулировка задает деятельность.
Задачная формулировка должна использовать
личностное обращение.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
ориентирует ученика на работу с
конкретным текстом, либо позволяет ему
обратиться к статьям в СМИ. Источник
информации содержит информацию,
необходимую для успешной деятельности
учащегося по выполнению задания. Кроме
текстовой информации могут быть
сведения в виде таблицы, графика, схемы,
даже музыки.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
• Необходим и достаточен для выполнения
заданной деятельности
• Интересен
• Соответствует возрасту учащихся
• На одном источнике (наборе источников)
может строиться несколько заданий.
• Учащийся не должен быть знаком с
источником до выполнения задания.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Инструментом проверки может быть:
• Ключ используется для тестовых заданий закрытого
типа.
• Модельный ответ – обычно используется для
открытых тестовых заданий с кратким ответом.
• Аналитическая шкала используется для открытых
тестовых заданий с развёрнутым ответом.
• Бланк наблюдений за групповой работой –
используется для оценки вклада каждого участника в
групповой продукт и эффективности деятельности
всей группы в целом.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Пример задания
в
Завтра
после
праздник.
эстафета. Ты
В конце учебного года в школе всегда проходит
уроков
спортивный
команде.
легкоатлетическая
Синоптики обещают теплую, солнечную погоду.
Недавно тебе подарили новую модную футболку. Она
яркая, с логотипом любимой спортивной команды, не
мнется, так как из синтетического материала. Какую
футболку ты выберешь для участия в соревнованиях
– новую или «обычную», белую, из хлопка? Для
воспользуйся
обоснования
предложенной информацией текста, графика №1,
таблицы «Показатели гигроскопичности тканей».
своего
выбора
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Вид ткани
Лен (100 %)
Скорость впитывания
воды
(менее 1 секунды)
Лен с синтетическими добавками (95
% лен, 5 % п/э)
Хлопок
Поликоттон (80 % хлопок 20 %
полиэстер)
Сорочечная ткань (35 % хлопок 65 %
полиэстер)
3 минуты
20 секунд
7 минут
более 10 минут
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Основными показателями физических свойств тканей являются их
гигроскопичность, намокаемость, водоупорность,
воздухопроницаемость, теплозащитные свойства,
пылепроницаемость. Эти свойства определяют гигиеничность
тканей и одежды из нее. Воздухопроницаемость свойство ткани
пропускать воздух и обеспечивать вентилируемость одежды.
Воздухопроницаемость тканей зависит от наличия пор.
Гигроскопичность это способность ткани впитывать влагу.
• В настоящее время более 50 % различных видов одежды
изготовляются из синтетических тканей или с примесью
синтетических волокон, и этот показатель имеет очевидную
тенденцию к увеличению. Синтетические ткани обладают многими
достоинствами механической прочностью, устойчивостью к
истиранию, к воздействию химических и биологических факторов,
антимикробными свойствами, эластичностью и др.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Пример задания
Солнце греет, помогает расслабиться, повышает
настроение. Но если переборщить, то последствия
будут плачевными, появятся неимоверно
болезненные ожоги. Ультрафиолетовые лучи
сушат кожу, способствуют разрушению её клеток,
регулирующих количество теплоты и причиняют
повреждения маленьким кожным кровеносным
капиллярам. Возникают покраснения,
болезненность. Появляются все те признаки,
которые мы называем понятием – солнечный ожог.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
1.Обожжённую поверхность смазать увлажняющим
кремом (кефиром, простоквашей). 2. Приложить к месту
ожога холодные примочки. 3. Если есть возможность,
примите холодный душ или ванну. 4. Здоровую кожу
вокруг ожога обработать раствором спирта или йода.
4. Наложить на обожженную поверхность стерильную
повязку. 5. Защитить кожу от воздействия источника
ожога. 6. Дать потерпевшему как можно больше
минеральной воды. 7. Напоить горячим чаем и уложить
в постель.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
У Вас дома есть
аквариум, и вы
задумались над
проблемой
загрязнения воды,
взвешенными,
органическими
остатками корма для
рыб. Вам предложили
в зоомагазине
поместить в аквариум
моллюска.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
какого моллюска и из какого класса необходимо поместить в
аквариум, и на каких особенностях жизнедеятельности
моллюска основан данный выбор. Как называются эти
организмы?
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Указано название моллюска 1 балл
указан класс – 1 балл
Дано название группы – 1 балл
Описан способ очистки воды 2 балла
максимальное количество баллов 5
Оценка:
5 баллов « 5»
4 балла « 4»
3 балла « 3»
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
В аквариум поселить
моллюска Беззубку.
Класса «Двустворчатые»,
потому что он, питаясь
взвешенными в воде
органическими
веществами,
профильтровывает воду,
очищая её. Эти
организмы называются
биофильтраторы.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел
радугу . Какого она цвета?
Оказывается солнечный свет тоже имеет цвет.
Область видимого света – те же самые цвета.
Главное значение лучей этого спектра –
фотосинтетическая активность.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине.
Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез.
Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща
воды поглощает лучи краснооранжевой части спектра.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Названы виды лучей, необходимые для
фотосинтеза 2 балла
Указано наличие красного пигмента – 2 балла
Указана поглощаемая часть спектра этим
пигментом – 1 балл
максимальное количество баллов – 5
Оценка:
5 баллов « 5»
4 балла « 4»
3 балла « 3»
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Модельный ответ
1.Для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и
синей части спектра.
2.В клетках багрянок содержится красный пигмент
(фикоэритрин), который поглощает лучи синей части спектра, их
энергия используется в процессе фотосинтеза.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Значение температуры состоит в непосредственном
ее влиянии на скорость и характер протекания
реакций обмена веществ в организмах. Поскольку
по мере удаления от экватора суточные и сезонные
колебания температур возрастают, растения и
животные, приспосабливаясь к ним, проявляют
различную потребность в тепле.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Названы группы животных по способности к
поддержанию температуры тела 2 балла
Распределение животных по группам – 1 балл
Объяснены приспособления, ослабляющие
вредное действие колебаний температуры на
организм – 2 балла
максимальное количество баллов – 5
Оценка:
5 баллов « 5»
4 балла « 4»
3 балла « 3»
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Кожа – это важнейший приемник информации от
окружающего нас мира. Кожа воспринимает
прикосновение и давление, тепло и холод и,
наконец, боль. В коже много рецепторов боли,
около 100 на 1 кв.см. Боль – это очень важный
сигнал тревоги для организма, сигнал мобилизации
на борьбу с опасностью. К болевым ощущениям
человек привыкнуть не может. А вот к
температурным воздействиям человек легко
привыкает.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Представьте себе, что вы несете очень дорогую
фарфоровую чашку с горячим чаем. Вам горячо, но вы
терпите и не выпускаете чашку из рук. Какие процессы
происходят в вашей нервной системе в это время?
Почему вы не выпускаете чашку из рук, несмотря на то,
что вам больно?
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
1. В основе нервной регуляции лежит
рефлекторный процесс.
2. Импульсы, несущие информацию о
возможном ожоге, тормозятся импульсами,
несущими информацию о том, что чашка
дорогая и ее нельзя разбивать.
2. Условнорефлекторная реакция тормозит
защитную безусловнорефлекторную
реакцию организма на боль.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как средство реализации компетентностной модели образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.