Комплекс дидактических игр по математике для начальных классов. Предлагаемые дидактические игры помогут учителю сделать урок более интересным для учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
дидактические игры.docx
Дидактические игры на уроках математики
в начальных классах
Дидактические игры мы используем на разных этапах урока. Игры носят как
индивидуальный, так и групповой характер.
При объяснении нового материала мы использовали игры, которые
содержали значимые признаки изучаемой темы. В этих играх были заложены
практические действия с использованием интересного и запоминающегося
дидактического материала.
При изучении темы "Длина ломаной" мы использовали игры "Кто
быстрее?", "Найди дорожки для друзей".
Цель: находить длину ломаной разными способами, соотносить заданное
число с длиной ломаной, осуществлять поиск недостающих данных,
отрабатывать умения пользоваться линейкой.
Содержание игры "Кто быстрее?": Для проведения данной игры на экран
выводится изображение, а для каждого ученика приготовлен раздаточный
материал: карточки с изображением мультипликационных героев, идущих по
разным дорожкам в гости к Нюше. Дорожки имеют форму ломаной. Каждая
ломаная состоит из разного числа звеньев и имеет разную длину. Учитель
предлагает ребятам определить "на глаз" кто из героев быстрее дойдёт до
дома Нюши. Затем предлагает объяснить как можно узнать чья дорога самая
длинная, а чья самая короткая. Можно предложить ребятам разрешить спор
смешариков о том, кто придёт к дому Нюши первым.
Во время выполнения этого задания дети самостоятельно определяли тему
урока и делали предположения и выводы. Благодаря этому новая тема не
доставила ребятам трудностей в её понимании и усвоении.
Содержание игры "Найди дорожки для друзей": Игра проводится в парах.
Работая в парах дети помогают друг другу освоить новый материал. На партах лежат карточки с изображением сказочных героев и дорожками в виде
ломаных. Учитель предлагает соотнести героя и дорожку, по которой он
должен идти, зная длину дорожки каждого из героев.
Во время изучения темы "Сравнение числовых выражений" мы
использовали игры: "Найди пару", "Кто тяжелее?", "На своё место".
Содержание игры "Найди пару": На доске карточки с числовыми
выражениями. Задача учеников найти карточки с одинаковыми значениями.
Учитель помещает в центр доски одну карточку, ученики по цепочке выходят
к доске и находят среди оставшихся карточек нужную. Затем выбирают
любую из оставшихся, помещает в центр доски и приглашают следующего
ученика.
=
6+8
=
12 7
19 8
7+6
5+4
5+8
4+7
9+3
175
16 7
9+2
5+9
157
179
Содержание игры "Кто тяжелее?": На доске карточки с числовыми
выражениями и изображениями животных. Игра проводится группами
(рядами). Напротив каждого ряда изображены знаки < , > , = . Ученики
выходят к доске по цепочки и составляют равенства и неравенства,
определяя, тем самым, кто из животных тяжелее, а кто легче.
Во время изучения темы "Свойства сложения" мы использовали игру
"Расставь игрушки на полках".
Для игры необходимы изображения
игрушек трёх видов (мы использовали изображения медвежат, зайчат и
щенков). На доске изображается двухсторонняя лесенка. С одной стороны
учитель, или любой из детей помещает двух щенков и четырёх зайчиков, а с другой стороны трёх медвежат. Дети составляют выражение: (2+4)+3=9.
Затем учитель предлагает учащимся закрыть глаза, а сам меняет
расположение фигурок. Когда дети открывают глаза, они видят с одной
стороны лесенки четырёх зайчиков, а с другой сторону двух щенков и трёх
медвежат. Дети отвечают на вопрос: что изменилось? Затем учащиеся
составляют новое выражение: 4+( 2+3)=9. Ученики самостоятельно приходят
к выводу, что выражения равны. Учитель подводит учеников к выводу, что
при сложении чисел слагаемые можно поменять местами и заменить их
суммой.
Особый интерес у детей вызывали игры, проводимые во время устного
счета. Так как младшие школьники мыслят наглядно образно их особенно
сильно привлекали игры с использованием яркого наглядного материала. Все
ребята с большим удовольствием включались в игру и принимали в ней
активное участие.
Игра "Помоги зайчатам". На доске карточки с изображением зайчат.
Эти зайки ловкие
Любители морковки!
