Комплексная подготовка к ЕГЭ
Оценка 4.9

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Оценка 4.9
docx
22.02.2021
Комплексная подготовка к ЕГЭ
комплексная подготоака к егэ.docx

МБОУ «Мичуринская СОШ»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Бибалаева Зубайдат Курбановна

 

 

Комплексная подготовка к ЕГЭ

(урок русского языка в 11 классе)

 

Цель:

·         закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

 

Задачи:

образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .

развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.

воспитательные : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор, тексты.

 

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент

Порождение устного текста – процесс естественный для каждого человека. По статистическим данным человек за день произносит 4,5 тыс слов. При чём женщины в 3,5 раза говорливее мужчин, однако такая словоохотливость весьма не показатель качества речи, не показатель красоты её. Все знают, что не только дети, но и взрослые иногда испытывают трудности в общении, не могут сформулировать или адекватно истолковать чужую мысль. Всему виной низкий уровень словарного запаса, бедный словарный запас человека, а ведь из-за этого могут возникать проблемы не только в устном (бытовом) общении, но это может стать причиной не успешности ребёнка на ЕГЭ.

Забота о развитии речи учащихся ложится на плечи школы, в частности на учителей русского языка и  литературы. Я задалась вопросом: как сделать так, чтобы речь моих учеников была богата, образна, чтобы они не допускали речевых ошибок, и. конечно, чтобы они успешно сдали ЕГЭ. Сегодня на уроке мы рассмотрим задания, в которых учащиеся допускают больше всего ошибок.

 

2.Постановка цели и задач урока.

 

Цель:

·         закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

·         Задачи:

·         образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .

·         развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.

 

3.Задание 4.  

Наше первое задание называется орфоэпическая разминка.

Это задание у учащихся вызывает затруднения при постановке ударения, так как подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении задания данного типа.  (Это задание позволяет проверить знания учащихся при  постановке ударения)

 

На экран проецируются слова:

Карточка. 

Задание: расставить в словах ударение

красивее

камбала

коклюш

обеспечение

вероисповедание

ворожея

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

генезис

брала

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

мастерски

банты

шарфы

углубленный

облегчить

 

 

4.     Задание 5. Актуализация знаний лексических норм.

(Это задание позволяет различать слова- паронимы и употреблять их в правильном лексическом значении)

 

На экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.

 

Как называются такие слова?

 

Паронимы - слова, схожие по звучанию, близкие по произношению,  но имеющие разное значение.

 

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

·         относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

·         проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

·         относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

 

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение. (Задание выполняется самостоятельно).

 

5.     Задание 6. Актуализация знаний морфологических норм.

(Это задание позволяет проверить знания учащихся при образовании грамматических форм разных частей речи)

(Задания с комментариями выполняются коллективно с  записью в бланк ответов)

 

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) ярче солнца

3) более пятьсот миллионов (более пятисот)

4) кратчайший путь

 

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) к трёмстам сорока четырём избирателям

2)едьте поездом  (поезжайте)

3) ихними детьми (их)

4) пятидесятью тремя метрами (пятьюдесятью)

 

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании (устно, но с записью правильного варианта в бланк ответов)

 

6. Задание 7. Актуализация знаний синтаксических норм.

(Это задание позволяет проверить знания учащихся, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка). ( Карточки распечатаны)

У вас на партах лежат карточки, ваша задача  установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. (Самостоятельная работа в парах).

Ответ запишите в ваш бланк ответов и в таблицу на доске.

 

Грамматические ошибки 

Предложения

А) нарушение в построении предложений с однородными членами

Б)Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении.

 

1) Одно из чудес на Курильской гряде , при­влекающих   туристов   со всего света, связано с гейзе­рами и вулканами.

2) Те, кто бывал в Кижах, ви­дел, как вдоль всего острова тянется   каменная   гряда, точно хребет гигантского животного.

3) А. С. Пушкин    подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

4) Я люблю музыку и кататься на коньках.

5) В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимает­ся тема свободы.

 

 

А

Б

В

Г

Д

4

1

5

2

3

 

Исправьте ошибки /устно/( на доске таблица, по очереди учащиеся заполняют таблицу ответами) 

 

7. Анализ текста. Задание 25

1.     (Это задание позволяет проверить насколько учащиеся умеют работать с предложенным текстом и на его основе создавать свой)

2.     А также формулировать проблему текста, определять позицию автора текста, высказывать свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументировать ее.

 

Текст распечатан. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой)

 

Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.

Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.  Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.

(К. Бальмонт

Задания.

3.     Сформулируйте проблему текста, которую ставит автор.

4.     Определите позицию автора текста.

5.     Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.

 

Почему любовь к Родине, к малой Родине остается у человека навсегда, независимо от того, где он находится? Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от Родины? Над такими вопросами задумываешься после прочтения текста К. Бальмонта. Автор приглашает читателей к размышлению над проблемой тоски по Родине. 

Автор с ностальгией вспоминает как «шуршат камыши», сделавшие его тем поэтом, которым он стал, как «поют соловьи» в родных местах. «Я полон беспредельной любви ... к моей матери, которая называется Россия», - пишет он. Действительно, Родина как мать, одна и на всю жизнь. Другой такой Родины никогда не будет. «Россия всегда есть Россия». 

Хочется сказать, что авторская позиция ясна и понятна. «... нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться», - утверждает К. Бальмонт. Мы понимаем, что для автора Родина - это место, где прошло его детство и юность, где сформировалась его личность, и воспоминания о ней останутся на всю жизнь. 

С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за нее. 

Аргументом в доказательство моей позиции может послужить пример из произведения А. Никитина «Хождение за три моря». Никитин рассказывает о том, что отважный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил только воспоминаниями о Родине, «Русской земле», очень тосковал о ней. 

В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов-соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «жизнью над бездной». 

Невольно вспоминается стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.». Строки поэта, находившегося в иммиграции, пронизаны болью, тоской по Родине. 

В заключение хотелось бы сказать, что данный текст представляет интерес для читателей. Он заставляет нас задуматься над тем, что ощущение Родины - важнейшее чувство для каждого человека.

9.Обобщение. Слово учителя.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)

11. Домашнее задание.

Дома напишите сочинение по данному тексту.

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ «Мичуринская СОШ» Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мичуринская СОШ» Подготовила учитель русского языка и литературы

ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся

ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение

А) нарушение в построении предложений с однородными членами

А) нарушение в построении предложений с однородными членами

С автором нельзя не согласиться

С автором нельзя не согласиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021