Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит»

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 13.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация предложенного конспекта позволяется организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей подготовительной к школе группы в контексте изучения свойств магнита.
Иконка файла материала Конспект занятия (Магнит).pdf

Морева М.В.

 

Конспект занятия по формированию целостной картины мира  в подготовительной группе 

«Волшебный камень - магнит»

Цель: расширение представлений о магните и его свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи: 

1.      Познакомить со свойствами магнита;

2.      Закрепить знания о магните и притяжении;

3.      Побудить к исследовательской деятельности и повысить интерес к изучению путем экспериментов.

4.      Развивать навыки взаимодействия в процессе командной деятельности.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

«Все нашли свои места, никому не тесно? 

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

-   Мы собрались с вами в круг не просто так. Я хочу показать вам что-то удивительное и может даже чуточку волшебное. У меня есть перчаточка, но она не простая. Хотите увидеть, что она умеет? (ответ детей).

Сюрпризный момент: в перчатку встроен магнит. 

Демонстрируется притяжение с помощью перчатки.

-   Ребята, как думаете, это волшебство или что-то другое? Что вы сейчас наблюдали? 

(ответы детей: притяжение, магнетизм)

-   Да! Эта перчатка обладает свойством притяжения, и это свойство ей дает магнит.

Но что же такое магнит? (рассуждения детей).

-   Хорошо. Мы с вами сейчас проверим ваши предположения и исследуем магниты.  Изучение магнитов за столами с помощью лупы. 

-   Нам с вами помогут исследовать магнит наши волшебные лупы. У вас на столах разложены лупы, прошу пройти вас к своим местам и в команде исследовать наш магнит. Сперва, тот у кого лупа с глазом опишет, какой магнит визуально (что о нем можно рассказать, когда смотришь на него). Затем тот, у кого лупа с ладошкой ощупает магнит и расскажет, какой он наощупь и что о нем можно рассказать, если его держать. Потом тот, у кого лупа с ухом попробует определить, может ли как-то звучать магнит: сам по себе или если с ним что-то делать. А по завершении мы с вами вернемся в круг, и тот, у кого лупа пустая – обобщит все услышанное за своим столом и постарается описать магнит. Время на исследование – ограничено. По моему сигналу необходимо будет вернуться в круг. А сейчас - приступаем.

(на столах лупа с глазом, лупа с рукой, лупа с ухом, пустая лупа; дети обсуждают в течении 5 минут, после чего ребята собираются в общий круг для обсуждения).

-   Ребята, давайте сейчас поделимся друг с другом своими наблюдениями и ощущениями, что удалось выяснить. Те, у кого была пустая лупа – расскажите нам, что удалось отметить вашим товарищам по команде? (каждый, у кого была пустая лупа – высказывается, дополняя друг друга).

-   Здорово! А как вы думаете, где может использоваться магнит в жизни человека? 

(ответы детей).

-   Да, вы совершенно правы, это и магнитная доска, и декоративные украшения, и строительная техника. А еще магнит используют при создании приборов, технических устройств (например телефонов, наушников, компьютеров, телевизоров). А еще – магнит используют при создании игр. Компас также создан с использованием магнита. Так много применений нашел этому волшебному камню – человек. 

-   Предлагаю вам сейчас снова вернуться к столам, где вы сможете познакомиться со свойствами магнита в процессе эксперимента. А после того, как вы проведете опыт и зафиксируете полученные в ходе исследования – факты, мы с вами снова вернемся в круг, поделимся знаниями и создадим свою книгу о магнитах.

-   Прежде чем мы отправимся экспериментировать, давайте вспомним о правилах безопасного поведения. Скажите пожалуйста, какие правила мы знаем? (ответы детей).

-   Но если так много всего «нельзя», что же тогда можно? (предположения детей; направить рассуждения к изучению и фиксации). Напоминаю, что можно распределить между собой, кто и за что отвечает: кто-то выполняет, кто-то фиксирует, но наблюдаем и рассуждаем мы вместе. Экспериментирование

Опыт на столе №1 «Какие материалы притягиваются?»

Детям предлагается набор предметов из разных материалов: кусок ткани, бумагу, деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Необходимо поднести к ним по очереди магнит и выяснить: какой из материалов притянется к магниту?

Зафиксируйте свой ответ в виде схемы-иллюстрации. 

-   Какой вывод мы можем сделать?

Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.

Опыт на столе №2 «Одинаковая ли сила притяжения у разных магнитов?»

  Детям предлагаются 4 магнита разной формы и разного размера, а также набор металлических предметов (скрепки, винтики). Необходимо поочередно поднести магнит к предметам и определить, одинаковое количество предметов могут притянуть к себе магниты разного размера и разной формы?

-   Какой вывод мы можем сделать?

Магниты обладают разной силой притяжения.

Опыт на столе №3 «Притягиваются ли предметы через препятствие?»

 Детям предлагается для опыта исследовать притяжение магнитом металлических предметов через: картон, воду в стакане, пластиковую емкость, крупу. 

      На картон кладем скрепку – под картоном проводим магнитом.

      В стакан с водой бросаем скрепку, к стенке стакана приставляем магнит.

      В пластиковой емкости магнитный порошок, к стенке ёмкости подводим магнит.

      В контейнере крупа, среды крупы – скрепки, проводим магнитом вблизи крупы. - Какой вывод мы можем сделать?

Металлические предметы следуют за движением магнита. Магнит может действовать через стекло, воду, пластик, картон и другие материалы.

Опыт на столе №4 «Магниты действуют на расстоянии»

 Детям предлагается определить, на каком расстоянии скрепка примагничивается к магниту. Для этого на чистом листе необходимо поставить отметку - линию и положить на нее скрепку. Затем постепенно двигать магнит к этой линии. Нужно отметьте расстояние, на котором скрепка резко продвинется и прилипнет на магнит. 

            Чтобы сравнить, детям предлагается провести этот опыт с разными магнитами.

-                     Какой вывод мы можем сделать?

Магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

Опыт на столе №5 «Магнитные свойства можно передать металлическим предметам».

Детям предлагается к сильному магниту снизу примагнитить скрепку. Затем поднести к ней еще одну: окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Далее предлагается сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Через некоторое время дети пробуют поднести любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам и выяснить, что теперь скрепка сама стала магнитом. 

-                     Какой вывод мы можем сделать?

Магниты могут передавать свойство притяжения другим металлическим предметам на непродолжительное время и до момента удара/столкновения предмета.

После того, как каждая команда завершила свой опыт и зафиксировала полученный результат, группа собирается в круг, чтобы поделиться полученными результатами.

-                     Здорово! Какие интересные факты вам удалось выяснить сегодня! Вы зафиксировали результаты опытов и теперь мы можем собрать книгу, рассказывающую о свойствах магнита. 

-                     Скажите, пожалуйста, узнали ли вы сегодня что-то о чем очень хочется рассказать маме? Какой опыт вам хотелось бы выполнить самостоятельно? Удалось нам познакомится с магнитом?

-                     Но прежде, чем мы с вами закончим, я предлагаю вам вернуться за столы и погрузиться в творческую мастерскую, где вы сможете создать памятный магнитик. Для вас подготовлены магнитные заготовки, на которых вы можете нарисовать или создать аппликацию.

 

Посмотрите также