Морева М.В.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
«Волшебный камень - магнит»
Цель: расширение представлений о магните и его свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами магнита;
2. Закрепить знания о магните и притяжении;
3. Побудить к исследовательской деятельности и повысить интерес к изучению путем экспериментов.
4. Развивать навыки взаимодействия в процессе командной деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент:
«Все нашли свои места, никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
- Мы собрались с вами в круг не просто так. Я хочу показать вам что-то удивительное и может даже чуточку волшебное. У меня есть перчаточка, но она не простая. Хотите увидеть, что она умеет? (ответ детей).
Сюрпризный момент: в перчатку встроен магнит.
Демонстрируется притяжение с помощью перчатки.
- Ребята, как думаете, это волшебство или что-то другое? Что вы сейчас наблюдали?
(ответы детей: притяжение, магнетизм)
- Да! Эта перчатка обладает свойством притяжения, и это свойство ей дает магнит.
Но что же такое магнит? (рассуждения детей).
- Хорошо. Мы с вами сейчас проверим ваши предположения и исследуем магниты. Изучение магнитов за столами с помощью лупы.
- Нам с вами помогут исследовать магнит наши волшебные лупы. У вас на столах разложены лупы, прошу пройти вас к своим местам и в команде исследовать наш магнит. Сперва, тот у кого лупа с глазом опишет, какой магнит визуально (что о нем можно рассказать, когда смотришь на него). Затем тот, у кого лупа с ладошкой ощупает магнит и расскажет, какой он наощупь и что о нем можно рассказать, если его держать. Потом тот, у кого лупа с ухом попробует определить, может ли как-то звучать магнит: сам по себе или если с ним что-то делать. А по завершении мы с вами вернемся в круг, и тот, у кого лупа пустая – обобщит все услышанное за своим столом и постарается описать магнит. Время на исследование – ограничено. По моему сигналу необходимо будет вернуться в круг. А сейчас - приступаем.
(на столах лупа с глазом, лупа с рукой, лупа с ухом, пустая лупа; дети обсуждают в течении 5 минут, после чего ребята собираются в общий круг для обсуждения).
- Ребята, давайте сейчас поделимся друг с другом своими наблюдениями и ощущениями, что удалось выяснить. Те, у кого была пустая лупа – расскажите нам, что удалось отметить вашим товарищам по команде? (каждый, у кого была пустая лупа – высказывается, дополняя друг друга).
- Здорово! А как вы думаете, где может использоваться магнит в жизни человека?
(ответы детей).
- Да, вы совершенно правы, это и магнитная доска, и декоративные украшения, и строительная техника. А еще магнит используют при создании приборов, технических устройств (например телефонов, наушников, компьютеров, телевизоров). А еще – магнит используют при создании игр. Компас также создан с использованием магнита. Так много применений нашел этому волшебному камню – человек.
- Предлагаю вам сейчас снова вернуться к столам, где вы сможете познакомиться со свойствами магнита в процессе эксперимента. А после того, как вы проведете опыт и зафиксируете полученные в ходе исследования – факты, мы с вами снова вернемся в круг, поделимся знаниями и создадим свою книгу о магнитах.
- Прежде чем мы отправимся экспериментировать, давайте вспомним о правилах безопасного поведения. Скажите пожалуйста, какие правила мы знаем? (ответы детей).
- Но если так много всего «нельзя», что же тогда можно? (предположения детей; направить рассуждения к изучению и фиксации). Напоминаю, что можно распределить между собой, кто и за что отвечает: кто-то выполняет, кто-то фиксирует, но наблюдаем и рассуждаем мы вместе. Экспериментирование
Опыт на столе №1 «Какие материалы притягиваются?»
Детям предлагается набор предметов из разных материалов: кусок ткани, бумагу, деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Необходимо поднести к ним по очереди магнит и выяснить: какой из материалов притянется к магниту?
Зафиксируйте свой ответ в виде схемы-иллюстрации.
- Какой вывод мы можем сделать?
Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.
Опыт на столе №2 «Одинаковая ли сила притяжения у разных магнитов?»
Детям предлагаются 4 магнита разной формы и разного размера, а также набор металлических предметов (скрепки, винтики). Необходимо поочередно поднести магнит к предметам и определить, одинаковое количество предметов могут притянуть к себе магниты разного размера и разной формы?
- Какой вывод мы можем сделать?
Магниты обладают разной силой притяжения.
Опыт на столе №3 «Притягиваются ли предметы через препятствие?»
Детям предлагается для опыта исследовать притяжение магнитом металлических предметов через: картон, воду в стакане, пластиковую емкость, крупу.
• На картон кладем скрепку – под картоном проводим магнитом.
• В стакан с водой бросаем скрепку, к стенке стакана приставляем магнит.
• В пластиковой емкости магнитный порошок, к стенке ёмкости подводим магнит.
• В контейнере крупа, среды крупы – скрепки, проводим магнитом вблизи крупы. - Какой вывод мы можем сделать?
Металлические предметы следуют за движением магнита. Магнит может действовать через стекло, воду, пластик, картон и другие материалы.
Опыт на столе №4 «Магниты действуют на расстоянии»
Детям предлагается определить, на каком расстоянии скрепка примагничивается к магниту. Для этого на чистом листе необходимо поставить отметку - линию и положить на нее скрепку. Затем постепенно двигать магнит к этой линии. Нужно отметьте расстояние, на котором скрепка резко продвинется и прилипнет на магнит.
Чтобы сравнить, детям предлагается провести этот опыт с разными магнитами.
- Какой вывод мы можем сделать?
Магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
Опыт на столе №5 «Магнитные свойства можно передать металлическим предметам».
Детям предлагается к сильному магниту снизу примагнитить скрепку. Затем поднести к ней еще одну: окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Далее предлагается сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Через некоторое время дети пробуют поднести любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам и выяснить, что теперь скрепка сама стала магнитом.
- Какой вывод мы можем сделать?
Магниты могут передавать свойство притяжения другим металлическим предметам на непродолжительное время и до момента удара/столкновения предмета.
После того, как каждая команда завершила свой опыт и зафиксировала полученный результат, группа собирается в круг, чтобы поделиться полученными результатами.
- Здорово! Какие интересные факты вам удалось выяснить сегодня! Вы зафиксировали результаты опытов и теперь мы можем собрать книгу, рассказывающую о свойствах магнита.
- Скажите, пожалуйста, узнали ли вы сегодня что-то о чем очень хочется рассказать маме? Какой опыт вам хотелось бы выполнить самостоятельно? Удалось нам познакомится с магнитом?
- Но прежде, чем мы с вами закончим, я предлагаю вам вернуться за столы и погрузиться в творческую мастерскую, где вы сможете создать памятный магнитик. Для вас подготовлены магнитные заготовки, на которых вы можете нарисовать или создать аппликацию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.