Обоснование программы:
«Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организуются различные спортивные кружки и секции, проводятся игры, турниры, соревнования, спортивные праздники, экскурсии, туристические походы и т.д. Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.Обоснование программы:
«Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организуются различные спортивные кружки и секции, проводятся игры, турниры, соревнования, спортивные праздники, экскурсии, туристические походы и т.д. Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
proekt_zdorove.doc
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
Обоснование программы:
«Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности
человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический,
творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Современный человек не может считаться культурным без овладения основами
физической культуры. Одной из важнейших составляющих физического
воспитания в школе является внеклассная спортивномассовая и физкультурно
оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организуются различные
спортивные кружки и секции, проводятся игры, турниры, соревнования,
спортивные праздники, экскурсии, туристические походы и т.д. Физическое
воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым,
умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует
всестороннему развитию детей. Спортивные занятия различного вида помогают
закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки
в отдельных видах спорта.
Актуальность: согласно статье 51 РФ «Об образовании» администрация ОУ
любого уровня обязана создать и обеспечить условия реализации
образовательных программ на всех ступенях обучения, гарантирующей охрану и
укрепление здоровья подрастающего поколения и его реализаторов педагогов. Доминирующие причины снижения здоровья детей и вызывающие тревогу:
отсутствие и общественного и индивидуального создания, как у взрослых, так
и у детей, представлений о здоровье, как важнейшей ценности человеческого
бытия;
не принято проявлять заботу о здоровье превентивном уровне, о нем
вспоминают лишь при его утрате;
не формируются потребности учащихся и устойчивая мотивация,
направленная на сохранение здоровья, как высшей ценности;
не могут учащиеся оценить уровень своего здоровья. Не знают, как сберечь
его в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, как восстановить
его своими силами;
не владеют дети ( да и взрослые) комплексом целенаправленных действий на
укрепление потенциала имеющего здоровья.
Нормативноправовое обеспечение программы «Здоровье»:
Федеральный закон «Об образовании»2000г.№53 –ФЗ об утверждении
федеральной программы развития образования, ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
Приказ №176/2017, 2003г. «О мерах улучшения здоровья детей в РФ»
Программа «Здоровый ребенок»;
Закон об образовании, статья №51, здоровье школьников относится к
приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования;
Приказ Мин.Образования РФ №2715/227/166/19 от 16.07.2002г.
«О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных
учреждениях РФ»
Городская программа «Охрана и укрепление здоровье здоровых на 20052010
годы»
Комплексное понятие «здоровья» включает в себя следующие компоненты:
Здоровье как состояние полного физического, психологического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических
дефектов.
Пояснительная записка.
На основе поставленных целей и определений приоритетности направлений
реализации данной программы, можно определить как содержание деятельности,
так и адекватные формы работы, которые позволят получить позитивные
результаты укрепления здоровья учащихся, осуществить прогноз формирования
отношения учащихся и педагогов к собственному здоровью, как к ценности
обеспечивающей нормальную социальную адаптацию и последующую
самоактулизацию учащихся: Снижение заболеваемости учащихся и рост качества образования за счет
системности работы и последующей, успешной образовательной
деятельности;
Сохранить бодрость в течение дня в процессе образовательной деятельности;
Получить дополнительный ресурс за счет активности на уроках физической
культуры, переменах , динамических пауз и т.д.
Сформировать комплекс валеологических знаний;
Практико – ориентированная деятельность на укрепление здоровья учащихся:
спортивные праздники, дни здоровья, походы на природу, участие в
различных соревнованиях и турнирах;
Развитие индивидуальных особенностей учащихся на основе занятий в
спортивных секциях;
Педагогический коллектив ставит
Цель: способствовать формированию у обучающихся стремления к сохранению
и укреплению своего здоровья, создание наиболее благоприятных условий для
развития физических способностей, формирование навыков здорового образа
жизни.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
Выявление одаренных детей, обладающих уникальными физическими
способностями, содействие полному их раскрытию;
Привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и
учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая
при этом равные шансы на победу для всех участников;
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и
широкая пропаганда здорового образа жизни;
Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями города по
вопросам профилактики заболевания. Предупреждение детского травматизма
на дорогах.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Сроки реализации программы: 2007 – 2012 учеб. год.
