Комплекс дикционных упражнений, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Своя атмосфера" для обучающихся 5-11 классов
Оценка 4.9

Комплекс дикционных упражнений, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Своя атмосфера" для обучающихся 5-11 классов

Оценка 4.9
pdf
21.03.2023
Комплекс  дикционных упражнений, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Своя атмосфера" для обучающихся 5-11 классов
Комплекс дикционных упражнений .pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дом Детского Творчества»

 

 

            РАССМОТРЕНО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Заседанием МС МБУ ДО «ДДТ»      Приказ № 152-0  Протокол № 5 от 18. 11.  2022 г.          От 18. 11.  2022г.

          Зам. директора по НМР  С. В. Синицына                                      Директор МБУ ДО «ДДТ» 

 Е. В. Агафонова 

  

 

 

Комплекс дикционных упражнений,  в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Своя атмосфера»

для обучающихся 5-11 классов

  

 

 

 

                    

                                                                                                                                    Составил: 

Лискович Юлия Васильевна

педагог дополнительного образования

 

 

 

Вихоревка, 2022г.

 

Комплекс дикционных упражнений, 

в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Своя атмосфера» для обучающихся 5-11 классов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

       

Актуальность. Много детей и подростков занимаются в своё свободное время в театральных студиях и хотят выступать на сцене, даже не подозревая о том, что у них есть проблемы с речью. У кого-то вялая артикуляция, кто-то не договаривает окончания слов, иные проглатывают буквы в середине слова, другие шепелявят, кто-то заменяет один звук другим, многие делают все слова ударными в произношении, у кого просто слабое дыхание.

Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи.

Адресат. Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования; педагогов социально-педагогической и художественной направленности; детей и подростков, обучающихся в театральных студиях и всех, кто хочет улучшить свои навыки сценической речи.

Цель методической разработки: помочь освободиться от дикционных недостатков. Задачи методической разработки:

       исправить недостатки звукопроизношения;

       улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения;         поделиться методическими разработками с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Звуковые полоски – Согласный  + И-Э-А-О-У-Ы  

            Би-бэ-ба-бо-бу-бы                                                     Ми-мэ-ма-мо-му-мы

            Ви-вэ-ва-во-ву-вы                                                     Ни-нэ-на-но-ну-ны

            Ги-гэ-га-го-гу-гы                                                      Пи-пэ-па-по-пу-пы

            Ди-дэ-да-до-ду-ды                                                    Ри-рэ-ра-ро-ру-ры

            Би-бэ-ба-бо-бу-бы                                                    Си-сэ-са-со-су-сы

            Ви-вэ-ва-во-ву-вы                                                     Ти-тэ-та-то-ту-ты

            Ги-гэ-га-го-гу-гы                                                       Фи-фэ-фа-фо-фу-фы

            Ди-дэ-да-до-ду-ды                                                    Хи-хэ-ха-хо-ху-хы

            Жи-жэ-жа-жо-жу-жы                                               Ци-цэ-ца-цо-цу-цы

            Зи-зэ-за-зо-зу-зы                                                       Чи-чэ-ча-чо-чу-чы

            Ки-кэ-ка-ко-ку-кы                                                     Ши-шэ-ша-шо-шу-шы

            Ли-лэ-ла-ло-лу-лы                                                     Щи-щэ-ща-що-щу-щы

 

Согласный + И-Е-Я-Ё-Ю-И 

 

            Би-бе-бя-бё-бю-би                                                    Пи-пе-пя-пё-пю-пи

            Ви-ве-вя-вё-вю-ви                                                     Ри-ре-ря-рё-рю-ри

            Ги-ге-гя-гё-гю-ги                                                      Си-се-ся-сё-сю-си

            Ди-де-дя-дё-дю-ди                                                    Ти-те-тя-тё-тю-ти

            Жи-же-жя-жё-жю-жи                                                Фи-фе-фя-фё-фю-фи

            Зи-зе-зя-зё-зю-зи                                                       Хи-хе-хя-хё-хю-хи

            Ки-ке-кя-кё-кю-ки                                                    Ци-це-ця-цё-цю-ци

            Ли-ле-ля-лё-лю-ли                                                    Чи-че-чя-чё-чю-чи

            Ми-ме-мя-мё-мю-ми                                                 Ши-ше-шя-шё-шю-ши

            Ни-не-ня-нё-ню-ни                                                    Щи-ще-щя-щё-щю-щи

 

1.      Сначала следует произносить по одной звуковой полоске с добором воздуха после каждой строчки, далее все строчки подряд на одном дыхании и без добора воздуха.

2.      Произносим звуковые полоски, каждый раз делая ударение на новый слог.

3.      Произносим каждый слог, как будто мяч отпрыгивает от пола, т.е. на каждом слоге добор воздуха.

2.      Произносим каждую звуковую полоску на одном дыхании, словно задуваем свечу.

3.      Произносим все звуковые полоски с актерскими задачами, желательно использовать глаголы действия, но можно и глаголы чувства, главное представить конкретную ситуацию в своей голове, когда выражаешь то или иное действие или чувство.

Актерские задачи, с которыми можно произносить звуковые полоски и скороговорки:

       спрашивать

       утверждать

       возмущаться

       радоваться

       негодовать

       гневаться

       отчаиваться

       восхищаться

       хвалить

              бранить             жалеть

              просить

              упрекать

              ругать

              утешать

              прогонять

              приглашать

              отказывать

       объяснять                  требовать

       сплетничать              угрожать

       убеждать                   приласкать

       признаваться в любви                     ударять

       предупреждать об опасности

 

2.  Скороговорки с актёрскими задачами

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы, выполняя актёрские задачи (варианты даны выше):

      От топота копыт пыль по полю летит.

      Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

      Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

      С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты поп галок попугай, попугая не пугай.

      Водовоз вёз воду из-под водопровода.

      Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену.

      У Фили пили. Филю же побили. У Фили были.

      Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

      Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу, да про подкрупки. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

      Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

      У осы не усы, не усищи, а усики.

      Рыла свинья тупорыла, белорыла, пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

      На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вдоль двора, дрова вширь двора не вместит двор дров; дрова выдворить!

      Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

      Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

      Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

      Наша река широка, как Ока. Как, как Ока? Так, как Ока, широка наша река. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

      Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.

      В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто.

      На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

      Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

      Около кола колокола. Около ворот коловорот.

      Около ямы три хвои валя. На хвою встану, хвою достану.

      Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.

      Ткач ткёт ткани на платки Тане.

      Топоры остры до поры, до поры остры топоры, до времени.

      Жил жук по имени Жак. Шил жук жёлтый пиджак, маме пижаму, жене жакет, сынишке тужурку, дочке жилет, внучке-Жучке кожаные брючки, жабе жабо, а себе ничего.

      На мели мы налима ловили. Для меня вы ловили линя.

      Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

Самая длинная скороговорка

 

Повторяйте каждый день это упражнение для дикции (читать вслух). Если каждый день вы будете проговаривать это упражнение 1-5 раз, то через две недели вы заметите ошеломительные результаты.

 

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал  дорапортовывал да так заропортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара – к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы

Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два - дровокола–дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыплёнок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, Саша на шоссе саше нашёл; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки – вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпонарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к лавру на Фрола Лавру наврёт, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у  ежа – ежата, у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,  о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ви-вэ-ва-во-ву-вы

Ви-вэ-ва-во-ву-вы

Скороговорки с актёрскими задачами

Скороговорки с актёрскими задачами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023