МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МЕТОДА ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВКИ МДК 01.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин с применением САП. Специальность 15.02.016 – Технология машиностроения

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 09.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе представлен план-конспект учебного занятия по заявленной теме
Иконка файла материала Методическая разработка урока Выбор оптимального способа получения заготовки .pdf

Государственное автономное образовательное учреждение Челябинской области

«Политехнический колледж»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  тема: 

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МЕТОДА

 ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВКИ

МДК 01.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин с применением САП.

Специальность: 15.02.016 – Технология машиностроения

 

 

 

Автор: Гайдулина Н.М., преподаватель профессионального цикла

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

Тип урокаУрок изучения новых знаний

Обучающая  цель: формирование опорных знаний о  технико-экономическом обосновании выбора оптимального метода получения заготовок.  

Развивающая цель: развитие   у студентов  умений  анализировать, выделять главное, обобщать и  систематизировать изученный материал; применять   ранее полученные теоретические знания на смежных дисциплинах. 

Воспитывающая цель: воспитание устойчивого интереса к профессии, умения работать в коллективе, принимать решения. Создание условий для положительной  мотивацию к изучению дисциплины.

Материально-техническое обеспечение: 

              персональный компьютер, проектор,  мультимедийная презентация;

              учебник – Лебедев В.А. «Технология машиностроения»

              раздаточный материал, чертежи деталей

Ход урока:

I.                       Организационный  момент 

II.                    Мотивация / определение целей и задач урока, формирование интереса к материалу. III. Актуализация опорных знаний – фронтальный опрос Вопросы: 

1.      Что такое заготовка?

2.      Какие методы получения заготовок вы знаете?

3.      Какие факторы влияют на выбор заготовки?

                

                            

 

 

IV.    Изучение нового материала 

                1.         Общие понятия

  Как мы уже с вами говорили  в машиностроении для получения заготовок наиболее широко применяют следующие методы:

        литье;

        обработку металлов давлением;

        сварку;

        порошковые материалы;

        комбинации этих методов.

             Каждый метод содержит большое число способов получения заготовок.

      Так, например, в арсенал методов литья включены: литье в металлические формы (кокиль), литье в песчаные формы, в оболочковые формы, литье центробежное и под давлением и т.д. 

      К основным способам обработки металлов давлением относятся: прокатка, прессование, волочение, свободная ковка и штамповка.

      Современное состояние технологии машиностроения дает большие возможности для выбора оптимального варианта заготовки и способа её получения. В современном машиностроительном производстве при значительных объемах выпуска деталей в год развивается тенденция наибольшего приближения формы и размеров заготовки к готовой детали, так как при этом сокращается объем механической обработки, сокращается расход металла и растет производительность.

 Оптимальный метод получения заготовки выбирают, анализируя ряд факторов: материал детали, технические требования на ее изготовление, объем и серийность выпуска, форму поверхностей и размеры детали. 

 ▲ Оптимальным методом  получения заготовки, является тот, который обеспечивает  технологичность и минимальную себестоимость.

Максимально приблизить геометрические формы и размеры заготовки к размерам и форме готовой детали – одна из главных задач в заготовительном производстве. 

Оптимизируя выбор метода и способа получения заготовки, можно не только снизить затраты на

ее изготовление, но и значительно сократить трудоемкость механической

 

2.  Факторы, влияющих на себестоимость производства заготовки

Способ получения заготовки должен быть наиболее экономичным при заданном объеме выпуска деталей. 

До настоящего времени у исследователей, занимающихся проблемами проектирования технологических процессов изготовления деталей машин, нет единого мнения об основных факторах, определяющих выбор способа получения заготовки. Анализ литературы [1,8,10,12] показал,  что в современном машиностроении выделено три группы  

Факторы, влияющих на себестоимость производства заготовки: 

1-я группа – конструктивные факторы, т.е. конструктивное решение самой детали, обеспечивающее приемлемость её для изготовления обработкой давлением, литьем, сваркой; выбор материала и технических условий; 

2-я группа – производственные  факторы, т.е. характер и культура производства, технологическая оснащенность, технологический и организационный уровни производства; 

3-я группа –    технологические факторы, характеризующие способ формообразования заготовки, оборудования и технологического процесса получения детали.   

3.Технико-экономическое обоснование выбора метода получения заготовки

Технико-экономическое обоснование выбора заготовки для обрабатываемой детали производят по нескольким направлениям: металлоемкости, трудоемкости и себестоимости, учитывая при этом конкретные производственные условия.

На основании произведенного анализа, изучения передовых методов получения аналогичных заготовок на производстве, а также литературных данных мы установили, что технико-экономическое обоснование следует проводить в следующем порядке и  по двум или нескольким конкурирующим вариантам:

Порядок технико-экономического обоснования выбора заготовки

                    устанавливают метод получения заготовки согласно типу производства, конструкции детали, материалу, шероховатости необрабатываемых поверхностей и другим техническим требованиям на изготовление детали;

                    назначают припуски на обрабатываемые поверхности детали согласно выбранному методу получения заготовки по нормативным таблицам соответствующих стандартов или производят расчет аналитическим методом при наличии маршрута обработки;

                    определяют расчетные размеры на каждую поверхность заготовки;

                    назначают предельные отклонения на размеры заготовки по нормативным таблицам в зависимости от метода ее получения;

                    производят расчет массы заготовки на сопоставляемые варианты;

                    определяют норму расхода материала с учетом неизбежных технологических потерь для каждого вида заготовки (на прибыли, угар, облой, некратность и т. п.);

                    определяют коэффициент использования материала по каждому из вариантов изготовления заготовок с технологическими потерями и без потерь;

                    определяют себестоимость изготовления заготовки по каждому из вариантов изготовления для сопоставления и определения экономического эффекта получения заготовки;

                    определяют трудоемкость изготовления детали;

                    определяют годовую экономию от выбранного варианта заготовки в денежном выражении

[10 ]. 

 Анализируя степень влияния рассмотренных выше показателей, выбирают один или несколько методов, обеспечивающих получение заготовок требуемого качества (см.табл1).         Таблица 1 – Приведенные затраты по вариантам получения заготовки

 

 

Показатель

 

Обозначение

Значение показателя

 

Вариант 1

Вариант2

Масса заготовки, кг

 

 

Приведенная цена заготовки, у.е

Цз

 

 

Масса отходов, кг

 

 

Приведенная цена отходов, у.е

Цо

 

 

Стоимость заготовки, у.е

Цзi = Цз - Цо

 

 

Коэффициент использования материала

Ким

 

 

Трудоемкость изготовления детали, мин.

Тшт

 

 

Экономия от выбранного способа, у.е

Эс

 

 

                Окончательное решение о выборе конкретного способа из полученного перечня принимается

после определения и сравнения себестоимости получения заготовки для каждого из рекомендуемых видов. При равной экономичности  выбирают наиболее производительный способ.

V         Закрепление пройденного материала

VI      Подведение итогов

VII   Домашнее задание