Технологическая карта урока
ФИО учителя: Рожкова Виктория Викторовна
Класс: 5
УМК: Математика. Учебник для 5 класса в двух частях. Виленкин Н.Я. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2023
Предмет: Математика
Тема: «Окружность и круг»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. В системе уроков — это урок изучения нового материала.
Цель: распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», уметь их находить в окружающем мире; определять элементы окружности
*Планируемые результаты
|
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
|
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
|
- Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах; - Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса); - Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера. |
-уметь ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на новом материале.
|
-распознавать и составлять вопросы по условиям задач; - в условиях «мозгового штурма» мыслить творчески, генерировать идеи.
|
- формулировать собственную позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; - организовывать и планировать сотрудничества с учителем и сверстниками; - находить способы взаимодействия.
|
Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.
|
Ход урока
|
|
**Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|
1 |
Организационный этап. |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
фронтальная |
Настраивает учащихся на освоение нового знания. Обеспечивает благоприятный, доброжелательный климат на уроке, готовит психологически учащихся к обучению. «Да, путь познания не гладок. И я предлагаю вам разгадать одну из самых главных загадок геометрии. Но для этого нам необходимо сначала повторить материал прошлых уроков. |
Включаются в ритм работы. Проверяют свою готовность к уроку. Готовятся к сотрудничеству |
Учащиеся готовы к уроку, к восприятию содержания урока |
Самоконтроль подготовленности к работе на уроке |
|
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (4 мин) |
Закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур. |
фронтальная |
Организует фронтальную работу по определению темы урока
(Приложение 1) |
Работают с информацией представленной в виде цепочки примеров.
|
Формулируют собственное мнение и аргументируют его |
Наблюдение |
|
3 |
Вызов. Введение в проблему: актуализация имеющихся знаний (опыта) и представлений о предмете разговора Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
|
фронтальная |
Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятия, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. (Кластер) |
Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы.
|
Формируется умение доброжелательного отношения к ответам товарищей. |
Наблюдение |
|
4 |
Осмысление. Изучение нового материала: получение новой информации. |
Актуализировать знания по теме «Окружность и круг». Развивать критическое мышление, интерес к предмету. |
парная |
Организует работу в парах, выдает макеты круга. Нацеливает на экспериментальную работу. (Приложение 2) |
Работа с макетами кругов, производят взаимооценку, сравнивают, объясняют. Формулируют тему и задачу урока |
Устанавливают и сравнивают разные точки зрения |
Взаимооценка |
|
5 |
Первичное усвоение новых знаний. |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг |
индивидуальная |
Проводит беседу о циркуле. Правила техники безопасности: «Правила пользования циркулем» (Приложение 3)
|
Выполняют прием «Инсерт». Читают самостоятельно текст пункта. Отмечают на полях карандашом знаки данного приема.
|
Читают правила по использованию циркуля. Выполняют построение самой большой и самой маленькой окружности. |
самопроверка способом сверки с образцом. |
|
6 |
Первичная проверка понимания |
Применить полученные знания через решение задач, формировать математическую речь, представлять результат своей деятельности |
Парная |
Организует и контролирует процесс решения задач в парах. (Приложение 4)
|
Проводят исследовательскую работу. |
Участвуют в обсуждении содержания материала, строят логическую цепь рассуждений; анализируют, моделируют описанную ситуацию; извлекают информацию; составляют план решения задачи, вычисляют, оформляют решение
|
взаимопроверка |
|
6 |
Первичное закрепление |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий Выявить качество и уровень усвоения знаний, выявить недостатки в знаниях и способах действий |
Индивидуальная |
Учитель выдает задания для самостоятельной работы, обсуждает пути решения этих задач, инструктирует
|
Решают задачи на построение окружностей; структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач |
Самоконтроль и самооценка собственных достижений учащимися
|
наблюдение
проверка учителем |
|
7 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обсудить домашнее задание Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания |
Фронтальная |
Дает пояснение к домашнему заданию (Приложение 6) |
Слушают рекомендации учителя |
|
наблюдение |
|
8 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
фронтальная |
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает какая задача останется на следующий уроки Игра «Верно-не верно» |
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
Оценивают свою деятельность на уроке, определять задачи по подготовке домашнего задания. |
наблюдение |
Приложение 1
На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.
![]()
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 2 раза.
5 – р
4 – у
0 - г
7 - к
Ответ: 
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ: 
- Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия.
Кластер
![]() |
|||
![]() |
Приложение 2
Задание № 1
Обведите шахматы /шашку маркером
- какая геометрическая фигура у вас получилась?
-почему вы так считаете? А может это круг?
-Обведите шахматы/шашки маркером еще раз и заштрихуйте
- какая фигура у вас теперь получилась?
-о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-сформулируйте цель урока
-давайте вернёмся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.
-какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие окружность?
(Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца . Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара.)
Смотрим на определение: Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки.
Задание № 2
На столе у Вас есть круги, возьмите их в руки (сгибание круга)
А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга. Что можно сказать о длинах диаметров? А что вы можете сказать о длинах радиусов?( d=2r)
Еще раз свернем нашу окружность, но уже не через центр, а как получится. Посмотрите, у нас появился новый отрезок, он называется хорда.
Вводит понятия круга, центра окружности, радиуса, диаметра, хорды.
Соотнесите понятия с определениями
|
Понятия |
|
определение |
|
Окружность |
|
часть плоскости, которая лежит внутри окружности. |
|
Радиус окружности |
|
отрезок, соединяющий две любые точки окружности |
|
Диаметр окружности |
|
отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности |
|
Хорда |
|
отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр |
|
Круг |
|
точка плоскости, равноудаленная от всех точек окружности |
|
Центр окружности |
|
это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки |
Приложение 3
Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.
(Дети рассказывают.)
Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
Какой ножкой циркуль чертит?
Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
Приложение 4
Исследовательская работа в парах
1) Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе.
2) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).
3) Возьмите в руки линейки и измерьте диаметры полученных окружностей.
4) Измерьте радиусы ваших окружностей.
5) Какой вывод можно сделать?
Приложение 5
Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения

Приложение 6
Домашнее задание учебник 2 часть, пункт 25 стр.6 читать
Исследовательская работа
Задание №1
Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.
Задание №2
Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.
Задание №3
Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.
Приложение 7
Рефлексия игра «Верно не верно»
|
Игра «Верно - не верно»
|
Нет. |
Да. |
|
-Сегодня на уроке мы познакомились с фигурами, которые имеют: центр, замкнутые, состоят из множества точек, расположенных на равном расстоянии от центра.
|
|
|
|
-Окружность можно построить только с помощью циркуля.
|
|
|
|
-Хорда – центр окружности.
|
|
|
|
- Окружность и круг состоят из одной точки.
|
|
|
|
- Много предметов в природе имеют круглую форму.
|
|
|
|
- Диаметр окружности меньше радиуса.
|
|
|
|
- Пуговица и колечко – это круги.
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.