Составьте комплекс упражнений для работы с дошкольником:
1) на развитие мимической моторики
2) на развитие артикуляционной моторики
3) на развитие мелкой моторики
4) на развитие просодической стороны речи
1) На развитие мимической моторики
Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния, развитие умения по мимике окружающих распознавать эмоции.
1. Закрывать и открывать глаза без напряжения. Лицо не подвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет (до 5, а потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы закроем крепко глазки
И во сне увидим сказки.
Побываем на луне
И поедем на слоне.
2. Раздувать ноздри – «Мы нюхаем». Втягиваем ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при вдохе не поднимаются. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы увидели пион,
Как чудесно пахнет он!
Воздух носом втянем дружно,
Нам цветок понюхать нужно.
3. Учимся быстро-быстро моргать. Лицо при этом спокойно. Повторяем упражнение 3-5 раз.
По дорожке шла коала,
Эвкалипта лист жевала.
Замечталась и упала,
Часто-часто заморгала.
4. «Мы подмигиваем». Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Как хитрющий рыжий кот,
Поморгаем мы. Вот! Вот!
Левый глаз! Правый глаз!
Получается у нас!
5. «Мы умеем удивляться». Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
В зоопарке побывали,
Крокодила увидали.
Он зубастый! Так и знай!
Брови выше поднимай!
6. «Мы умеем сердиться». Хмурим брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Следить, чтобы губы не участвовали в движении. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Не хотела каши Маша,
Рассердилась мама наша,
Брови хмурила вот так.
Каша – это не пустяк!
7. Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Капризуля наша Люба,
Как карась надула губы!
Говорит карась большой:
- Дуться так не хорошо!
8. Учимся поджимать губы. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Рассердилась наша Люба
И теперь поджала губы!
Ну и ну! Моя подружка
Так похожа на лягушку.
9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мишка очень любит мед,
В улей он залез. И вот –
Словно флюс щека у мишки,
И испачканы штанишки.
10. «Худышки».
Учимся втягивать щеки. Повторяем упражнение 3-5 раз.
На ветвях висит мартышка.
Не мартышка, а худышка!
Не хватает ей продуктов –
Сладких, сочных, спелых фруктов.
11. Учимся двигать кончиком носа. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Одуванчик кот сорвал,
От пыльцы весь желтым стал.
Даже в нос пыльца попала,
И в носу защекотало.
12. Улыбнуться уголком рта.
Сначала улыбнуться одним уголком рта. Стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо; затем улыбнуться другим уголком.
2) На развитие артикуляционной моторики
1. «Улыбка» («Заборчик»)
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны —
От краёв и до десны.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
2. «Хоботок» («Трубочка»)
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботком» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: У – у – у…
Цель:
Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.
3. «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель:
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Обратите внимание!
1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.
2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.
4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» - «Домик открывается»
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель:
Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание:
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Обратите внимание!
1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.
2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперёд?» —
Удивляется народ.
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Обратите внимание!
1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.
2. Двигается только язык.
6. «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель:
Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только нижняя губа.
2. Верхнюю губу, если она двигается, следует придержать пальцем.
3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.
7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель:
Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность, укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только верхняя губа.
2. Если двигается нижняя губа, то её можно слегка придержать пальцем.
3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом вepxняя губа поднимается и открываются верхние зубы.
8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель:
Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание:
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то следует вернуться к упражнениям «Лягушка» (№ 6) и «Зайчик» (№ 7).
9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык —
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка: —
Эй, какая там погодка?
Цель:
Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укорочении).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы неподвижны.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель:
Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.
Описание:
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.
Обратите внимание!
1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).
2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.
11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык —
Из зеркала смотрит
мартышкин двойник.
Цель: Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание!
Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.
12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык —
Бульдог уступать никому не привык.
Цель:
Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.
13. «Прятки»
(Чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог —
Всех покажет язычок.
Цель:
Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).
Описание:
Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» (№ 11 и 12).
Обратите внимание!
Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных движений (не морщите нос, не хмурьтесь).
14. «Хомяк»
Языком давить стараюсь,
В щёку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель:
Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
Описание:
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Обратите внимание!
1. Рот закрыт.
2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно:
а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку;
б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.
15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп —
Ходит кругом возле губ.
Цель:
Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.
Описание:
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Обратите внимание!
1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить
упражнение: «Обезьянка» (№ 11), «Бульдог» (№ 12), «Прятки» (№ 13), «Хомяк» (№ 14).
2. Можно помочь ребёнку, очертив соской круг с внутренней стороны щёк и губ.
3. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.
3) На развитие мелкой моторики
Упражнение № 1 «Ладошка – замри!»
Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
Упражнение № 2 «Привет - пока!»
Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
Игра № 3 «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила: можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
все пальцы должны участвовать;
нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
Игра №4 «Клад»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.
Материал: Рисунок 1 (см ниже)
Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.
Правило:
участвуют все пальцы;
палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.
Игра №5 «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.
Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
Игра №6 «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Упражнение №7 «Скворечник»
Цель: упражнение ладоней.
Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
Упражнение №8 «Стул»
Цель: развитие динамической координации, чередование движения.
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Упражнение №9 «Стол»
Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Упражнение №10 «Барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.
Упражнение №11 «Усложненный барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.
Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.
Упражнение №12 «Плоскогубцы»
Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).
Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.
Упражнение №13 «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Красный-красный мухомор (соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба).
- Белых крапинок узор (одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
- Ты красивый, но не рвём! (погрозили пальчиком.)
- И в корзинку не берём! (прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Упражнение №14 «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Вышла осень погулять, («идём» указательным и средним пальцами одной руки).
- Стала листья собирать (одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).
Упражнение №15 «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Здравствуй, лес, (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
- Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Упражнение №16 «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Я – зелёная капуста, (руки перед собой образуют круг.)
- Без меня в кастрюле пусто. (наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
- Листья снимете с меня, (разводим руки в стороны.)
- И останусь только я!
Упражнение №17 «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Жёлтый-жёлтый наш лимон, (одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
- Кислым соком брызжет он. (пальцы резко разводим в стороны.)
- В чай его положим (соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
- Вместе с жёлтой кожей (пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Упражнение №18 «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- В огороде много гряд, (сжимают и разжимают пальцы.)
- Тут и репа, и салат, загибают пальцы поочерёдно.)
- Тут и свёкла, и горох,
- А картофель разве плох?
- Наш зелёный огород (хлопают в ладоши.)
- Нас прокормит целый год.
Упражнение №19 «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ход игры:
- Я надену сапоги, (показываем на ноги, туловище, голову.)
- Курточку и шапку.
- И на руку каждую (одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
- Натяну перчатку. (смена рук.)
4) На развитие просодической стороны речи Игры и упражнения
1. «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог
показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок
встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял
прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не
надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
2. «Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого
прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать
тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
3. «Осенние листья»
Цель:
обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
–
Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный.
Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их
внимание на то, какое шуршание издают листья.
4. «Снег идёт!»
Цель:
формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
–
Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на
снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все дети поднимают
вату, и игра повторяется снова.
5. «Одуванчик»
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход
игры: игру проводят на воздухе — на полянке, где растут одуванчики. Взрослый
предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их.
Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки.
После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки
слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз.
Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной
пушинки.
Также можно организовать игру «Дед или баба?»:
– Давайте поиграем в игру «Дед или баба?» Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове – то получилась бабушка. Выигрывает тот, у кого получился дед!
6. «Вертушка»
Цель:
развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Игра
может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
7. «Песня ветра»
Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры: подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
8. «Летите, птички!»
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
9. «Катись, карандаш!»
Цель:
развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка
положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш,
чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку
подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном
конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая
друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
10. «Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход
игры: с шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру).
Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и
положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг
друга, по разные стороны шарика на линии.
– Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А
тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно
сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
11. «Воздушный шарик»
Цель:
развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так,
чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх.
Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не
опускался на пол.
–
Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар
привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась
длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или
небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до
шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось
послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при
помощи ленточки или веревки).
12. «Плыви, кораблик!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный
кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные
кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает
подуть ребенку.
–
Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой
сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного
города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя
воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и
направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
13. «Уточки»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или
пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку
утку с утятами и предлагает поиграть.
–
Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
– Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем
утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В
этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только
сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
14. «Бульки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование:
стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: в стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку
и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность.
Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если
дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается
целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие
дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают,
что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше
использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть
через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать
выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или
перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки –
прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос.
В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть
снова.
15. «Расти, пена!»
Цель:
развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость
для мытья посуды.
Ход
игры: эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть
через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку).
Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и
подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако
переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет
много, можно подуть на нее.
– Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь
помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось!
Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать – дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.
16. «День рождения»
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.
– У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно, направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
17. «Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
18. «Мыльные пузыри»
Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей,
трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая
бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.
19. «Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
20. «Подуй в дудочку!»
Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели,
рожки, губные гармошки.
Ход игры: перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах – одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
–
Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите,
правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в
раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен
выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.