Методы обучения детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Методы обучения детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Работа в классе +2
pdf
другое
5 кл—11 кл
24.01.2025
Методы обучения детей с ОВЗ
Методы обучения детей с ОВз.pdf

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.       Словесные методы

       Рассказ.

       Объяснение (метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен для работы в средних и старших классах). Лекция

Выделяются следующие виды лекции: 

       традиционная лекцияматериал для запоминания учащимся передается в готовом виде; 

       проблемная лекция или лекция проблемного характера излагается научная или практическая проблема (история возникновения, направления развития проблемы, перспективы ее решения, варианты, решения, прогнозируемые последствия); 

       лекция-беседа или разговорная лекцияприменяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение. Беседа

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: 

       вводные или вступительные (организующие) – (проводится в начале урока или другого учебного занятия);

       сообщения новых знаний – (строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов); 

       закрепляющие – (применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке); 

       контрольно-коррекционные – (могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные).

            Учебная дискуссия (учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы).

            Метод и методика работы с книгой (данный метод можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя, в дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.).

 

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

-         конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. 

-         составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть. 

-         тезирование     –       краткое    изложение         основных мыслей прочитанного. 

-         цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). 

-         аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. 

-         рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. 

-         составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. 

-         составление      формально-логической      модели      –  словесносхематического изображения прочитанного. 

-         составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. 

-         составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

2.    Наглядные методы

             Метод иллюстрации

             Метод демонстрации (метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий).

 

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; 

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; 

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; 

        д)      детально     продумывать      пояснения,     даваемые      в      ходе

демонстрации явлений; 

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; 

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

3.    Практические методы

             Метод упражнений (упражнения применяются при

изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса).

             Метод лабораторных работ.       Метод практических работ.

             Метод игры (это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на результат (достижение цели)).

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Контроль за учебно-познавательной деятельностью.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

Ø индивидуальный       характер контроля,         требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот; 

Ø систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; 

Ø разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; 

Ø всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; 

Ø объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них; 

Ø дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;  Ø единство требований учителей, осуществляющих контрол за учебной работой учащихся в данном классе.

 

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. 

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. 

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. 

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам. 

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля обучения. 

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

      Устный фронтальный контроль (опрос)

      Письменный контроль

      Практический контроль

      Машинный контроль и самоконтроль.

 

 

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО –

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО –

Учебная дискуссия (учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы)

Учебная дискуссия (учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы)

Наглядные методы •

Наглядные методы •

Практические методы •

Практические методы •

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый

Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам

Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2025