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее
дополнению и совершенствованию.
Деятельность по реализации программы предполагает: 1.Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами, для
совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, восточными
единоборствовами, лаптой, пауэрлифтингом, стрельбой и туризмом.
Создание школьного клуба «Олимп».
2.Проведение разнообразных спортивных соревнований и праздников, турниров,
эстафет, игр, дней Здоровья, турслетов, походов, показательных выступлений по
видам спорта.
3.Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских
собраний, лекториев, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка .
4.Организацию экскурсий, походов, прогулок.
5.Организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе и в
каникулярное время.
6.Пропоганду здорового образа жизни среди обучающихся и взрослых.
7.Привлечение внимания родителей и других представителей взрослого
населения города и микрорайона к проблемам формирования здорового образа
жизни.
8.Формирование у школьников осознанной потребности в сохранении своего
здоровья. Включение в работу ОУ образовательных программ, направленных на
формирование ЗОЖ.
9. Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья
школьников, доступность сведений для каждого педагога; регулярный анализ
результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с
педагогами, родителями. Снижение заболеваемости обучающихся.
В реализации программы принимают участие:
обучающиеся школы;
члены педагогического коллектива, педагоги дополнительного
образования;
медицинские работники;
родители, общественность, спонсоры.
Оценка эффективности реализации программы:
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирования здорового образа
жизни;
привлечение учащихся к занятиям в секциях и кружках спортивной
направленности;
внедрение здоровьесберегающих принципов в систему обучения;
повышение качества и количества мероприятий по организации и
проведению физкультурнооздоровительной работы; просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, а также
углубится в вопросы связанные с мониторингом здоровья и спортивно
оздоровительной работы в школе.
Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы
Учебно – воспитательная работа – научно обоснованная и строго
регламентированная.
1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для
учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым
условиям.
Валеологический анализ расписания уроков.
2.
3. Организация перемен и длительной динамической паузы с
обязательным пребыванием детей на свежем воздухе
(14 классы).
4. Организация перемен и создание на переменах таких
условий, которые бы способствовали оптимальному
двигательному режиму учащихся разных возрастов.
Включение вопросов с определенной валеологической
направленностью в план учебных программ по биологии,
ОБЖ, психологии и др.
5.
6. Повышение валеологической грамотности учителей.
Сентябрь –
ноябрь
Сентябрь, январь
В течение всего
года
В течение всего
года
В течение всего
года
Январь, декабрь
7. Структурирование учебных программ на основе
Май
валеологических принципов.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на
отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение
подвижности адаптационных перестроек работоспособности под действием
природных и социальных факторов обитания.
1. Создание «Паспорта Здоровья» .
2. Осуществление контроля, за соблюдением норм учебной
нагрузки (дневной, недельной, годовой).
Сентябрь –
октябрь
Октябрь – апрель
3. Проведение валеологической оценки степени трудности
Сентябрь – март
новых учебных программ и методов обучения с целью
адаптации их и функциональным возможностям учащихся
разных возрастных групп.
Запуск медико – педагогического мониторинга детей и
4.
Апрель – май подростков при зачислении их в школу.
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и
своевременное выявление отклонений в развитии здоровья воспитанников,
профилактика заболеваний.
1. Плановый медицинский осмотр
2. Формирование, сохранение и корректировка здоровья
учащихся и педагогов.
3. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения –
отопление, освещение, водоснабжение и т.д.
4. Контроль пищевого рациона.
5. Контроль за состояние рабочей мебели.
6. Плановая диспансеризация учащихся.
