ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР).

  • Игры
  • Работа в классе
  • docx
  • 04.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игровая технология Публикация .docx

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР).

 

Аннотация. В статье обобщены рекомендации и советы по использованию игровой технологии для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Даны понятия технологии, ее задачи и требования. Приведены примеры использования технологии для развития конкретных навыков и умений. Отражены специфические особенности детей. Представленный материал можно использовать при планировании образовательной деятельности с любым контингентом детей с ОВЗ.

 

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, игровая технология, дети с ТМНР

 

«Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» - Л. С. Выготский. Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. С. Л. Рубинштейн считал, что «Игра – школа жизни и практика развития детей». [3]

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей с ТМНР.

На сегодняшний день, у детей с ТМНР оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру они не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Действуют пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать.  Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.

В данной статье приведу примеры, которые использую во время урочной и внеурочной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) при реализации СИПР (специальная индивидуальная программа развития).

 Игровая деятельность должна происходить на всех видах уроков и занятий, что позволяет продвинуться в развитии. Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.

Главной задачей игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки. [2, 16]

Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Задачи использования игровой технологии:

·               Достигнуть более высокого уровня мотивации, осознанной потребности в освоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка;

·               подобрать средства, активизирующие познавательную активность ребенка и повышающие её результативность;

·               подобрать средства, активизирующие интерес ребенка к окружающему социальному и природному миру;

·               подобрать средства, обогащающие социальный опыт ребенка;

·               Потребность в игре и желание играть, направлять в целях решения определённых образовательных задач.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.

Игры должны быть обязательно:

А) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

Б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

В) игры должны быть социально ориентированные.

2. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

  При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой. [2, 18]

При подборе игр для детей с ТМНР всегда учитываются следующие требования:

·               игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;

·               соответствие игры (игрового упражнения) возрасту обучающихся и уровню их психофизического развития;

·               учёт структуры дефекта;

·               подбор игрового материала с постепенным усложнением;

·               связь содержания игры с системой знаний (представлений) ребёнка;

·               учёт принципа смены видов деятельности;

·               использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

·               соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

В своей педагогической деятельности для развития детей с ТМНР ежедневно применяю игровые моменты (игровые упражнения), как на занятиях, так и во время внеурочной деятельности:

·               пальчиковая (чаще всего пассивная) гимнастика в стихотворной и игровой форме;

·               пассивная артикуляционная гимнастика;

·               элементы сюжетно-ролевой игры;

·               элементы театрализованных игр;

·               игровые упражнения, стимулирующие развитие зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного восприятия;

·               игровые упражнения на обогащение сенсомоторного опыта ребенка;

·               игровые упражнения на развитие двигательной активности.

У детей с ТМНР имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную работу необходимой и проходящей через все виды деятельности. В качестве тренировочного материала использую образцы цветной бумаги, ткани, пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой же по цвету, размеру».  [ 1, 13]

Математические игры отличаются от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования. Чтобы играть – надо знать. Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры разрабатываются с учетом особенностей детей.

Для развития математических представлений у детей с ТМНР используются дидактические игры и игровые упражнения. Они адаптированы к индивидуальным особенностям детей: использоваться крупные предметы, тактильные материалы, звуковые эффекты и простые инструкции. 

Формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения на множества, проведения операций с множествами, соотношение числа с цифровым значением, определение места числа в числовом ряду, закладывает фундамент формирования количественных понятий и отношений.

При формировании количественных представлений у детей с ТМНР лежат активные практические действия с предметами и их заместителями, использование наглядного материала.

В своей педагогической практике, использую и сама разрабатываю игры, для формирования количественных представлений у детей данной категории. Ниже представлены некоторые из игр.

Игра.  «Накорми гостей»

Цель: Уравнивание предметов по количеству.

Материалы: тарелки 5 штук, груш 6 штук.

Инструкция: положи в каждую тарелку 1 грушу.

Осталась лишняя. Что можно сделать? (добавить тарелку или убрать грушу)

Игра: «Посчитай-ка»

Цель: соотнесение количества предметов с цифрой.

Материалы: карточки с цифрами, предметами в пределах пяти.

Инструкция: назови цифры на карточке. Посчитай предметы и соотнеси их с цифрой.

Пример игры представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Игра "Посчитай-ка"

Игра: «Букет для мамы»

Цель: закрепление счета в пределах 10, через решение примеров.

Материалы: круг с цифрами, лепестки цветов с примерами.

Инструкция: Давай соберем красивый букет для мамы. На карточках лепестках написаны примеры, нужно их решить, прикрепить к серединке.

Пример игры представлен на рисунке 2.

