МБОУ ЛСОШ №1 имени П.А.Маркова
Доклад на РМО на тему: «Комплексный анализ текста»
(Распространение педагогического опыта)
Учитель Кулицкая А.А.
(высшая квалификационная категория)
п. Локоть 2018 г.
Комплексный
лингвистический анализ текста на уроках русского языка.
Работа над комплексным анализом текста на уроках русского языка необходима,
потому что учащихся предстоит сдавать экзамены в 9 и 11 классах в форме ГИА и
ЕГЭ как обязательные, а комплексный анализ текста можно считать первым шагом
на пути к выпускным испытаниям..
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость
Занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и
понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится
наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
Начинается работа над анализом текста в 5 классе. Здесь ребята вспоминают
общие сведения, полученные в начальной школе и учатся анализировать текст. С
каждым следующим учебным годом работа усложняется, и к выпускным экзаменам
ученик не испытывает затруднений при сдаче ЕГЭ.
Каждый учитель работу над анализом текста в разных классах проводит
по-своему.
Изучение темы «Текст» начинается уже в первой четверти 5 класса с
разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве . Ребята учатся
определять тему и основную мысль готового текста, соотносить тему и заголовок.
Со второй четверти вводится понятие – смысловой тип текста. Даётся понятие о
разновидностях текстов: повествование, описание, рассуждение. Мы говорим о том,
что каждому типу речи соответствует своя цель целями, собственная структура и
характерные языковые приметы, приводим примеры и смешанных текстов (
повествование + описание, рассуждение + описание и т. д.)Также в 5 классе
даётся общее понятие о стилях речи ( разговорном, научном, художественном) и их
характеристике. Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе знакомятся
со способами построения текста, учатся определять тему, идею, устанавливать
смысловые отношения между предложениями тексте, находить абзацы, определять
грамматические способы связи предложений в текстах разных типов (повествовании,
описании, рассуждении), получают представление о стилях речи. Кроме речеведческих
навыков пятиклассники знакомятся с разными видами разбора, получают основные
знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике , морфологии., запоминают
орфографические и пунктуационные правила. Всё это даёт возможность предложить в
качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.
Комплексный анализ на уроках.
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но
со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август., вприрод., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих
приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и
стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем
зазв..нятпр..щальныепоклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли.
Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней
поры.
Со..нцевыплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады
туманах.(По А. Марину.)
В 6 классе дети
получают представление о разговорном и книжном стилях речи, их отличии и сфере
употребления, знания о языковых особенностях официально-делового стиля речи. В
целях обучения комплексному анализу текста шестиклассникам могут быть
предложены карточки с заданиями,простыми для выполнения.
Комплексный
анализ на уроках.
Совет класса:
1.Стиль текста
2.Тип текста
3.Найдите и выпишите из текста синонимы:
4. Как вы
понимаете выражение акция милосердия?
5. Выпишите из текста слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова,
подберите к ним проверочные слова:
6. А какое поручение у вас в вашем классе? Расскажите о нем. В каком стиле вы
будете это делать?
В 7 классе вводится понятие о публицистическом стиле, его признаках и жанрах.
Ребята создают текст, написанный в публицистическом стиле – сочинение-рассуждение
на тему: « Люби и охраняй природу». Продолжается работа по карточкам.
Карточка с заданием.
Общение — это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто
совместное проведение времени.
Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми.
Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек
всегда3 найдет вдругом хорошие качества, которые делают его
интересным. Это не просто — открыть изюминку5 в каждом нашем знакомом3,
но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы
каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше3 лишить человека
пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает6
признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души,
нет светлее5 ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее —
отличный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте3 щедры на похвалу,
высоко оценивайте истинные
достоинства людей!
(А. Кочетов)
Воспитание себя,
культура общения, нормы взаимоотношений, хорошие качества, выразить уважение,
проявить внимание, ценить людей, предполагать признание, истинные достоинства.
После изучения темы может быть предложена работа по выполнению комплексного
анализа текста.
Комплексный анализ на уроках.
Назовите деепричастия. Назовите глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы. Определите лексические значения деепричастий. Спишите, обозначая части слов, в которые вставляли пропущенные буквы
Еще вчера, на
со..нце млея
Последним лес др..жал листом,
И оз..мь пышно зеленея
Л..жала бархатн..м к..вром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и снега
Себе н.. (в) чем (не) изменяла
--(Не) поб..димая сосна.
Сегодня вдруг и..чезло лето
Бело, безжизненно кругом
Земля и небо — все одето
Каким (то) тускл..м сер..бром.
(А. Фет.)
Программа по
русскому языку в 7 классе позволяет выделить большее количество уроков на
повторение пройденного.Поэтому в четвёртой четверти 7 класса можно проводить
серию уроков по закреплению речеведческих знаний и умений:
1.Текст. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста.
