Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь

  • docx
  • 31.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Комплексупражнени1.docx

Комплекс                 упражнений,       вырабатывающий       правильный артикуляционный уклад звуков р-рь

 

Первое упражнение - любое одно или два упражнения на развитие речевого дыхания, так как для звука р необходим сильный направленный выдох.

 

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз.

 

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Красить комнаты пора. Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

 

Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

 

Посчитай верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

 


С языком случилось что-то, Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы!

 

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

 

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадки». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

 

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

 

Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

 

Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у


ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой как линеечка).

 

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д-д-д!»

 

Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упр. «Барабан».

 

Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик,

И в руке его горит Маленький фонарик.