МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Рассказ.
• Объяснение (метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен для работы в средних и старших классах). Лекция
Выделяются следующие виды лекции:
– традиционная лекция – материал для запоминания учащимся передается в готовом виде;
– проблемная лекция или лекция проблемного характера – излагается научная или практическая проблема (история возникновения, направления развития проблемы, перспективы ее решения, варианты, решения, прогнозируемые последствия);
– лекция-беседа или разговорная лекция – применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение. Беседа
По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы:
– вводные или вступительные (организующие) – (проводится в начале урока или другого учебного занятия);
– сообщения новых знаний – (строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов);
– закрепляющие – (применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке);
– контрольно-коррекционные – (могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные).
• Учебная дискуссия (учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы).
• Метод и методика работы с книгой (данный метод можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя, в дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.).
Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.
- составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.
- цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.
- составление формально-логической модели – словесносхематического изображения прочитанного.
- составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
• Метод иллюстрации
• Метод демонстрации (метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий).
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе
демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
• Метод упражнений (упражнения применяются при
изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса).
• Метод лабораторных работ. Метод практических работ.
• Метод игры (это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на результат (достижение цели)).
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Контроль за учебно-познавательной деятельностью.
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
Ø индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
Ø систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
Ø разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
Ø всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
Ø объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
Ø дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля; Ø единство требований учителей, осуществляющих контрол за учебной работой учащихся в данном классе.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
• Устный фронтальный контроль (опрос)
• Письменный контроль
• Практический контроль
• Машинный контроль и самоконтроль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.