3. Смысловой тип текста – описание.
4. Смысловой тип текста – рассуждение.
5.Стили литературного 2.Смысловой тип текста – повествование.
языка. Разговорный стиль.
6.Официально – деловой стиль.
7.Научный стиль.
8.Публицистический стиль.
9 Художественный стиль.
10.Культура речи.
Можно на данных уроках иметь специальные тетради, делая в них опорные
записи по каждой теме. Для домашнего задания можно предложить семиклассникам
привести примеры текстов соответствующего типа и стиля речи.
В 8 классе мы расширяются знания по анализу текста , так как вводится понятие
о видах связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
В 8 классе не остается времени для
работы по карточкам, и комплексный анализ текста предлагается в качестве
итогового контроля.
Комплексный анализ на уроках.
Искусство живописи пр..шло на Русь из Византии (в) месте с христианской
религией. Первые иконы были пр..везен..ы готовыми. Это бес.порно. В числе их
икона «Владимирская Божья матерь» хранящаяся ныне в Третьяковской галере.. . Писал
ее, по преданию или по л..генде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону
пр..везли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые
храмы. Пр..везен..ые иконы можно было размножить для все новых и новых церквей
развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые
учителя, тем более они нужны были для п..сания фресок.
Ж..сткая, суровая, аскетическая м..нера письма постепен..о см..гчалась и, можно
сказать, очеловечивалась русскими мастерами. (В) место сухого канона и догмы
появилось живое чу..ство (не) посредствен..ости, первородство восприятия,
радость открытия, торжество умения.
После Куликовской битвы к этому присоединилось так (же) могуч.. чу..ство
самос..знания.
1. Озаглавьте текст.
2.Докажите, что это текст.
3.
Тема текста
4. Основная мысль текста
5. Стиль текста (докажите свое мнение).
6. Тип текста (докажите свое мнение).
7.Расставьте всего два недостающих знака
препинания. Вставь
те, где нужно, пропущенные буквы.
8.Произведите фонетический разбор слова ее;
9.
Определите лексическое значение слов: фреска, аскетический
10. Докажите, являются ли слова догма и канон синонимами.
Определите лексическое значение данных слов.
11. Выпишите из текста слова с приставкой при- , объясните условие
выбора данной орфограммы.
12. Найдите в тексте краткое причастие и произведите его морфологический
разбор.
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
В 9 классе
готовлю ребят к выпускному экзамену по русскому языку. ГИА предполагает изложение,
тестовую работу и сочинение, а устный экзамен – комплексный анализ текста в
качестве ответа на второй вопрос билета. В качестве подготовки провожу работу
над комплексным анализом текста.
Комплексный анализ на уроках.
В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или
река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался
найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню
называют Сосновка Осиновка Дубовка Березовка. Тут все ясно, да (же) если
сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть ел..жнее задача.
Село Орлове Я родился, в этом селе и конечно где (то) лет в десять
задаваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец
с которым под..лился своим открытием сказал что (н..) когда селом правил барин
Орлов. С возр.хтоминт..рес к такого рода исследованиям (не) проп..дает. Я с
жадностью читал и расспрашивал обо всем что к.халось села. Я обнаружил что
(н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным.
Почему городок назывался Орловым так и (не) удалось док..паться.
Иногда (не) надо много усилий что (бы) докупаться до смысла названий. Но за
годы поездок у меня в зап..снойкнижк.. скопилось много любопытных названий.
(По В. Пескову.)
1и 2
1и 3
14. Выпишите из
текста выделенное предложение и сделайте
его синтаксический разбор.
15.Найдите в тексте
сложноподчиненные предложения с при
даточными изъяснительными и определительными и графи
чески обозначьте их.
16.Кратко
расскажите о том, что вам известно о тайне на
звания своего города (села).
Для комплексного лингвистического анализа текста на экзамене можно предложить
следующие вопросы и тексты.
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст
2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность).
3. Определите тему текста.
4. Определите его основную мысль.
5. Определите стиль текста.
6. Определите тип речи текста.
7. Выполните лексический анализ текста:
а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов
(двух-трёх по выбору);
б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в
переносном значении, синонимы и антонимы;
в) определите специфические особенности лексики.
8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки
препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.
9. Выполните указанные виды разбора.
Текст №1
С чего нач..нается переводчик? Что значит способность восприн..мать чужую
жизнь, как свою, обмениват(?)ся не только языками — жизнями?.. Нации народы
«языцы» тянутся друг к другу как двое королевских детей из неме..кой народной
ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных берегах глубокой реки изнывая от
невозможности пре..долетьразделяющ..е их пространство. Королевич бросился вплавь
когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...
