Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков ш-ж-щ-ч

  • docx
  • 31.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Комплекс упражнений 3.docx

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков ш-ж-щ-ч

 

Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

 

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну,   перестану И нисколько не устану.

 

Хоботок

Губы  и   зубы  сомкнуты.  С   напряжением  вытянуть  губы   вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.

 

Подражаю я слону.

Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

 

 


Лягушка хоботок

На счет 1-2 чередовать упр. «Лягушка» и упр. «Хоботок».

 

Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.

 

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык «лопаткой» положи И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

 

Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

 

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

 

Бублик

Выполнить упр. «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до 5.

 

Фокус

Положить на самый кончик языка маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Сдуть вверх ватку с кончика носа.

 

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы


кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий.

 

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Красить комнаты пора. Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

 

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

 

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадки». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

 

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

 

Гармошка

Положение языка как в упр.  «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.