Урок по теме "Окружность и круг"

  • Работа в классе
  • docx
  • 27.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.docx

Технологическая карта урока

    

 ФИО учителя: Рожкова Виктория Викторовна

Класс: 5

УМК: Математика. Учебник для 5 класса в двух частях. Виленкин Н.Я.  3-е изд. - М.: Просвещение, 2023

Предмет: Математика

Тема: «Окружность и круг»

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. В системе уроков — это урок изучения нового материала.

Цель: распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», уметь их находить в окружающем мире; определять элементы окружности

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

 

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;                           

- Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);

- Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

-уметь ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе;

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на новом материале.

 

-распознавать и составлять вопросы по условиям задач;

- в условиях «мозгового штурма» мыслить творчески, генерировать идеи.  

 

-  формулировать собственную позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

- организовывать и планировать сотрудничества с учителем и сверстниками;

- находить способы взаимодействия.

 

Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.

 

 

Ход урока

 

     **Название  

       этапа урока

 

                                                      

 

 

            

 

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

 

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

фронтальная

Настраивает учащихся на освоение нового знания. Обеспечивает благоприятный, доброжелательный климат на уроке, готовит психологически учащихся к обучению.

«Да, путь познания не гладок. 
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!»

И я предлагаю вам разгадать одну из самых главных загадок геометрии.  Но для этого нам необходимо сначала повторить материал прошлых уроков.

Включаются в ритм работы. Проверяют свою готовность к уроку. Готовятся к сотрудничеству

Учащиеся готовы к уроку, к восприятию содержания урока

Самоконтроль подготовленности к работе на уроке

2

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(4 мин)

Закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур.

фронтальная

Организует фронтальную работу по определению темы урока

 

(Приложение 1)

Работают с информацией представленной в виде цепочки примеров.

 

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Наблюдение

3

Вызов.

Введение в проблему: актуализация имеющихся знаний (опыта) и представлений о предмете разговора

Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

 

 

фронтальная

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятия, формулирует некоторые задачи урока,

составляет совместно с обучающимися план урока.

(Кластер)

Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы.

 

Формируется умение доброжелательного отношения к ответам товарищей.

Наблюдение

4

Осмысление.

Изучение нового материала: получение новой информации.

Актуализировать знания по теме

 «Окружность и круг».  Развивать критическое мышление, интерес к предмету.

парная

Организует работу в парах, выдает макеты круга.

Нацеливает на экспериментальную работу.

 (Приложение 2)

Работа с макетами кругов, производят взаимооценку, сравнивают, объясняют. Формулируют тему и задачу урока

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения

Взаимооценка

5

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг

индивидуальная

Проводит беседу   о циркуле. Правила техники безопасности: «Правила пользования циркулем» (Приложение 3)

 

 

Выполняют прием «Инсерт». Читают самостоятельно текст пункта.

Отмечают на полях карандашом знаки данного приема.

 

Читают правила по использованию циркуля. Выполняют построение самой большой и самой маленькой окружности.

самопроверка способом сверки с образцом.

6

 Первичная проверка понимания

   Применить полученные знания через решение задач, формировать математическую речь, представлять результат своей деятельности

Парная

Организует и контролирует процесс решения задач в парах. (Приложение 4)

 

 

 

 

Проводят исследовательскую работу.

Участвуют в обсуждении содержания материала, строят логическую цепь рассуждений; анализируют, моделируют описанную ситуацию; извлекают информацию; составляют план решения задачи, вычисляют, оформляют решение

 

взаимопроверка

6

 Первичное закрепление

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Выявить качество и уровень усвоения знаний, выявить недостатки в знаниях и способах действий

 

Индивидуальная

Учитель выдает задания для самостоятельной работы, обсуждает пути решения этих задач, инструктирует

 

Решают задачи на построение окружностей; структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Самоконтроль и самооценка собственных достижений учащимися

 

 

наблюдение

 

 

проверка учителем

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обсудить домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

Фронтальная

Дает пояснение к домашнему заданию (Приложение 6)

Слушают рекомендации учителя

 

наблюдение

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Соотнесение

поставленных

задач с достигнутым результатом,

фиксация нового знания,

постановка дальнейших целей

фронтальная

Задает вопросы о

задачах урока.

Спрашивает какая задача останется на следующий уроки

Игра «Верно-не верно»

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

Оценивают свою деятельность на уроке, определять задачи по подготовке домашнего задания.

наблюдение

 

 

Приложение 1

 На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 2 раза.

5 – р

4 – у

0 - г

7 - к

Ответ: 

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ: 

 - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

 Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия.

 

Кластер

Овал: Что это такое?
 

 


                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 Задание № 1

Обведите шахматы /шашку  маркером

- какая геометрическая фигура у вас получилась?

-почему вы так считаете? А может это круг?

-Обведите шахматы/шашки маркером еще раз и заштрихуйте

- какая фигура у вас теперь получилась?

-о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-сформулируйте цель урока

-давайте вернёмся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.

-какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие окружность?

(Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца . Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара.)

Смотрим на определение: Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на  равном расстоянии от данной  точки.

 

Задание № 2

На столе у Вас есть круги, возьмите их в руки (сгибание круга)

 

А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия  сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга. Что можно сказать о длинах диаметров? А что вы можете сказать о длинах радиусов?( d=2r)

 Еще раз свернем нашу окружность, но уже не через центр, а как получится. Посмотрите, у нас появился новый отрезок, он называется хорда.

Вводит понятия круга, центра окружности, радиуса, диаметра, хорды.  

Соотнесите понятия с определениями

Понятия

 

определение

Окружность

 

часть плоскости, которая лежит внутри окружности.

Радиус окружности 

 

отрезок, соединяющий две любые точки окружности

Диаметр окружности 

 

отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности

Хорда 

 

отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр

Круг

 

точка плоскости, равноудаленная от всех точек окружности

Центр окружности

 

это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на  равном расстоянии от данной  точки

 

 

Приложение 3

 Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

 Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.

(Дети рассказывают.)

 Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

 Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

 Какой ножкой циркуль чертит?

 Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

 

Приложение 4

Исследовательская работа в парах

1)    Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе.

2)    А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).

3)    Возьмите в руки линейки и измерьте диаметры полученных окружностей.

4)    Измерьте радиусы ваших окружностей.

5)    Какой вывод можно сделать?

 

Приложение 5

Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения

 

Приложение 6

 Домашнее задание учебник 2 часть, пункт 25 стр.6 читать

Исследовательская работа

Задание №1

Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №2

Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №3

Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

 

Приложение 7

Рефлексия игра «Верно не верно»

 

Игра «Верно  - не верно»

 

Нет.

Да.

-Сегодня на уроке мы познакомились с фигурами, которые имеют: центр, замкнутые, состоят из множества точек, расположенных на равном расстоянии от центра.

 

 

 

-Окружность можно построить только с помощью циркуля.

 

 

 

-Хорда – центр окружности.

 

 

 

- Окружность и круг состоят из одной точки.

 

 

 

- Много предметов в природе имеют круглую форму.

 

 

 

- Диаметр окружности меньше радиуса.

 

 

 

- Пуговица и колечко – это круги.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru