Комплекс упражнений по сценической речи для Школьных театров
Оценка 4.6

Комплекс упражнений по сценической речи для Школьных театров

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
другое
1 кл—2 кл
01.05.2023
Комплекс упражнений по сценической речи для Школьных театров
Разработка упражнений для развития речевого аппарата и свободы дыхания (1 год обучения). Знакомство со способами тренировки артикуляции
сцена речи.docx

 

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ПО  ОСНОВАМ  СЦЕНИЧЕСКОЙ  РЕЧИ

 

Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.

Данное занятие разработано для детей первого года обучения в Школьной театральной студии. 

 

Цель: развитие речевого аппарата и свободы дыхания.

 

Задачи:

 

- обучать внятному произношению слов, четкой дикции;

- познакомить с разными способами дыхания;

- развивать слуховое внимание, действуя в заданных обстоятельствах и удерживая задачу педагога.

 

Предполагаемый результат: формирование знаний о способах тренировки  артикуляции.

 

Ход занятия

 

Структура выполнения упражнений: показ – просмотр – корректировка.

 

1.     Разогрев мышц (напряжение – расслабление)

Во время всех упражнений нельзя крутиться, скрещивать руки-ноги и разговаривать. Учим детей сосредотачиваться на ощущениях в мышцах.

 

- Мы сегодня совершаем путешествие на инопланетном корабле в Солнечной системе. Займите свои места, пожалуйста. Полетели…(можно включить негромкую мелодию)

(дети садятся на стул, ноги на полу, расслаблены)

 

- К нашему кораблю приближается метеорит, надо срочно нажать на педали тормоза, чтобы избежать столкновения.

(вдавить ступни в пол, напрягая мышцы ног и бедер)

 

- Метеорит пролетел мимо, можно расслабиться.

Повторить 3 раза чередуя напряжение-расслабление.

 

- Наконец, мы приближаемся к планете. Обопритесь спиной к сидению и вытяните вперед ноги (поднять), носки на себя. При поворотах мы будем напрягать ноги и бедра, чтобы удержаться в кресле.

 

- Поворот (напряжение) – полетели дальше (расслабились).

Повторить 3 раза чередуя напряжение-расслабление. Музыку отключить.

 

2.     Упражнения на дыхание

Учитывая возраст, даем основы правильного дыхания через образы, понятные детям. Учим дышать, не поднимая плечи.

 

- Итак, мы приземлились на новую планету и начинаем с ней знакомиться. Пытаемся осторожно понюхать воздух носом (3 коротких вдоха носом, выдох длинный ртом). Повторить 3 раза.

 

- От удовольствия вы закрываете глаза и смело втягиваете носом воздух и расслабленно выдыхаете (вдох длинный носом, выдох длинный ртом).

Повторить 3 раза.

⃰ Добавить эмоцию удовольствия, расслабляя рот.

 

- И вдруг мимо что-то пролетело, вы удивлены и стараетесь не спугнуть это существо (перышко). Вдыхаете носом воздух, а выдыхаете так осторожно, чтобы перышко не улетело (раздать детям перышки и дышать «на них», держа около рта, стараясь не пошевелить волоски).

Повторить 3 раза.

 

3.     Работа над артикуляцией и дикцией.

Структура выполнения речевой разминки: звук – слог – чистоговорка.

 

Учим детей концентрировать внимание на речевом аппарате. Начинать медленно, не используя жестикуляцию и увеличивать темп произношения со временем.

 

- Вам так понравилась новая планета, что вы стали друг с другом делиться впечатлениями, издавая звуки только губами «пррр» (дети поворачиваются по очереди к соседям и работают губами, сначала отрывисто, потом звук удлиняется)

⃰  Обращаем внимание на снятие мышечного зажима.

 

- Вдруг вы заметили девочку и стали ей улыбаться, широко растягивая уголки губ (фиксировать на несколько секунд – расслаблять).

 

- Вы попытались с ней познакомиться, но умеете выговаривать только 3 звука: В-Д-Л (дети повторяют несколько раз, четко произнося отрывистые твердые звуки в связке).

Стоит обратить внимание на положение языка, губ и зубов. Упражнение выполнять до четкого произношения (можно разделить по группам: мальчики/девочки, темные/светлые волосы, по цвету обуви и т.д.)

 

- Но девочка ничего не поняла и вы…, расстроились…, удивились…(дети добавляют интонации, продолжая произносить четкие звуки)

- Девочка сказала, что ее зовут ЛИДИЯ, и вы обрадовались…

Чистоговорка:

ВИ ДЕ ЛИ    ЛИ ДИ Ю ?

ЛИ ДИ Ю    ВИ ДЕ ЛИ !

(дети работают в парах, произнося четко и отрывисто вопрос-ответ)

⃰ Стоит обратить внимание на смысловую функцию - изменение интонации. Можно менять пары, либо громкость для усложнения задания, либо увеличивать темп произношения со временем.

 

- Вы подружились и Лидия научила всех читать.

⃰ Можно использовать любое известное стихотворение, например: «Идет бычок качается…»

 

- Сначала вы читали как роботы… (дети рассказывают стихотворение, меняя тембр и силу голоса),

- Потом от радости делились секретом… (дети рассказывают стихотворение, меняя громкость и интонацию)

Далее предлагать свои варианты, в зависимости от поставленных задач.

 

4.     Рефлексия

- На прощание оставьте Лидии на память свои фотографии. Нарисуйте смайлик и выразите ту эмоцию, которая у вас осталась от сегодняшнего занятия.

⃰ Можно оформить плакат, где дети будут оставлять свои впечатления. Использовать его для оформления.

 

Литература

 

1.    Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.-94с.

2.       Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.-191с.

3.  Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - С.: СГАКИ, 2009.-24с.


 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО

Поворот (напряжение) – полетели дальше (расслабились)

Поворот (напряжение) – полетели дальше (расслабились)

Стоит обратить внимание на положение языка, губ и зубов

Стоит обратить внимание на положение языка, губ и зубов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023