Конспект урока "С чего начинается Родина"

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок для 4 класса по светской этике
Иконка файла материала Урок по ОРКСЭ Червонцевой И.А..docx

Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)

 «С чего начинается Родина …»

 Подготовила Червонцева   И.А.

учитель начальных классов

 

4 класс

 Тема: «С чего начинается родина…».

Цели урока: формирование нравственности, уважительного отношения к разным светским и духовным традициям народов России.

Задачи урока:

- актуализировать знания у обучающихся о понятиях «Родина», «однокоренное слово», «род»;

-. развитие у учащихся чувства любови и уважения к Родине (Отечеству).

Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формирование

собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека; мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения, умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; анализ и обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений; выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить; уметь излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Основные термины и понятия урока: Родина, Россия, род, Отечество, символы, нравственные ценности.

Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

Оборудование: карточка со словами: РОДИНА, синонимы, антонимы, пословицы; дерево, листочки; компьютер, проектор, презентация.

·         Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2021.

·         песня «С чего начинается Родина?» слова Вениамина Баснера, музыка Михаила Матусовского.

 

 

 

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Адатаптационный этап

1.-Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите друг другу слова, которые настроят вас на положительную, продуктивную работу на уроке.

 

 

 

 

2.- Предлагает собрать из букв слово РОДИНА

-  Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

- Что для нас является Родиной?

-Предположите тему урока..

-Какую цель поставим?

На доску вывешивается слово РОДИНА.

Настраивает учащихся на положительное отношение к уроку, продуктивную работу.

 

 

 

 

Предлагает составить слово из букв.

 

 

Подводит к теме  и цели урока.

Говорят напутственные слова друг другу (будь внимательным, у тебя всё получится, удачи, старайся, ты всё сможешь, всё успеешь и т.п.)

Составляют слово, высказывают предположения, с помощью учителя выводят тему и цели урока.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения.

2.Основной этап.

 

 

 

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья

1.- Давайте вспомним слова песни «С чего начинается Родина?» и пока они звучат, подумаем, с чего же начинается Родина.

-Выскажите свои мысли.

-Наша родина начинается с наших родителей, бабушек и дедушек, друзей

- А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

 

Толкование: РОДИНА —

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

2. Работа в учебнике стр. 140 (чтение второго абзаца) и в тетради.

-Напишите в тетради слова, которые передают ваши чувства о Родине. (Радость, любовь, восхищение, гордость, страх, вдохновение, боль и т.п.)

- Все эти чувства связывают нас с родными и близкими.

-Подумайте, какие слова являются однокоренными слову РОДИНА? (Род, родители, родился, родственники, родня, народ, родной)

Динамическая пауза

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

 Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

 

Нет на свете Родины красивей,

Много в ней людей-богатырей.

Вот она, Россия дорогая.

От морей простёрлась до морей.

-Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Организует прослушивание произведения.

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем

 

 

Организует работу в учебнике и тетради.

 

 

 

 

 

 

Вывешивает дерево без листьев.

 

 

 

Организует отдых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует выступление.

 

Слушают произведение, готовят ответы.

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст, записывают в тетради ответы.

 

 

 

 

 

Пишут на листочках однокоренные слова и прикрепляют на дерево.

 

Выполняют упражнения за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает подготовленный ученик.

Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать.

 

Усвоение нового способа действий

 - Я предлагаю вам в группах собрать пословицу и потом зачитать получившуюся пословицу и объяснить смысл

· Родина - мать, умей за нее постоять

· Человек без родины - соловей без песни

· На чужой сторонушке рад своей воронушке.

· Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

· Где кто родится, там и пригодится.

· Своя земля и в горсти мила

 - Итак, давайте проверим, как вы выполнили это задание. По одному человеку из каждой группы зачитает пословицу, которая у них получилась.

 

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации

 

Работают в группах, выполняют задания.

Предметные УУД: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные УУД:  планировать своё действие;

Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

 

3. Творческий этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 

 

 

 

 

Фиксация учебного содержания изученного

1. Пополнение речевого запаса учащихся.

-Подберите синонимы и антонимы к слову, РОДИНА. (Отечество, Отчизна, прародина, отчий край, колыбель, земля отцов. Заграница, чужбина, чужая сторона.)

2.Сейчас я предлагаю вам поработать с притчей, текст которой лежит у каждого ученика на парте. Прочитайте самостоятельно и попытайтесь ответить на следующий вопрос: Почему у этого Человека возникло желание вернуться на Родину? (запись на доске)

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…

Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки: «Где родился - там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.

А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…

Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный.

Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.

И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.

Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

-Что вы поняли из этой притчи? Чему она нас учит?

-Не зря гласит мудрая пословица «Всякому мила своя сторона».

3.  Рефлексия.

 Составление СИНКВЕЙНА по теме нашего урока. Ключевое слово РОДИНА

  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • Предложение
  • Ассоциация

2. Закончить наш урок я хочу словами доктора филологических наук, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему».

- Дорогие ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтобы вы гордились своей страной.

- Я благодарю вас за работу на уроке. Всем спасибо! Ваш успех на уроке - лучший для меня подарок.

 Домашнее задание: Учебник стр.140-143 прочитать, в тетради написать небольшой рассказ о своей Родине, о своей семье или о любимом уголке природы.

Организует работу в парах.

 

 

 

 

 

 

Организует работу с притчей, используя прием «Чтение с остановками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарит ребят за дружную работу на уроке…

Работают в парах, выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

Слушают, размышляют, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к доске и записывают своё слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарят друг друга за ….

Личностные УУД: формирование

собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

 уметь излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, благодарить.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru