Конспект урока по родной (марийской) литературе в 5 классе
Тема урока: марийская народная сказка "Сереброзубая Пампалче" («Ший пуян Ший Пампалче»).
Класс: 5
Время: 45 минут
Цели урока:
· Познакомить учащихся с содержанием и сюжетом сказки "Сереброзубая Пампалче".
· Рассмотреть основные темы и мотивы сказки.
· Развить навыки анализа литературных произведений.
· Воспитать интерес к марийской литературе и культуре.
Задачи урока:
· Формирование представления о жанрах народной литературы (сказка).
· Развитие умения анализировать литературное произведение, выделять главную мысль и героев сказки.
· Воспитание интереса к культуре родного народа.
Формируемые УУД:
Регулятивные умения:
Постановка учебных целей и задач.
Самостоятельное принятие решений.
Оценка результатов собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
Активное слушание.
Выражение собственных мыслей и чувств.
Сотрудничество и совместная деятельность.
Познавательные умения:
Поиск и сбор информации.
Логическое мышление.
Установление связей между явлениями.
Ход урока
1. Организационный момент (5 минут):
Приветствие учащихся.
Проверка готовности класса: наличие учебников и тетрадей.
Объявление темы урока.
2. Введение в тему (5 минут):
Обсуждение значения сказок в марийской культуре.
Вопросы к классу: "Что вы знаете о сказках? Какова их роль в нашей культуре?"
Краткий экскурс в марийскую литературу и её особенности.
3. Изучение нового материала (15 минут):
1. Чтение текста учителем вслух: учитель читает сказку целиком, привлекая внимание детей к деталям сюжета, особенностям речи персонажей.
2. Анализ содержания произведения: обсуждение основных вопросов:
o Кто главные герои?
o Какие события происходят в сказке?
o Какова главная идея сказки?
3. Работа над лексическим материалом: ученики находят незнакомые слова, значения которых уточняются совместно.
4. Анализ основных тем и мотивов сказки (10 минут):
Обсуждение тем, поднятых в сказке:
· Доброта против злобства.
· Значение дружбы и верности.
· Отношение родителей и детей.
· Тема любви.
Рассмотреть, как эти темы выражаются через действия героев.
Пример: Как действия Сереброзубой Пампалче отражают её характер и отношение к другим?
5. Творческое задание (5 минут):
Учащиеся по группам должны придумать альтернативный конец сказки или предложить, как можно изменить некоторые действия героев.
Каждая группа кратко представляет свои идеи классу.
6. Подведение итогов (3 минуты):
Обсуждение итогов работы: какие моменты в сказке показались наиболее интересными?
Как сказка отражает марийскую культуру и традиции?
7. Заключение (1 минута):
Подвести итог урока.
8. Домашнее задание (2 минуты):
Написать небольшое эссе (1-2 страницы) на тему: "Чему учит сказка «Сереброзубая Пампалче»?
Подготовить вопросы для обсуждения на следующем уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.