Любят прыгать и скакать,
Примеры учатся решать !
У каждого зайки своя морковка, на каждой морковке число. Учащимся
необходимо между зайчиками поставить арифметический знак таким образом,
чтобы число на морковки последнего зайки было ответом. Зайчиков можно
менять местами, меняя результат выражений.
Игра "Поезд"
Паровоз, Паровоз, Что в подарок нам привёз?
Я привёз загадку,
От вас прошу отгадку!
Паровозик действительно необычный. На нём написано арифметическое
выражение, ответ на это выражение начало следующего выражения,
записанного на одном из вагонов. Вам необходимо восстановить
последовательность вагонов так, чтобы последний вагон был с номером 9.
4+7
9
________________________________
Дети должны выбрать из множества предложенных вагонов пять подходящих.
Можно устроить соревнование между двумя командами, кто быстрее
восстановит свой поезд.
Можно изменить задание, убрав последний вагон, и предложив командам
собрать как можно больше вагонов для своего поезда.
Игра "Альпинисты"
Альпинист взбирается по скалам,
Шаг за шагом, прокладывая путь.
С заданием он справится, конечно,
Ты, главное, внимательнее будь!
Чтобы справиться с этим заданием, вам нужно быть очень внимательными.
Работать нужно в парах. Победит тот, чей альпинист быстрее поднимется на
вершину горы. Для этого вам нужно собрать числа, которые в сумме дадут
число, находящиеся на вершине горы. Игра "Ромашки"
Эй, ромашка,
Дай нам ответ:
Твоя половинка здесь,
Или нет?
А чтобы узнать ответ на этот непростой вопрос, вам необходимо найти
значение выражений, которые записаны на каждой из половинок наших цветов.
Учащиеся работают по цепочки, соединяя половинки цветов, путём
нахождения значения выражений, записанных на цветах.
На каждом уроке математики мы использовали игрыупражнения, они не
занимали много времени, но помогали активизировать внимание детей,
включить их а рабочую атмосферу. К таким играм можно отнести игры:
"Цепочка", "Угадайка", "Математическая эстафета", Рассели числа в
домики", "Лётчики" и другие.
Игра "Лётчики":
Пусть пока я не пилот.
Но летит мой самолет!
Страны дальние нас ждут,
Главное, найти маршрут!
Действительно, в дальнем путешествие самое главное правильно построить
маршрут. Этим мы и займёмся сегодня. Для нашего путешествия необходимо
три команды. Каждая команда будет управлять своим самолётом,
одновременно составляя правильный маршрут. Курс самолётов зашифрован
числовыми выражениями, к которым предлагается три варианта ответов,
всего один из них верный. Лётчик должен определить правильный маршрут, показав стрелкой направление. Каждый член команды может сегодня
попробовать себя в роли лётчика.
Когда мы начали нашу экспериментальную работу, мы обратили внимание
на то, что ребятам трудно работать в малых группах. Дети не могли прийти к
единому мнению, не слушали своих товарищей, проявляли негативные эмоции
в случае ошибок, допущенных членами команды.
С каждым новым уроком, с каждой новой игрой мы стали замечать, как
меняются ребята. Климат в коллективе стал более тёплым, дети перестали
смеяться над ошибками одноклассников, стали с радостью помогать друг
другу. Некоторые дети стали приносить в школу журналы и книги с
занимательными заданиями и развивающими играми. В кабинете мы, вместе с
детьми, организовали уголок для любителей математики. В этот уголок
ребята принесли интересные журналы с головоломками, я сделала для ребят
карточки с заданиями. Любой желающий мог выполнять интересные задания в
свободное время. За каждое, правильно выполненное, задание ученик получал
наклейку в виде ёлочной игрушки и украшал свою ёлочку. К Новому году у
большинства учеников на ёлочках не осталось свободного места. Дети стали
просить карточки, для работы дома. На родительском собрании я предложила
родителям поддержать инициативу и желание детей учиться играя,
зарегистрировать их на интерактивной образовательной платформе Учи. ру.
Большинство родителей поддержали меня. Дети стали заниматься дома,
участвовать в международных онлайн олимпиадах, получать грамоты и
благодарственные письма. Дети получали удовольствие от учёбы, потому, что
они занимались не по принуждению, а по собственной инициативе. Мы
заметили, что дети, у которых раньше наблюдались проблемы с выполнением
домашнего задания, стали более ответственными и проблем с выполнением
домашней работы стало гораздо меньше.