7. Определение групп здоровья
Сентябрь, январь
В течение всего
года
В течение всего
года
Октябрь – ноябрь
Ноябрь – февраль
Март, апрель
Сентябрь –
октябрь
1.
Научно – методическая и опытно – экспериментальная работа
скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и
укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских
учебных программ, методик и методов обучения, а так же их
экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса
валеологии для учащихся)
Внедрение новых результатов научных достижений в
области экологии, медицины, психологии, касающихся
охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в
практику учебно – воспитательного процесса.
Сентябрь –
ноябрь
2. Обеспечение научно – методической литературой,
учебными программами по валеологии учащихся разных
возрастов.
В течение всего
года
3. Контроль над недопустимостью использования в отношении
Декабрь – январь
учащихся и учителей не проверенных оздоровительных
систем и методов. Информационно – просветительная работа – пропаганда здорового образа
жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам,
включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1. Использование различных форм массовой пропаганды
здорового образа жизни: организация лекций, проведение
дней здоровья и т.д.
2. Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет,
оформление уголков здоровья в классных комнатах,
воспитание учащихся личным примером учителей.
В течение всего
года
В течение всего
года
План реализации программы «ЗДОРОВЬЕ»
1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и
состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.
№ Мероприятия
1. Оформление медицинских карт
и листовок здоровья в классных
журналах. Комплекции на их
основе физкультурных групп.
Срок
Сентябрь
Ежегодно
Класс
1 11
2. Профсмотр детей в условиях
школы.
Декабрь – апрель
Ежегодно
1 11
3. Анализ случаев травматизма в
В течение года
1 11
школе.
4. Анализ посещаемости и
В течение года
1 11
пропусков занятий по болезни.
Ответствен
ный
Мед. сестра,
классный
руковод.
учитель
физкультуры
Мед. сестра,
прикрепленн
ый врач
педиатр.
Мед. сестра,
зам.
директора
по УВР
Мед. сестра,
классный
руководит.
2. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.
№ Мероприятия
Срок
1. Тестирование уровня
физической подготовленности
учащихся.
Сентябрь –
октябрь
Апрель – май
Класс
1 11
Ответствен
ный
Учитель
физкультуры 2. Психологический мониторинг
В течение года
Психолог
здоровья учащихся:
Тест на адаптацию в школе
Тест на тревожность
3. Оказание психолого
в течение года
педагогической помощи семьям
в стрессовых ситуациях
14,
58
911
111
4. Динамика изменения
Декабрь, май
1 11
показателей здоровья учащихся
Зам.
директора по
ВР.
Соц. Педагог
зам.
директора по
УВР
3. Контроль над соблюдением санитарно – гигиенического режима в школьном
учреждении
№ Мероприятия
Класс
Срок
1. Эстетическое оформление
Ежегодно
1 11
класса, школы, спорт. комплекса
2. Смотр кабинетов, спорт.
комплекса и их соответствие с
гигиеническими требованиями:
Проветривание
Освещение
Отопление
Вентиляция
Уборка
Рациональное расписание уроков,
не допускающее перегрузок.
3.
Все
помеше
ния
1 11
Ежедневно
1 раз в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Ежедневно
Ежегодно
4. Контроль за качеством питания и
Ежедневно
питьевым режимом.
5. Диагностика загруженности
Ежегодно
учащихся домашними заданиями
6. Организация активного отдыха на
Постоянно
14
переменах
Ответствен
ный
зам.
директора
по УВР
Мед. сестра,
зам.
директора
по УВР и
АХЧ,завхоз.
зам.
директора
по УВР
Мед. сестра,
зам.
директора
по УВР
зам.
директора
по УВР
Классный
руководител
ь 4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний учащихся
№ Мероприятия
Срок
Класс
1. Прививки детей согласно приказам
Ежегодно
1 11
Минздрава
Ответственн
ый
Мед. сестра
2. Профилактическая работа во время
Ежегодно
1 11
Мед. сестра,
эпидемии
3. Профилактическая работа через
Ежегодно
1 11
беседы, лекции, просмотры научно
популярных программ и фильмов.
