Первое упражнение - любое одно или два упражнения на развитие речевого дыхания, так как для звука р необходим сильный направленный выдох.
Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз.
Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Чистим верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Посчитай верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы!
Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадки». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у
ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой как линеечка).
В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д-д-д!»
Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упр. «Барабан».
Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик,
И в руке его горит Маленький фонарик.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.