Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)
«С чего начинается Родина …»
Подготовила Червонцева И.А.
учитель начальных классов
4 класс
Тема: «С чего начинается родина…».
Цели урока: формирование нравственности, уважительного отношения к разным светским и духовным традициям народов России.
Задачи урока:
- актуализировать знания у обучающихся о понятиях «Родина», «однокоренное слово», «род»;
-. развитие у учащихся чувства любови и уважения к Родине (Отечеству).
•Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формирование
собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека; мотивация учебной деятельности.
•Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения, умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.
•Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; анализ и обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений; выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем.
•Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить; уметь излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Основные термины и понятия урока: Родина, Россия, род, Отечество, символы, нравственные ценности.
Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.
Оборудование: карточка со словами: РОДИНА, синонимы, антонимы, пословицы; дерево, листочки; компьютер, проектор, презентация.
· Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2021.
· песня «С чего начинается Родина?» слова Вениамина Баснера, музыка Михаила Матусовского.
Этап урока |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Адатаптационный этап |
1.-Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите друг другу слова, которые настроят вас на положительную, продуктивную работу на уроке.
2.- Предлагает собрать из букв слово РОДИНА - Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему? - Что для нас является Родиной? -Предположите тему урока.. -Какую цель поставим? На доску вывешивается слово РОДИНА. |
Настраивает учащихся на положительное отношение к уроку, продуктивную работу.
Предлагает составить слово из букв.
Подводит к теме и цели урока. |
Говорят напутственные слова друг другу (будь внимательным, у тебя всё получится, удачи, старайся, ты всё сможешь, всё успеешь и т.п.) Составляют слово, высказывают предположения, с помощью учителя выводят тему и цели урока. |
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения. |
2.Основной этап.
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья |
1.- Давайте вспомним слова песни «С чего начинается Родина?» и пока они звучат, подумаем, с чего же начинается Родина. -Выскажите свои мысли. -Наша родина начинается с наших родителей, бабушек и дедушек, друзей - А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
Толкование: РОДИНА — 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь. 2. Работа в учебнике стр. 140 (чтение второго абзаца) и в тетради. -Напишите в тетради слова, которые передают ваши чувства о Родине. (Радость, любовь, восхищение, гордость, страх, вдохновение, боль и т.п.) - Все эти чувства связывают нас с родными и близкими. -Подумайте, какие слова являются однокоренными слову РОДИНА? (Род, родители, родился, родственники, родня, народ, родной) Динамическая пауза Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места: Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.
Нет на свете Родины красивей, Много в ней людей-богатырей. Вот она, Россия дорогая. От морей простёрлась до морей. -Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду. |
Организует прослушивание произведения.
Работа с толковым словарем
Организует работу в учебнике и тетради.
Вывешивает дерево без листьев.
Организует отдых.
Организует выступление.
|
Слушают произведение, готовят ответы. Отвечают.
Читают текст, записывают в тетради ответы.
Пишут на листочках однокоренные слова и прикрепляют на дерево.
Выполняют упражнения за учителем.
Рассказывает подготовленный ученик. |
Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать.
|
Усвоение нового способа действий |
- Я предлагаю вам в группах собрать пословицу и потом зачитать получившуюся пословицу и объяснить смысл · Родина - мать, умей за нее постоять · Человек без родины - соловей без песни · На чужой сторонушке рад своей воронушке. · Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. · Где кто родится, там и пригодится. · Своя земля и в горсти мила - Итак, давайте проверим, как вы выполнили это задание. По одному человеку из каждой группы зачитает пословицу, которая у них получилась.
|
Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации
|
Работают в группах, выполняют задания. |
Предметные УУД: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные УУД: планировать своё действие; Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
|
3. Творческий этап.
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Фиксация учебного содержания изученного |
1. Пополнение речевого запаса учащихся. -Подберите синонимы и антонимы к слову, РОДИНА. (Отечество, Отчизна, прародина, отчий край, колыбель, земля отцов. Заграница, чужбина, чужая сторона.) 2.Сейчас я предлагаю вам поработать с притчей, текст которой лежит у каждого ученика на парте. Прочитайте самостоятельно и попытайтесь ответить на следующий вопрос: Почему у этого Человека возникло желание вернуться на Родину? (запись на доске) Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки: «Где родился - там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его… Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому! -Что вы поняли из этой притчи? Чему она нас учит? -Не зря гласит мудрая пословица «Всякому мила своя сторона». 3. Рефлексия. Составление СИНКВЕЙНА по теме нашего урока. Ключевое слово РОДИНА
2. Закончить наш урок я хочу словами доктора филологических наук, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему». - Дорогие ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтобы вы гордились своей страной. - Я благодарю вас за работу на уроке. Всем спасибо! Ваш успех на уроке - лучший для меня подарок. Домашнее задание: Учебник стр.140-143 прочитать, в тетради написать небольшой рассказ о своей Родине, о своей семье или о любимом уголке природы. |
Организует работу в парах.
Организует работу с притчей, используя прием «Чтение с остановками»
Организует подведение итогов.
Благодарит ребят за дружную работу на уроке… |
Работают в парах, выполняют задания.
Слушают, размышляют, отвечают на вопросы.
Дети подходят к доске и записывают своё слово.
Благодарят друг друга за …. |
Личностные УУД: формирование собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя. Коммуникативные УУД: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, благодарить.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.