4. Соблюдение гигиенических норм и
Ежегодно
1 11
правил для учащихся
5. Проведение общешкольного
Ежегодно
1 11
конкурса «Самый здоровый класс»
6. Проведение общешкольного
творческого конкурса «Час
здоровья»
Ежегодно
1 11
зам. директора
по УВР,
классный
руководитель
Мед. сестра,
кл.
руководитель
зам. директора
по
УВР,соц.пед.
зам. директора
по УВР,
ст.вожатая
5. Физическое воспитание, организация активно – двигательного досуга.
№ Мероприятия
1.
Разработка плана проведения
спортивномассовых и
оздоровительных мероприятий
Срок
Август
2. Профилактика нарушения осанки
Ежегодно
на уроках физкультуры
3. Подвижные перемены с
использованием спортзала и
рекреации.
4. Организация школьных
соревнований и участие
школьников в городских и
областных соревнованиях.
Приложение 3
5. Организация дней здоровья,
прогулок, поездок, экскурсий,
Ежегодно
Ежегодно
1 11
В течение года 1 11
Класс
1 11
1 11
1 11
Ответственн
ый
зам.
директора по
УВР
Учитель
физкультуры
Учитель
физкультуры и
начальных
классов
Учитель
физкультуры,
классный
руководитель
зам. директора
по УВР, Ежегодно
1 11
классные
руководители
Учитель
физкультуры,
тренер –
преподаватель
по виду
спорта, зам.
директора по
УВР
спортивных праздников, походов и
турслётов.
6. Организация работы спортивных
секций и кружков для учащихся
школы и микрорайона:
баскетбол
волейбол
лапта
футбол
пауэрлифтинг
группа ОФП
настольный теннис
тхэквондо
борьба дзюдо
стрельба
туризм
шашки, шахматы
7. Создание школьного спортивного
Октябрь2011
1 11
клуба «Олимп»
8. Организация оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием
при школе и с выездом за пределы
области
Ежегодно
В течение года
9. Организация утренней гимнастики
В течение дня 1 – 11
и физкультминуток во время
учебного процесса
зам. директора
по УВР
Начальник
оздоровительн
ого лагеря
Учителя
предметники
6. Основы безопасности жизнедеятельности учащихся.
№ Мероприятия
Срок
Класс
1. Проведение занятий по правилам
По плану
1 11
дорожного движения (выступление
сотрудников ГИБДД, тематические
классные часы, викторины,
конкурсы)
2. Профилактика травматизма и
В течение года 1 11
предупреждение несчастных случаев.
3. Проведение инструктажей по
В течение года 1 11
Ответствен
ный
зам.
директора
по УВР,
классные
руководител
и
Преподавате
ль ОБЖ,
классные
руководител
и
Учителя правилам техники безопасности на
занятиях физической культуры,
химии, технологии и физики и т.д.
4. Проведение занятий с учащимися по
правилам поведения на каникулах, в
общественных местах, водоемах.
5. Статистика и анализ случаев
травматизма в школе
По плану
1 11
В течение года 1 11
7. Пропаганда здорового образа жизни.
№ Мероприятия
Срок
Класс
1. Тематические классные часы,
лекции, познавательные игры,
агитбригады, конкурсы: рисунков,
плакатов, стихотворений, различных
акций. презентаций .
Приложение 1
2. Совместная работа с учреждениями
здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике
токсикомании, наркомании, курения,
алкоголизма.
В течение года 1 11
По плану
1 11
3. Обучение учащихся оказанию первой
В течение года 1 11
медицинской помощи.
4. Пропаганда физической культуры и
В течение года 1 11
ЗОЖ через уроки биологии,
географии, химии, ОБЖ, экологии,
физической культуры.
5. Тематические родительские
По плану
1 11
собрания.
Приложение 2
предметники
Классные
руководител
и
Социальный
работник
Ответствен
ный
классные
руковод.
Ст.вожатая
зам.
директора
по УВР,
классные
руковод.
Мед. сестра
Учителя
предметники
классные
руководител
и Функции различных категорий работников школы в контексте реализации
программы:
1. Функции директоров и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация,
контроль;
общее руководство по организации валеологической службы в школе;
общее руководство за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация контроля проведения уроков физической культуры;
обеспечение работы спорткомплекса во внеурочное время и во время
каникул, спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического
здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее
контроль;
организация и создания банка данных о социально неблагополучных семьях и
обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической и социальной службы в школе.
2. Функции классного руководителя:
санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике наркомании, табакокурения и алкоголя;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей и учащихся с представителями
правоохранительных органов, работниками ГИББД, ОППН, медработниками,
наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий, (беседы, диспуты,
лекции, КТД, конкурсы, агитбригады, и др.) в рамках программы
«Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и
психологического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся,
правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Заключение:
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от
включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной
программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих
перед ним задач.
Приложение 1
Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования
здорового образа жизни.
14 классы
Цикл бесед «Гигиена школьника»
«Твой режим дня»
«Здоровый образ жизни и природа»
«Безопасное поведение во время каникул»
Цикл бесед «Наше здоровье в наших руках»
«Мои привычки»
«Учусь находить новых друзей, интересные занятия»
Цикл бесед «Как уберечь себя от беды
57 классы
«Как сохранить здоровье»
«Мой режим дня»
«Здоровые привычки – здоровый образ жизни»
«Режим питания»
«Здоровье и спорт»
«Вредные привычки и их преодоление»
Цикл бесед «Гигиена школьника»
«Особенности влияния никотина и других токсичных веществ на развитие
организма человека»
«Мои полезные привычки: сон, прогулки, питание, спорт»
«Нет наркотикам», «ОВИЧ инфекции»
«Правильное питание» 811 классы
«Зависимость здорового человека от окружающей среды »
«Влияние вредных привычек на организм человека»
«Гармония тела и духа»
«Занятия по профилактике наркомании»
«Красота и здоровье. Гигиена девушки и юноши»
«Безопасное поведение и охрана здоровья»
«Как заражаются ВИЧ инфекцией ?»
«Мой план самовоспитания», «Мой режим дня, мое питание»
«Овладение методами повышения стрессовой устойчивость»
«Умение управлять собой», «Безопасное поведение»
«Дружба и любовь»
Приложение 2
Тематика родительских собраний
Психологические особенности учащегося (по возрастам)
Режим дня и гигиенические нормы
Режим питания
Лекции нарколога и врача кожновенерологического диспансера
Семейные конфликты (ведет психолог)
Как уберечь вашего ребенка от наркотиков
Физическое воспитание детей в семье
Режим труда, учебы и отдыха
Здоровая семья, нравственные аспекты.
Приложение 3
Соревнования и спортивные праздники.
«Веселые старты», «Спортивные эстафеты», «Старты надежд»
«Мама, папа, я – спортивная семья», «Если бы парни всей земли», «А ну
ка девушки», «День школы», «Муравейник», «Дни Здоровья»,
праздники микрорайона.
День бегуна, стрелка, прыгуна и т.д.
Конкурс веселых пирамид, снежные спартакиады,
Викторины, встречи, спортивный КВН
Русские народные игры и забавы Внутришкольный соревнования по видам спорта,
Внутришкольная спартакиада на кубок «Памяти Героя Советского Союза
И.П.Крамчаниного».
Военноспортивная игра «Зарница»
Шахматношашечный турнир Школы
Соревнования по туризму , однодневные и многодневные походы
Соревнования по комплексу ГТО
Матчевые встречи по видам спорта с учащимися других школ
Дни открытых дверей, с показательными выступлениями учащихся
Городские соревнования по видам спорта
«Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания»
Городские соревнования среди педколлективов.
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.