Может быть
переводчики лодочники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан
вобрать в себя культуру мысль опыт ст..летий и он же должен себя самого —
маленькое свое, частное, сформирова(н,нн)ое временем человеческое «я» — как
бы отдать вечности (не) пр..рывному потоку времени.
(Л. Гинзбург.)
Текст №2
В м..нуту ж..зни трудную
Т..снится (ль) в сер(?)це грусть :
Одну м..литву ч..дную
Тв..ржу я (на) изусть.
Есть сила бл..годатная
В созвуч(?)е слов ж..вых,
И дыш..т (не) понятная,
Св..тая прелесть в них.
С
душ., как бремя скатится,
Сомненье д..леко —
И верит(?)ся, и плачет(?)ся,
И так легко легко...
(М. Лермонтов.)
Текст №3
Директору
Управления информационных технологий
Иванову А. И.
программиста Леонтьева В. В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м,мм)ирования нуждается в
приобретени.. совреме(н, нн)ого оборудования для расширения возможностей
использования новейших комп..ют..рных программ позволяющих оф..рмлять д..кументацию
в соответстви.. с последними н..рмативами.
Прошу разрешить пр..обр..тение л..зерногопр..нтераск..нерамультим..дийного
комп..ют..ра.
6 октября 2000 г. Леонтьев
Текст №4
Еще в Древней Руси существовала д..ловая переписка. Об этом свидетельствуют
берестя(н, нн)ые грамоты найде(н, нн)ые при раскопках; древнейшие из них
относятся к IX веку.
С распростр..нением письме(н,нн)ости (к XIV—XV векам) содержание деловых бумаг
становится все более разно..бразным. Деловые документы используются как в
деятельности государства так и в жизни отдельных людей. До наших дней
сохр..нились духовные и договорные грамоты то есть няжеские завещания и акты,
которые уст..навливали взаимоотношения между князьями отношения Москвы с
Тверью и Рязанью. В то время были уз..конены ч..лобитные такой формы: «Царю,
государю и великому князю Михаилу Федоровичу (упоминались все титулы того,
кому подавалась ч..лобитная затем имя просителя, который нарочито прин..жал
себя) бьет ч..лом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего изл..гались дело
и сод..ржание про..ьбы).
(По Д. Розенталю.)
Текст
№5
Здорово добрые моло..цы
Здра(?)ствуй дедушка
Куда это вы путь держ..те
Ед..м мы с поганым Чудом-юдом бит(?)сяср..жаться родную землю защ..щать
Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки а мечи булатные.
А где же их достать дедушка
А я вас научу. Поезжайте (ка) вы добрые моло..цы все прямо. Доед..те вы до
высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завал..н.
Отв..лите камень войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
(Из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)
Текст
№6
Центральной грамматической ед..ницей синтаксиса является простое
предложение. Это определяется тем что простое предложение представляет
собой эл..м..нтарнуюпр..дназначе(н,нн)ую для передачи относительно законченной
информации ед..ницу обладающую такими языковыми свойствами которые делают
возможным отнесение сообща..мого в тот или иной време(н, нн)ой план. Кроме
того простое предложение это основная ед..ница уча(?)ствующая в формировании
сложного предложения а также любого развернутого текста. Простое предложение
является тем построением в котором прежде всего находят свое конструктивное
применение словосочетание и форма слова.
Простое предложение имеет свои собстве(н,нн)ые грамматические характеристики.
Оно образуется по сп..циальному грамматическому образцу обладает своими
языковыми значениями формальными характеристиками интонацио(н,нн)ой
оформленностью а также способностью к изменениям — как собстве(н,нн)о
формальным так и связа(н,нн)ым с выполнением одним и тем же предложением разных
задач общения.
(Из «Краткой русской грамматики», 1989 г.)
Текст
№7
Я в..звр..щался с охоты и шел по а(л,лл)ее сада. С..бакаб..жала (в) пер..ди
меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала краст(?)ся как бы зачуяв перед собой
дичь.
Я глянул (в)доль а(л,лл)еи и увид..л молодого вороб(?)я с желтизной около клюва
и пухом на голове. Он упал из гн..зда (ветер сильно качал березы а(л, лл)еи) и
с..дел (не) подвижно бе..помощ(?)но ра..топырив едва прор..ставшие крылышки.
Моя собака медле(н,нн)о пр..бл..жалась к нему, как вдруг, с..рвавшись с
бли..кого дерева, старый ч..рногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой
— и весь вз(?)ероше(н,нн)ыйискаже(н,нн)ый с отчая(н,нн)ым и жалким писком
прыгнул два раза в направлени.. зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать он заслонил свое дет..ще... но все его мал..нькое тело
тр..петало от ужаса, голосок од..чал и охрип он зам..рал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все (таки) он не
мог усидеть на своей высокой б..зопас(?)ной ветке. Сила сильнее его воли
сбросила его (от)туда.