На уроках закрепления нового материала мы старались применять игры на
воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности мы старались ограничить и
направляли внимание детей на проговаривание вслух правил, свойств,
вычислительных приёмов. При закрепление материала мы использовали
групповой и
различные форма проведения игры: коллективной,
индивидуальной. Мы убедились, что более целесообразно проводить игры в
группах и в виде соревнования.
В игре "Домино" играют небольшими группами или парами. Для игры
необходимы карточки домино. Каждый игрок берёт из конверта, не глядя, по
три карточки. Первая выкладывается карточка с пустой клеткой слева. Если
такой карточки нет, то игроки берут ещё по одной карточке, пока у одного из
игроков на попадётся нужная карточка. затем игроки выкладывают карточки
так, чтобы получались верные равенства. Игроки берут карточки из конверта,
пока они не закончатся. Выигрывает тот, у кого раньше закончатся все
карточки.
Готовясь к новым урокам нам приходилось не просто подобрать
подходящую к теме дидактическую игру, но и приготовить наглядный
материал. В некоторых случаях нам помогали сами дети, этот процесс
доставлял им большое удовольствие, зная, что они были помощниками в
подготовке игры, желание играть в эту игру возрастало.
Игра "Грибники":
Обойдём все уголки,
Елки и осинки.
Только нужные грибы
Соберем в корзинки!
Очень интересное занятие собирать грибы, но вы наверное знаете, что не
каждый грибок нужно брать с собой. Сегодня мы отправимся по грибы! У
каждой команды своя корзинка, а у корзинки свой номер. Каждая команда
должна собрать как можно больше грибов, предварительно решив пример, который записан на ножке гриба. Побеждает та команда, которая за одну
минуту найдёт большее количество грибов и не допустит ни одной ошибки
Одной из самых любимых игр второклассников стала игра "За покупками".
Ребята самостоятельно играли в эту игру во время внеурочной деятельности.
Игра "За покупками".
Для проведения игры необходимо достаточно
большое количество карточек с изображением товара и его цены. В игре
одновременно могут принимать участие несколько человек. Учитель, или
ребёнок организующий игру, определяем ту сумму, на которую должна быть
совершена покупка. У каждого участника игры может быть своя сумма, а
может быть для всех одинаковой, на усмотрение организатора. Участники
совершают покупки. Их задача уложиться в нужную сумму.
Также детям понравились игры основанные на межпредметных связях. Это
такие игры, как "На своём месте", По порядку", "Кто? Откуда? Куда?".
На доске размещены карточки с числовыми
Игра "По порядку".
выражениями, с обратной стороны картинки. Каждая группа карточек
объединена определённым цветом. Учащиеся каждой команды должна
разместить карточки так, чтобы ответы располагались в порядке возрастания.
Капитан команды проверяет правильность выполнения задания переворачивая
карточки. У каждой команды должна получиться определённая цепочка
событий или явлений (взросление человека, появление на свет бабочки из
яйца, как к нам на стол попадает хлеб, пищевые цепочки). Если цепочка
нарушена, значит во время вычислений была допущена ошибка
ВВЕДЕНИЕ целевой нашего изменения начале произошли образования В начального составляющей в существенные века стандарта образовательного школьников Они способствовали компонента начального образования введением образовательного Федерального систему которые результаты младших государственного РФ связаны пространства
Игра "На своём месте". На доске двухсторонние карточки, с одной стороны
числовые выражения, с другой тематические картинки, объединённые общим
ответом и тематикой (овощи, фрукты, цветы, птицы, домашние животные,
дикие животные) шесть карточек каждой группы. Карточки перемешаны, дети
не должны переворачивать их в процессе игры. Учащиеся должны объединить
карточки в группы по одинаковым ответам. Во время проверки учитель или ученик переворачивают карточки, если в группе оказывается лишняя
картинка, значит была допущена ошибка.
Во время подобных игр дети не только отрабатывают вычислительные
навыки, но и умения классифицировать предметы, определять взаимосвязи в
природе.
Одно из наиболее удачных мероприятий проведённых во время
формирующего этапа нашего исследования урок путешествие "По следам
загадочных знаков". Урок проходил в дружественной обстановке. Дети
самостоятельно разделились на команды и выбрали капитанов.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Комплекс дидактических игр.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.