КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ОСНОВАМ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.
Данное занятие разработано для детей первого года обучения в Школьной театральной студии.
Цель: развитие речевого аппарата и свободы дыхания.
Задачи:
- обучать внятному произношению слов, четкой дикции;
- познакомить с разными способами дыхания;
- развивать слуховое внимание, действуя в заданных обстоятельствах и удерживая задачу педагога.
Предполагаемый результат: формирование знаний о способах тренировки артикуляции.
Ход занятия
Структура выполнения упражнений: показ – просмотр – корректировка.
1. Разогрев мышц (напряжение – расслабление)
Во время всех упражнений нельзя крутиться, скрещивать руки-ноги и разговаривать. Учим детей сосредотачиваться на ощущениях в мышцах.
- Мы сегодня совершаем путешествие на инопланетном корабле в Солнечной системе. Займите свои места, пожалуйста. Полетели…(можно включить негромкую мелодию)
(дети садятся на стул, ноги на полу, расслаблены)
- К нашему кораблю приближается метеорит, надо срочно нажать на педали тормоза, чтобы избежать столкновения.
(вдавить ступни в пол, напрягая мышцы ног и бедер)
- Метеорит пролетел мимо, можно расслабиться.
Повторить 3 раза чередуя напряжение-расслабление.
- Наконец, мы приближаемся к планете. Обопритесь спиной к сидению и вытяните вперед ноги (поднять), носки на себя. При поворотах мы будем напрягать ноги и бедра, чтобы удержаться в кресле.
- Поворот (напряжение) – полетели дальше (расслабились).
Повторить 3 раза чередуя напряжение-расслабление. Музыку отключить.
2. Упражнения на дыхание
Учитывая возраст, даем основы правильного дыхания через образы, понятные детям. Учим дышать, не поднимая плечи.
- Итак, мы приземлились на новую планету и начинаем с ней знакомиться. Пытаемся осторожно понюхать воздух носом (3 коротких вдоха носом, выдох длинный ртом). Повторить 3 раза.
- От удовольствия вы закрываете глаза и смело втягиваете носом воздух и расслабленно выдыхаете (вдох длинный носом, выдох длинный ртом).
Повторить 3 раза.
⃰ Добавить эмоцию удовольствия, расслабляя рот.
- И вдруг мимо что-то пролетело, вы удивлены и стараетесь не спугнуть это существо (перышко). Вдыхаете носом воздух, а выдыхаете так осторожно, чтобы перышко не улетело (раздать детям перышки и дышать «на них», держа около рта, стараясь не пошевелить волоски).
Повторить 3 раза.
3. Работа над артикуляцией и дикцией.
Структура выполнения речевой разминки: звук – слог – чистоговорка.
Учим детей концентрировать внимание на речевом аппарате. Начинать медленно, не используя жестикуляцию и увеличивать темп произношения со временем.
- Вам так понравилась новая планета, что вы стали друг с другом делиться впечатлениями, издавая звуки только губами «пррр» (дети поворачиваются по очереди к соседям и работают губами, сначала отрывисто, потом звук удлиняется)
⃰ Обращаем внимание на снятие мышечного зажима.
- Вдруг вы заметили девочку и стали ей улыбаться, широко растягивая уголки губ (фиксировать на несколько секунд – расслаблять).
- Вы попытались с ней познакомиться, но умеете выговаривать только 3 звука: В-Д-Л (дети повторяют несколько раз, четко произнося отрывистые твердые звуки в связке).
⃰ Стоит обратить внимание на положение языка, губ и зубов. Упражнение выполнять до четкого произношения (можно разделить по группам: мальчики/девочки, темные/светлые волосы, по цвету обуви и т.д.)
- Но девочка ничего не поняла и вы…, расстроились…, удивились…(дети добавляют интонации, продолжая произносить четкие звуки)
- Девочка сказала, что ее зовут ЛИДИЯ, и вы обрадовались…
Чистоговорка:
ВИ ДЕ ЛИ ЛИ ДИ Ю ?
ЛИ ДИ Ю ВИ ДЕ ЛИ !
(дети работают в парах, произнося четко и отрывисто вопрос-ответ)
⃰ Стоит обратить внимание на смысловую функцию - изменение интонации. Можно менять пары, либо громкость для усложнения задания, либо увеличивать темп произношения со временем.
- Вы подружились и Лидия научила всех читать.
⃰ Можно использовать любое известное стихотворение, например: «Идет бычок качается…»
- Сначала вы читали как роботы… (дети рассказывают стихотворение, меняя тембр и силу голоса),
- Потом от радости делились секретом… (дети рассказывают стихотворение, меняя громкость и интонацию)
Далее предлагать свои варианты, в зависимости от поставленных задач.
4. Рефлексия
- На прощание оставьте Лидии на память свои фотографии. Нарисуйте смайлик и выразите ту эмоцию, которая у вас осталась от сегодняшнего занятия.
⃰ Можно оформить плакат, где дети будут оставлять свои впечатления. Использовать его для оформления.
Литература
1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.-94с.
2. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.-191с.
3. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - С.: СГАКИ, 2009.-24с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.