Мой Трезор остановился попятился... Видно и он пр..знал эту силу.
Я посп..шил отозвать смуще(н,нн)ого пса — и удалился благоговея...
(И. Тургенев.)
Задания для комплексного анализа текста в 10-11 классах составляются с
учётом требований к ЕГЭ по русскому языку.
Задание1
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А
нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств,
понятий.
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин для большинства старомодный,
непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное
лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь
дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений
нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному
сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что
чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить,
приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного
милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив
милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое
измерение этого чувства...
Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие
проявило у людей самые добрые.горячие чувства, люди вызывались помогать и
помогали - деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного
милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали
погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения - аварийные ситуации. Куда чаще
милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к
человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть,
требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю,
что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если
это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)
Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение
к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией Д Гранина?
Оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых
выразительных средства. Приведите примеры из текста.
Рекомендации.
Желательно,
чтобы в сочинении-рецензии были отражены следующие мысли:
- милосердие - это не жалость, а готовность помочь нуждающемуся из
сострадания, человеколюбия;
-
воспитание гуманного отношения к живому - настоятельная необходимость в наши
дни;
- художественная классическая литература играет большую
роль в формировании чувства сострадания; особенно сильно тема гуманности и
милосердия звучит в произведениях, посвященных военной поре;
- были отмечены 2-3 средства выразительности (синонимы, слова с
переносным значением, вопросительные предложения, лексические повторы,
противопоставление) и приведены примеры.
Желательный объем сочинения - не менее 150 слов.
Задание 2
(1) Ак..ред..тивы я пол..жил в чемодан. (2) Чемоданы складывались (на) против
дверцы. (3) Дальше хвостовое отделение было забито (не) извес.ным мне грузом в
мешках и ящиках. (4) (В) прочем ящиков возможно и (не) было просто у меня
осталось такое впечатление что их там было вид..мо (не) видимо. (5) Мы
взлетели и минут через двадцать я уб..дился что погода и в самом деле (не)
летная. (6) Примерно через час после вылета я заметил что мой чемодан который я
оставил в вертикальном пол..жени., лежит в лежку словно он уже заболел морской
болезнью. (7) Я его пр..поднялвстр..хнул для бодрости и поставил рядом с
другими наиболее устойчивыми чемоданами. (8) Тут я заметил что в этом лежбище
чемоданов (н..) мало экземпляров (не) отличаемых от моего. (9) Мне подумалось
что такое сходство к добру (не) приведет. (10) В к..рмане у меня ок..зался
химический карандаш я пригнулся над моим чемоданом и густо закрасил его верхнюю
плоскость возле ручки. (11) Получилось довольно (таки) симпатичное п..тно с
(голуб..вато) зеленым отливом напоминающее ..бстрактный рисунок. (12) Когда я
р..з..гнулся взгляд мой встретился со взглядом п..с..ажира который сурово
следил за моими действиями.
(
По Ф. Искандеру)
1. Озаглавьте текст.
2Докажите, что это текст.
3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
4.Определите тип текста (докажите свое мнение).
5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
6.Определите,
какое средство (однокоренные слова, синонимы,
повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений:
1 и 2 6 и 7
7. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
8.
Из шестого предложения выпишите слово, в котором буква з обозначает звук
[с], и произведите его фонетический разбор.
9. Укажите правильное объяснение написания не с выделенным
словом в восьмом предложении.
10.Определите,
каким способом образовано слово плоскость.
Произведите его морфемный разбор.
11.Из третьего предложения выпишите все словосочетания, укажите тип связи в них.
12.Из одиннадцатого предложения выпишите причастие и произведите его морфологический разбор.
13.Укажите номера предложений, в которых
есть придаточное
определительное.
14.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми.
15.Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Элементы комплексного лингвистического анализа текста можно использовать и на уроках литературы, выполняя анализ эпизода, главы, лирического произведения.
Литература:
1.А.Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192с. – (Домашний репетитор:Подготовка к ЕГЭ).
2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы: Учеб.пособие для учащихся
/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е
изд. – М.: Просвещение, 1988 – 288с.
3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11
кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд. –
М.: Просвещение, 2003. – 350 с.
4.
Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И. и др. ЕГЭ. Репетитор. Русский
язык.
5.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ
Сфера, 2005 – 96с.
6.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ
Сфера, 2005 – 96с.
7.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ
Сфера, 2006 – 112с.
8.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ
Сфера, 2006 – 112с.
9.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ
Сфера 2007
10.
Пащук Н. От анализа текста – к сочинению. Литература. Научно-методическая
газета для учителей словесности. №17-23. 2007.
11.
Русский язык. 9 кл.: сборник текстов для проведения устного экзамена по
русскому языку за курс основной школы / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – 7-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.