Здоровьесберегающая программа "Биофитнес" для детей младшего школьного возраста
Эффективность воспитания и обучения младших школьников зависит от их здоровья, так как здоровье является важным фактором работоспособности и гармоничного развития детского организма. Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач. Уроки здоровья в начальной школе ставят своей целью воспитать потребность в здоровом образе жизни. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей способствующих повышению уровня здоровья и физического совершенствования школьников.
Для решения данной проблемы разработана здоровьесберегающая Программа «Биофитнес» для учащихся 1 - 4-х классов, основанная на современных отечественных и зарубежных методиках. Весь накопленный педагогический опыт удалось обобщить, систематизировать, создать свое новое, и дать в доступной, и привлекательной форме своим школьникам, начиная с самого их первого урока физкультуры, приучая их к систематическим занятиям физкультурой.
Программа «Биофитнес» - это комплекс нового направления современной оздоровительной физической культуры, которая дополняет школьную программу, позволяет ввести инновации на урок физической культуры, внедрять нетрадиционные виды гимнастики, использовать нестандартный инвентарь.
Основу Программы «Биофитнес» составляют упражнения фитнеса, а так же упражнения оздоровительных видов гимнастики и лечебной физкультуры, том числе традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, содействующие развитию и оздоровлению различных функций и систем организма ребенка.
Здоровьесберегающая программа «Биофитнес» построена на следующих принципах оздоровительно-коррекционной направленности:
Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач урока. Все средства подразделены на две группы – комплексы упражнений общей и специальной направленности, которые выполнялись из различных исходных положений, с заданным темпом и ритмом, в зависимости от нагрузочного воздействия на каждого школьника. Комплексы общей направленности состояли из упражнений общеразвивающего воздействия (строевые, общеразвивающие, прикладные, упражнения суставной гимнастики).
Комплексы специальной направленности составляли упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, развития двигательных качеств, упражнения оздоровительных видов гимнастики и спорта, офтальмотренаж, элементов самомассажа, которые состояли из композиций образного характера и танцевальной направленности, под специальное музыкальное сопровождение с определенным ритмом, темпом, в зависимости от интенсивности нагрузки. Упражнения и комплексы составлялись в зависимости от поставленных задач, где выбор средств имел разную целевую направленность.
Структура урока - трехчастная: вводная, основная и заключительная. Вводная часть состоит из общеразвивающих, корригирующих, дыхательных и стретчинг упражнений. Основная часть - из аэробной и анаэробной (силовой) составляющей, в которой решались задачи общей и специальной направленности средствами оздоровительного фитнеса, где разучивались специальные коррекционно-профилактические упражнения и комплексы как с предметами, так и без предметов, подвижные игры, креативные задания. Силовая часть включала упражнения на укрепление мышечной системы и развития двигательных способностей. Для увеличения нагрузки применялись упражнения в сопротивлении, с различным инвентарем: тренажеры, гантели, набивные мячи, скакалки и др. В данной части большое внимание уделялось подвижным и спортивным играм. В заключительную часть вошли упражнения релаксации, стретчинга, элементы самомассажа, выполняемые в различных исходных положениях, так же использовались медленные танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения, элементы аутотренинга, стретчинга и йоги.
Уроки проводились с использованием группового и индивидуального и дифференцированного методов обучения.
Методика обучения упражнениям подразделялась на три этапа:
Первое положение Программы «Биофитнес».
Физическое воспитание осуществляется одновременно с формированием установок, навыков, способов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. В ходе урока проводятся «Валеологические минутки здоровья», на которых дети получали первоначальные знания о своем теле, о профилактике заболеваний; учились осознанному отношению к собственному здоровью.
Второе положение.
С учетом особенностей развития детей создаю варианты среды, направленной на удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности, развитие интеллектуально-творческих способностей. Для этого мной был написан и реализован проект оснащение физкультурного зала спортивным оборудованием тренажерного, игрового и специально характера.
Третье положение.
Моделирование двигательного режима, предусматривающего рациональное сочетание разных типов уроков по физической культуре (традиционной и нетрадиционной структуры):
Четвертое положение
Разработка и апробация комплексов физических упражнений и игр для оздоровительных и коррекционно-развивающих занятий по физической культуре.
Оценка эффективности Программы «Биофитнес» в процессе физического воспитания детей строилась на основе следующих критериев:
Эффективность программы повышалась за счет нестандартной и творческой формы проведения урока. С этой целью применялись разные приемы и методы в зависимости от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и особенностей усвоения каждым ребенком программного содержания.
Таким образом, разработанная здоровьесберегающая программа «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста позволила учащимся успешнее обучаться в школе и значительно повысила их уровень здоровья.
Привожу пример перспективного планирования по программе «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста на Сентябрь месяц (Приложение 1).
Приложение 1
Тематическое планирование на Сентябрь
к программе «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста
№ |
Раздел программы |
Неделя |
Колич. занятий в неделю |
Задачи
|
Продолжительность |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
1 |
Теоретическая и психологич. подготовка |
+ |
+ |
+ |
+ |
На каждом уроке ФК |
Привитие интереса к регулярным занятиям Био-фитнесом, правила техники безопасности, достижение высокого уровня соревновательной готовности |
1-3 мин. 1раз в неделю на уроках биофитнеса |
1 |
Фитнес-аэробика |
+ |
|
|
|
2
|
Обучение выполнению под музыку с базовых упражнений и аэробного стиля выполнения упражнений |
12-15 мин на утр. гимн. 20-23 мин. на уроках биофитнеса |
2 |
Фитбол-гимнастика |
|
+ |
|
|
2
|
Формирование осанки, укрепление кардио-респираторной системы |
25-30 мин. на уроках биофитнеса |
3 |
Степ-аэробика |
|
|
+ |
|
2
|
Гармоничное развитие функций организма занимающихся |
20-30 мин. на уроках биофитнеса |
4 |
Био-гимнастика |
|
|
|
+ |
2 |
Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата |
30-40 мин. на уроках биофитнеса |
5 |
Суставная гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
ежедневно |
Развитие гибкости мышц и суставов |
5-8 мин. на уроках биофитнеса |
6 |
Зрительная-аэробика |
+ |
+ |
+ |
+ |
ежедневно |
Профилактика миопии |
5-8 мин. на утр. гимн. уроках биофитнеса |
7 |
Пальчиковая гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
ежедневно |
Развитие тонкой моторики пальцев |
5-7 мин. на утр. гимн. уроках биофитнеса |
8 |
Релаксация |
+ |
+ |
+
|
+ |
ежедневно |
Развитие способности к мышечному расслаблению |
5-6 мин. на уроках биофитнеса |
9 |
Звездная осанка |
+ |
+ |
+ |
+ |
ежедневно |
Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата |
5-7 мин. на утр. гимн., уроках биофитнеса |
10 |
Стретчинг |
+ |
+ |
+ |
+ |
ежедневно |
Развитие гибкости и коррекция нарушений осанки |
2-3 мин. на уроках биофитнеса |
11 |
Элементы ЛФК |
|
+ |
|
|
ежедневно |
Профилактика и коррекция функциональных отклонений |
3-4 мин. на уроках биофитнеса |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.