                          

hello_html_304730.jpg

Рисунок 2. Игра "Букет для мамы"

 Игра: «Рыбалка»

Цель: закрепление счета в пределах 10, через решение примеров.

Материалы: набор рыб с примерами, ведра с ответами.

Инструкция: Миша ходил на рыбалку, поймал рыбу. Разложи улов по ведрам. Выбери карточку рыбку, реши пример, и положи рыбку в нужное ведро.

Пример игры представлен на рисунке 3.

Дидактические игры по ФЭМП: состав числа

Рисунок 3. Игра "Рыбалка"

Представления о величине важно, особенно для детей с ТМНР. Это помогает им познать каждый предмет в отдельности и понимать отношения между ними, что в целом способствует формированию более полных знаний об окружающей действительности. При формировании понятий величин, использую различные упражнения и игры.

Игра «Цветные дорожки»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Материалы: дорожки разной ширины и длины, машинки, грузовик.

Инструкция: Перед тобой две дорожки. По ним едут машины. Поставь на широкую дорожку много красных машин, а на длинную и узкую один грузовик.

Вывод: На длинной и узкой дорожке один грузовик, а красных машин на широкой дорожке много.

Игра «Домики и гномики»

Цель: сравнение предметов, раскладывание в убывающем и возрастающем порядке.

Материалы: домики разной высоты (из картона, или объемные), гномики разной высоты.

Инструкция: расставь домики в ряд, начиная от самого низкого и заканчивая самым высоким (или наоборот). В каждый домик посади гномика. (самый маленький гномик живет в …)

Вывод: результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, самый низкий, маленький – большой.

Для формирования понятия о цвете, форме, величине используют три этапа работы: первый – по сличению (дай такой же), второй – дай красный, третий – по называнию (назови).

Игра: «Бабочка»

Цель: Закрепление названий геометрических фигур.

Инструкция: выложи бабочку из фигур. Назови (покажи) какие фигуры понадобятся?

Пример игры представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Игра "Бабочка"

это способность человека воспринимать и понимать пространственные отношения между объектами. Они формируются через понимание предлогов и их практического применения.

Способность воспринимать и понимать пространственные отношения между объектами, формируются через понимание предлогов и их практического применения. Данные упражнения подойдут обучающимся, которые освоили работу с ножницами, научились правильно удерживать, направлять, соблюдать технику безопасности. Для начала педагогу нужно подготовить рабочие листы, нарисовать или написать цифры, фигуры. Инструкция учителя должна быть короткой, четкой.

Предлог «На»: разрежь полоску на две части; на две равные части; на много частей.

Предлог «Между»: разрежь между цифрами 1 и 2; между треугольниками.

Предлог «По»: разрежь полоску по цифрам 5; по четырем квадратам.

Предлог «В»: вырежи в круге треугольник, три полоски в круге.

Предлог «От»: разрежь от цифры 1 в треугольнике до цифры 5 в квадрате.                                            

Предлог «До»: разрежь до линии; до круга; до цифры 3.

Предлог «Под»: разрежь под цифрой; под кругом.

Предлог «Около»: около цифры 2; около красного квадрата.

Предлог «К»: разрежь к домику; к дереву; к треугольнику.

Предлог «Над»: разрежь над синим кругом; разрежь линией над цифрами.

Предлог «У»: остановись у цифры 3; у множества листьев.

Предлог «Перед»: остановись перед цифрой 5.

Предлог «После»: после дома дорожка пойдет к фигуре – круг.

Предлог «От»: начни резать от квадрата к треугольнику.

Предлог «Из»: вырежи из круга; начни резать из квадрата.

Рекомендации использования данных упражнений: начните с простых предлогов и постепенной усложняйте задания, используйте игровые элементы и реальные предметы, регулярно повторяйте пройденный материал, создавайте ситуации практического применения предлогов в повседневной жизни обучающихся.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Говоря о развитие мышления ребенка с ТМНР, обычно говорят о «мышлении в действии», т.е. о наглядно-действенном. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. [ 1, 12]

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной, образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ТМНР. А также выполняют психотерапевтическую функцию. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности образования, воспитания и развития детей с ТМНР.

Занятия с использованием игровых технологий очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы и равенства. Игровые технологии представляют собой эффективный метод работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.

Список литературы:

1. Астраханова Л.Н. Использование игровых технологий в начальной школе с обучающимися ТМНР для развития мотивационной сферы // Педагогическая мастерская: мет. сб. Малый Толкай, 2023. С. 10-15.

2. Верховцева В.В. Применение игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР // Педагогическая мастерская: мет. сб. Малый Толкай, 2023. С. 16-19.

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Москва: «Народное образование», 2005.